Богородская Газета

Всем родом снова - под отчим кровом

В этом году вновь, как и в 1988-м, когда состоялась первая встреча, представители всех ветвей и поколений большого и крепкого крестьянского рода Логуновых собрались в деревне Кузнецово –  под отчим кровом. 

«Со всех волостей»

ПРИЕХАЛИ, как говорится, со всех волостей, чтобы припасть к родным корням, ощутить неповторимую трогательность деревенского уклада жизни, впитать  дух предков в сохранившемся деревянном доме со знаменитой печью, где выпекались вкуснейшие хлеба, пироги и ватрушки, отведать чистейшей родниковой воды, отдать поклоны тем, кто нашел на здешнем погосте вечное упокоение.

Для одних путь был недалеким – из Богородска, Н. Новгорода, села Каменки, с Бора, для других – многочасовым: из Кирова.

За эти годы род Логуновых стал еще многочисленней. Тем важнее было познакомить малышей и подростков друг с другом, чтобы по примеру родителей, дедов и прадедов поддерживали дружбу, ценили общую корневую мощь и ветвистость, перенимали и продолжали добрые семейные традиции.

«Собраться и сосчитаться»

ОРГАНИЗАТОРОМ встречи, третьей по счету, стал один из славных продолжателей рода (по материнской линии) глава местного самоуправления Каменского сельского совета Е.Н. Тюрин.

Он напомнил, что в 1988-м здесь, в Кузнецове, собрались 34 человека (из 47 родственников), ныне же, по армейским меркам, приехали почти два взвода, а всего в родне уже 64 «штыка» – от мала до велика. И самыми плодовитыми являются каменская (там 19 продолжателей рода) и борская (14) ветви.

23 года назад были живы все десять представителей старшего поколения, включая основателя рода Ивана Никифоровича, которому тогда исполнилось 90 лет. 

– Юбилей стал хорошим поводом, чтобы «всем колхозом» собраться и сосчитаться, – говорит Е.Н. Тюрин. – Непосредственно занимался сборами родни дедушкин сын Юрий Иванович Логунов. Богородчане его хорошо помнят как генерального директора «Горьковкожобъединения», а односельчане никогда не забудут о проведенной им газификации и асфальтировании родной деревни, строительстве целого порядка современных коттеджей, благоустройстве кладбища, очистке родника и водоемов.

–  Бабушка Фелицата Осиповна умерла в возрасте 90 лет, дедушка – в 92 года, –продолжает Евгений Николаевич. – Когда мы всей родней собрались во второй раз (в 2002 году, у нас, в Каменках), помянули не только их: не стало Юрия Ивановича Логунова, а также мужей его сестер – Василия Николаевича Курыжова и Николая Алексеевича Тюрина, моего отца. Время неумолимо, и сейчас в наших рядах остались лишь два старожила рода Логуновых –  живущая на Бору Анна Ивановна Курыжова и хранительница родительского очага и семейных традиций в деревне Кузнецово Нина Ивановна Чикварова. 

Застолье на воле

НЕ ВСЯКАЯ столовая может вместить более полусотни посетителей, тем более трудно это сделать в стенах старого дома. 

Поэтому птенцы гнезда Логуновых, как  с гордостью называют себя представители этого рода, проводили торжественное застолье на воле. С утра был дождь, но солнце разогнало облака. 

Во дворе были накрыты П-образно столы, обильно разложена нарванная на огороде свежая зелень и другая крестьянская снедь (ведь даже став горожанами, выходцы из Кузнецова не оторвались от земли, передают от поколения к поколению сек-

реты бабушки Фелицаты по хлебопечению, приготовлению вкусной окрошки, солянки, выращиванию и консервированию овощей и ягод). 

Прибавьте огромный эмоциональный заряд – их знание и охотное исполнение старинных и современных патриотических и лирических песен, усиленное мастерским аккомпанементом профессионального баяниста Валерия Валерьевича Логунова.

