Главная Главная  /  Богородская газета  /  Земляки  /  Заочный разговор с мастером  / 

Заочный разговор с мастером

26 апреля 2019 г.
Заочный разговор с мастером

Александру Степановичу Куницыну – 90 лет

Единственный и неповторимый

Если бы с помощью фантастической машины времени мы переместились бы на 35-45 лет назад в 70-е, 80-е годы прошлого столетия, кто бы, на ваш взгляд, был самым популярным лицом в нашей родной «Богородской газете», то есть в «Ленинской победе»? Не удивлюсь, если на этот вопрос услышу абсолютно единодушный ответ: Тимченко, Куницын, Мокеев. Ну как же иначе? Александр Андреевич Мокеев был редактором, Елизавета Ивановна Тимченко – самым читаемым литсотрудником, а Александр Степанович Куницын – единственным и неповторимым штатным фотокорреспондентом. Газета выходила тогда на четырех страницах четыре раза в неделю – во вторник, среду, пятницу и субботу тиражом в разные годы от 10 до 17 тысяч экземпляров. И в каждом номере – минимум три-четыре фотографии. И под каждой подпись: фото А. Куницына, фото А. Куницына. И так – изо дня в день, из года в год. Хорошо ли это, плохо ли – другой вопрос. Но бесспорно то, что это были отличные снимки. И по содержанию, и по качеству подготовки к печати. Несмотря на то, что качество печати самой газеты в местной типографии по независящим от журналистов причинам оставляло желать лучшего.

Ревностно и строго

В чём же секрет успеха и популярности Александра Степановича как фотокора? Сразу скажем: он не был жёстким эгоистом в своём деле, то есть с удовольствием допускал на поле своей деятельности и помощников, и конкурентов. У него было немало единомышленников среди любителей фотографии. Насколько дружескими были их отношения, не знаю. Но в разное время общались с ним и Александр Смирнов, и Юрий Марков, и Александр Санкин, и Виктор Язьков. Одно заметим: Куницын очень ревностно и строго судил как свои снимки, так и других авторов. Вот это чрезвычайно серьезное отношение к своей профессии, на мой взгляд, и стало первопричиной его успеха в творчестве. Именно в творчестве. Потому что, работая в газете, он стал не просто хорошим фотографом, а художником, настоящим мастером, фотожурналистом. Не случайно мы, его коллеги, с некоторых пор единодушно называем А.С. Куницына легендой богородской журналистики и, слава богу, живой легендой. 28 апреля нашему дорогому, уважаемому другу и старшему товарищу Александру Степановичу исполнится 90 лет. И хотя по семейным обстоятельствам он чуть более десяти лет назад вынужден был покинуть родной Богородск, душой он по-прежнему с нами. И мы, его младшие друзья Л.Н. Бадерко, В.И. Борисов, Н.А. Пчелин, Д.А. Сургутов, В.Б. Михельсон, С.Е. Кузьмичев, шлём ему большой искренний привет в город Череповец Вологодской области, где он сейчас проживает в семье своей любимой дочери Елизаветы. Будь здоров, Степаныч! А мы ещё повспоминаем, поговорим о его широкой натуре, одаренной немалыми талантами. Чего стоят только его усердие и терпение, чтобы выстроить привлекательный сюжет очередного снимка. Снимать «Зенитом» или «Киевом», самыми продвинутыми на то время фотоаппаратами – всё равно это не то, что сейчас снимать цифровыми фотокамерами: нащелкал автоматически сколько угодно кадров от живота и выбирай лучшие. В крайнем случае потом можно ещё в фотошопе кое-что подправить (это не в обиду, конечно, нынешним спецам – я упрощаю ситуацию. Свои немалые сложности в работе специалиста-фотокора есть и сейчас). Тем не менее стоит вспомнить, как скрупулезно работал с постановкой кад- ра Александр Степанович. Он и сам выматывался вконец за очередной съёмкой, и героев своих порой доводил до изнеможения: и так повернись, и туда посмотри, и выпрямись, и расслабься, и улыбайся, и не щурься, и рот закрой… Зато каков был результат! К тому же если ещё в лаборатории поработать над проявкой пленки, по-хорошему «поколдовать» над снимками в тишине и полумраке, да если чуть-чуть ретуши добавить… его доярки с буренками да пеструшками на фото получались такими, что хоть каждую на ВДНХ посылай – там непременно заинтересуются. А как он боролся за свои художества?! Как отстаивал целостность сюжетного построения? Это тоже интересная история. Ведь в газетном деле никак не обойтись без столкновения мнений. Взять хоть отдельную публикацию, хоть фотографию. Одному нравится, другому нет. Один думает, что надо ещё что-то пояснить в статье, расширив её, другой, наоборот, настаи- вает на сокращении материала. Так же и с фотоснимком. Один предлагает дать это фото покрупнее, другой требует подрезать фотографию, слишком много места занимает – текстом приходится жертвовать. Четких критериев того, как правильно поступить в каждом конкретном случае, нет. Есть только общие элементарные требования. А в остальном – дело вкуса и целесо- образности. А эти понятия у всех разнятся. Отсюда и споры, порой довольно острые. Степаныч в таких случаях не отмалчивался. И начальственного окрика не боялся, и сам мог добавить суровость в голосе, будь перед ним хоть ответственный секретарь Николай Иванович Романов, хоть автор статьи, хоть сам редактор газеты Мокеев. Главное для него было – сохранить целостность восприятия снимка. Чтоб он отражал замысел съёмки, значимость события, характер человека, чувства героя или героини, изображенных на фото. В его кухне фотокорреспондента было много разных нюансов, о которых необязательно было знать постороннему. А сам знал свою работу, как никто другой, до мельчайших тонкостей. Поэтому и ценил её, потому и отвечал за неё в полной мере и переживал за конечный результат – как будет смотреться его очередное фото, его работа в газете, как отзовется о ней читатель. Всё это ему было далеко не безразлично. Хотя за многие годы работы в газете мог бы, кажется, и свыкнуться с неудачными снимками, и закрывать глаза на порой вынужденную халтуру. Всякое ведь бывает на практике.