Центр притяжения

ВСЕ ПРИВЕЗЛИ свои семейные фотоальбомы, обменивались фотографиями, выступили со стихотворными и песенными приветствиями, исполнили концертные номера. Борчане вывесили фотостенд, каменцы раздали всем диски с видеозаписями предыдущей встречи, вели съемку нынешней.

Во вступительном слове Е.Н. Тюрин привел вычитанное в одном юмористическом журнале определение, кто такие родственники. Полагают, что это «ничем не связанные между собой люди, которые периодически собираются вкусно поесть и пересчитаться по поводу изменения своего количества».

– Вроде похоже на истину, но применительно к нашему роду меня не устраивает формулировка первой части – «ничем не связанные люди», – продолжил Евгений Николаевич. – Разве у нас, здесь присутствующих, нет этой деревни, этого дома, казавшегося в детстве большим и вместительным? А сад, а неописуемо сладкая вишня, которой набирали десятки корзин? А игры в войну и прятки, когда для потайных мест и укрытий – длинный усад в 25 соток? Все мы дружно приезжали на уборку картошки, получали лопаты и ведра от бабушки Фелицаты, по ее отмашке работали наперегонки. А печь, которая кормила, грела и лечила от простуды? Что ни говори, а в нашем роду много прочных связей, а центр притяжения –  всё Кузнецово.

«Землю от пожара уберечь…»

СЛЕДУЕТ сказать, что речь идет не обо всем роде Логуновых, а только о мощно выросшем его стволе, идущем от И.Н. Логунова.

Это не значит, что участники встречи забыли другую родню. Они тепло вспоминали о том, как Иван Никифорович всю жизнь общался со своим  талантливым младшим братом Александром. Тот работал в районной газете «Ленинская победа», где вырос до редактора, а после войны долгое время возглавлял сельскохозяйственный отдел. Это было интересно Ивану Никифоровичу. Он с самого начала выписывал «районку», при встречах с братом обсуждал газетные публикации, подсказывал темы для статей, тем более что работал агрономом.

Кроме того, Александра Никифоровича интересовали рассказы И.Н. Логунова о царском времени и революции, о чем тот знал не понаслышке. Старший брат являлся участником Первой мировой войны (его призвали в армию в 1915 году), а потом – Гражданской (вернулся домой лишь в 1923 году). Потом он помогал созданию в родной деревне колхоза, закончил трехмесячные агрономические курсы, обеспечивал ежегодный рост урожайности колхозных полей.

Когда началась Великая Отечественная война, ему было 45 лет, а дома – пятеро детей. Ивану Никифоровичу полагалась отсрочка, но он вместе с молодыми односельчанами добровольно отправился на фронт защищать от врага родную землю. Имел два ранения, но после госпиталей вновь возвращался в строй. Вернулся в 1945-м храбрецом-победителем, кавалером ордена Славы III степени, нескольких боевых медалей, в том числе особенно дорогой ему – «За отвагу».

Столь же решительно и ударно трудился в колхозе, ушел на отдых, когда ему было далеко за семьдесят.

Материнская любовь и сила

–  ДЕДУШКА – молодец, но он всегда говорил, что своей уверенностью обязан надежному тылу – крепкой семье, верной супруге Фелицате Осиповне (в девичестве Гурьяновой), односельчанке, к которой посватался после Гражданской, – повествует Е.Н. Тюрин. – В 1925 году у них родилась дочь Анна, в 1929-м – Римма, в 1932-м –Нина, в 1936-м и 1939-м – сыновья Юрий и Валерий.

– Одному Богу известно, каких усилий, мук и материнской любви стоило бабушке выходить и вырастить детей, особенно в вой-ну, – продолжает он. – Она никогда не ворошила прошлое, прятала слезы по пережитому. Перенеся голод и холод, нас, внучат, старалась досыта накормить и обогреть. Вспоминаю ее снующей у печи, вынимающей с пылу, с жару вкусные пироги и ватрушки. Учила дружбе и справедливости. Эти устои добра и любви мы крепко усвоили.