Учился и учил

Однако это не про Куницына. Иначе он бы сам себя не уважал и не прослыл бы таким мастером. Его ценили коллеги из других газет. К нему приезжали учиться. Он одним из первых среди районных фотокорреспондентов в своё время в совершенстве освоил хитроумный аппарат по нарезанию клише, переносу фотоизображения на цинковую пластину. Потом учил других, проводил специальные семинары. К его авторитетному мнению всегда прислушивались коллеги и в областном правлении Союза журналистов. Многие годы он продуктивно работал там в творческой секции фотокорреспондентов. Активно участвовал он и занимал призовые места в различных профессиональных конкурсах. Общался с маститыми фотохудожниками, учился у них, впитывал всё то, что могло пригодиться в повседневной работе фоторепортёра. Сотрудники «Ленинской победы» были рады за Александра Степановича и искренне гордились им, когда он, проделав огромную работу, сумел подготовить и устроить в городском Доме культуры замечательную выставку своих фоторабот. На обозрение богородчан были выставлены в крупном формате десятки портретов земляков, сельских тружеников, работников промышленного производства, сферы культуры, медицины, образования, торговли. Там были и высококлассные пейзажные фотозарисовки.

Сейчас бы такого чайку

Кстати, ко всему прочему Александр Степанович – страстный любитель природы, заядлый грибник, ягодник. Ещё с начала весны – со строчков и сморчков – и до поздней осени он неизменно на своём мотоцикле с коляской гонялся по лесным угодьям в выходные, а то и после рабочего дня. А потом любил угощать редакционную братию домашними заготовками. Особенно помнится его фирменный ягодный сбор, его витаминный чай – очень заманчивый, приятный на вид, с неповторимым вкусом и ароматом. Сейчас бы такого чайку заварить, Александр Степанович! К природе, к разного рода приключениям его тянуло ещё с мальчишеских лет, с ремесленного училища, где он познавал незабываемые уроки жизни в военные и первые послевоенные годы. А потом эта радость постижения окружающего мира воплотилась в увлекательную романтику, в привычку во всём доходить до сути. А иначе чем же, как не романтикой и чрезмерной мальчишеской любознательностью объяснить этот неординарный замысел, заставивший двух солидных на тот момент мужиков Степаныча и Андреи- ча (А.А. Мокеева) пуститься в необычное путешествие на утлой лодчонке по руслу речки Кудьмы – от самого истока до устья. Сколько было потом воспоминаний, сколько былей и небылиц рассказывалось обоими! Всё это, естественно, нашло отражение на страницах местной газеты – и в прозе, и в стихах, и, конечно, в занимательных фотографиях! Как помнится, апофеозом всех этих россказней во время посиделок за рюмкой чая были неизменные любимые «Камыши» Александра Степановича: Возле заводи в тиши, (-Эх!) Над речной волною (-Эх!) Хороши вы камыши, камыши, камыши (-Эх!) Вечернею поро-о-юууу! Да, есть что вспомнить! Любимая работа, крепкая семья – на первом плане, постоянные поездки по району, встречи с интересными людьми – скучать было некогда. Значит, хорошо всё, отлично? Нет, так в жизни не бывает. Кто же не без греха? И Александр Степанович – не икона. Возможно, были и у него слабости, были и недостатки, и промахи отдельные. Но разве о них сегодня речь? Сегодня – праздник, сегодня у Куницына юбилей, да ещё какой! Поздравляем тебя, Александр Степанович, от души! Спасибо тебе за всё и в первую очередь за твой неоценимый вклад в родную газету. Спасибо за то, что ты глубоко переживал за неё и вместе с коллективом единомышленников старался делать её лучше и лучше. Знай, что в Богородске тебя многие помнят и желают здоровья и добра! Живи дольше, Александр Степанович!

Автор: БОРИСОВ Валентин

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.