Евгений Николаевич особенно рад тому, что в тот день в Кузнецово приехали все молодые поколения Логуновых – ведь им перенимать семейную традицию радушия и гостеприимства, подхватывать эстафету дальнейших дружных родственных встреч.

Сказ о сердечном «приступе»

НА ЭТОМ поучительном сказе выросло не одно поколение Логуновых. И речь не о болезни, как можно подумать, а о настоящей проверке силы любовных чувств.

Вначале стоит сказать, что старшая дочь Анна, которой сейчас 86 лет, рано начала работать в колхозе, а в 1941 году перешла в Богородскую МТС, всю войну трудилась учетчицей, помогала матери содержать семью, умела за себя постоять.

В победном 1945-м с фронта вернулся в родное Кузнецово двоюродный брат Героя Советского Союза Д.К. Курыжова Василий Николаевич. Он тоже воевал как надо, защищал блокадный Ленинград, освобождал советскую землю, брал вражеские города. И думал так же приступом, сходу, покорить сердце и взять в жены полюбившуюся односельчанку. 

Заслал сватов, но получил отказ. Второй раз сватался и опять – от ворот поворот. И лишь с третьего захода получил желанный ответ.  

– Они жили в любви и согласии, воспитав прекрасных дочерей – Нину и мою тезку Женю, – отметил Е.Н. Тюрин. – Василий Николаевич Курыжов стал в Богородске великолепным наладчиком швейных машин, потом работал снабженцем. Анна Ивановна трудилась на щетинно-щеточной фабрике в отделе технического контроля. Их дом на улице Шевченко был всегда полон гостей, а для многих племянников стал вторым кровом (после окончания восьмилетки в Шапкине они отправлялись в город, где, имея пристанище у добрых дядюшки и тетушки, получали среднее образование в седьмой школе). Я и сам, когда служил в Богородском РОВД, частенько к ним заглядывал. Сейчас Анна Ивановна живет на Бору в семье младшей дочери. При каждом удобном случае стараемся там ее навещать.

Прирастая… Каменками

РОДСТВЕННЫЙ маршрут в это село проложила Р.И. Логунова.

По окончании Богородского медучилища  ее послали по распределению в Каменскую участковую больницу, где Римма Ивановна в итоге проработала 33 года. 

Судьбой была предрешена ее встреча с веселым, разудалым, мастеровитым Николаем Тюриным, который был умелым плотником. 

– Мама с папой жили с открытым сердцем, со всем радушием привечали родственников и знакомых, тому же учили и меня со старшим братом Алексеем, – признается Е.Н. Тюрин. – Так и делаем. И жен таких же хлебосольных нашли: Алексей – Людмилу, я – Надежду, имеем поровну детей. И внучатами прирастаем, правда, брат меня обошел –  у него их четверо, у меня трое. Конечно, рады, что те дружат, общаются. На встречу каменцы прибыли все до единого.

Дедова опора и гордость

– ЭТО относится к Ю.И. Логунову, – продолжает Е.Н. Тюрин. – И даже не потому, что после трех дочерей стал долгожданным сыном. Дед видел в нем свои черты, и не только в лице, но и в характере, манерах, привычках, мужской основательности и ответственности. Юрий Иванович окончил десятилетку и кожтехникум, женился на односельчанке Алевтине Анатольевне, получил распределение в Киров, где вскоре стал комсомольским вожаком, потом инструктором обкома партии, секретарем заводского партбюро, главным инженером, директором одного из предприятий.

– Я ведь тоже оказался в Кирове, – рассказывает Евгений Николаевич. – По окончании Горьковского мединститута был направлен туда (в областной продторг) как врач-гигиенист и эпидемиолог. Через два года молодежь избрала меня секретарем комитета ВЛКСМ (он имел права райкома). Так что наши с Юрием Ивановичем пути общественной активности имели схожий вектор. И меня с семьей так же, как его, позвал домой неудержимый зов родной земли. Он возглавил «Горьковкожобъединение». Мы с женой, учителем русского языка и литературы, сначала устроились в Доскинской школе (я был военруком), потом в Каменской. Далее меня пригласили работать в отдел уголовного розыска Богородского РОВД (моей зоной обслуживания были Каменки, Инютино, Оранки), через двенадцать лет был переведен в ГУВД (заместителем начальника управления дознания), где служил одиннадцать лет, и три года назад вышел в отставку в звании полковника. На пенсии не усидел – руковожу Каменским подразделением пожарной охраны, стараюсь привлекать сельскую молодежь к занятиям физкультурой и спортом (на базе спорткомплекса «Каменский»). Юрий Иванович многое сделал для земляков-кузнецовцев. По его примеру как глава местного самоуправления Каменского сельсовета использую все возможности для социально-экономического развития своей второй малой родины.

Ближний Нижний

МОЙ СОБЕСЕДНИК подчеркивает важную особенность рода Логуновых: они крепки патриотическим духом землячества, соборности, укрепляют ветви родства, не теряют связи друг с другом.

Так, когда Ю.И. Логунов вернулся в Богородск, в Кирове осталась жить и работать его дочка Екатерина. Она приехала на эту встречу с сыном Алексеем, который очень похож на Юрия Ивановича.

Вторая дочь Ю.И. Логунова – Татьяна – живет со своими детьми и внучатами и работает в Нижнем Новгороде. 

Нижний стал ближним еще для одной веточки рода Логуновых, идущей от Валерия, младшего сына Ивана Никифоровича. Вообще-то она пошла с Богородска. Там Валерий Иванович учился (в том числе и в музыкальной школе по классу баяна), самостоятельно освоил азы профессии электрика, которой в итоге посвятил всю свою жизнь, вместе со своей бригадой чинил и монтировал электрооборудование на многих городских предприятиях.

Богородчане хорошо знают его жену Евгению Васильевну, которая возглавляла профком швейно-галантерейного комбината. 

Их сын, тоже Валерий, увлечение отца игрой на баяне продолжил, сделал своей профессией, преподает в Нижегородской консерватории, 25 лет является участником знаменитого ансамбля народных инструментов «Нижегородский сувенир», с которым выступал во многих странах. Кстати, во время гастролей в Болгарии он однажды аккомпанировал Бисеру Кирову, который спел вместе с ансамблем песню «Алеша».

Во время встречи В.В. Логунов был не гостем, а принимающей стороной. Дело в том, что именно его семье безвозмездно даровали отчий дом в Кузнецове все другие представители рода. И Валерий Валерьевич горячо поддерживает здесь семейные ценности любви и дружбы, песенности и хлебосольства.

С песней по жизни

МОЖНО смело назвать род Логуновых поющим, с песней по жизни идущим. Это пошло от Ивана Никифоровича и Фелицаты Осиповны, было продолжено детьми и внуками.

Из дочерей самой большой певуньей стала Нина Ивановна, которая навсегда осталась верна родному Кузнецову, работала здесь в полеводческой бригаде, потом на ферме. Ее дом стоит рядом с родительским, так что она присматривает и за ним, когда племянник Валерий находится в Н. Новгороде.

Ее мужем был односельчанин – красавец, умелец, тоже, как и отец Е.Н. Тюрина, профессиональный плотник, Валентин Васильевич Чикваров, которого высоко ценили и уважали в колхозе «Крестьянин». 

На встрече присутствовал их сын Виктор с семьей и Татьяна, жена умершего в возрасте 40 лет второго сына Алексея (также с двумя дочерьми, их мужьями и детьми). 

Когда слово взяла Нина Ивановна, она предложила в память об основателе рода исполнить его любимую, берущую за душу песню «Чайка», а еще мамину «Дрозды». Не забыли и про «Шла с ученья третья рота», которую всегда пел Ю.И. Логунов.  

В.В. Логунов почти без отдыха играл на баяне, приглашал всех танцевать на лужайке под мелодии вальсов «Амурские волны» и «На сопках Манчжурии», устраивал певческие переклички, поддерживал выступления детей. Многие из них впервые побывали в Кузнецове и уже его не забудут, будут ждать новых встреч на этой благодатной земле.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.