Богородская Газета

Те, кто спасал мир

Те, кто спасал мир
Фото: ЛОБАСТОВА

Тридцать лет назад, 26 апреля 1986 года, произошла крупнейшая в истории мировой энергетики авария 
на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. Этой горькой дате был посвящен ряд мероприятий, состоявшихся в нашей области.

От последствий радиационной  катастрофы более всего пострадали Украина, Белоруссия, 17 областей   России. Радиоактивное облако накрыло большую европейскую территорию… Но масштаб трагедии мог быть гораздо больше, если бы не героические усилия советских людей по ликвидации последствий страшной аварии.
  В настоящее время в нашей области проживает около 3500 ликвидаторов аварии и 987 вдов «чернобыльцев». Около трехсот человек стали инвалидами, почти 1200 человек, вставших на пути радиации в зоне катастрофы, не дожили до наших дней. 
В Богородском районе ныне проживают 96 «чернобыльцев» и 24 вдовы ликвидаторов последствий аварии. 
25 апреля в  Главное управление МЧС по Нижегородской области  были приглашены  ветераны-«чернобыльцы» из разных районов региона. 38 из них были вручены медали МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации». Среди награжденных были и богородчане: О.М. Колесов, А.В. Лобастов, пожарные С.Э. Кубышкин, В.Н. Марков.   
В момент аварии Олег Колесов, Александр Лобастов и Вадим Марков несли срочную службу в разных воинских частях в городе Львове. Вскоре после катастрофы эти войсковые  подразделения   были направлены в район Чернобыля. 
– В течение месяца мы выполняли задачи по охране запретной зоны вокруг взорвавшейся АЭС, – рассказывает О.М Колесов, проходивший срочную службу в рядах Львовского оперативного полка внутренних войск МВД. –  Это был май 1986 года. Население   было эвакуировано из тридцатикилометровой зоны. Жителям, покидавшим дома, разрешили забрать с собой только документы. На веревках продолжало висеть неснятое белье, в холодильниках оставались продукты… Город Припять в одночасье стал мертвым, как и близлежащие деревни и села. Не все в тот момент понимали, что произошло, какую страшную опасность таит в себе радиация, – особенно в той обстановке, когда масштабы трагедии поначалу замалчивались.  Были и попытки граждан вернуться в свои жилища за оставленными вещами, были и случаи мародерства. Все это пресекалось военнослужащими внутренних войск, живым щитом охранявшими запретную зону.
Получив медаль МЧС, Олег Михайлович заметил также, что эту награду в равной мере «чернобыльцы» разделяют со своими мамами, самоотверженно спасавшими здоровье сыновей, принявших  удар радиации.  
Для В.Н. Маркова эта  медаль – первая, которую он получил по линии МЧС. Другие свои награды он заслужил, воюя в «горячих точках». Ныне  трудится в пожарной охране, водителем пожарного автомобиля ПЧ-177. До этого служил в  Богородской бригаде внутренних войск МВД РФ, за его плечами не одна 
командировка на Северный Кавказ, он ветеран боевых действий. Взрыв в Чернобыле стал первым испытанием на пути этого мужественного человека, в ту пору солдата-срочника…
С.Э. Кубышкин, когда грянул взрыв на четвертом энергоблоке ЧАЭС, был молодым работником КГФ, недавно вернувшимся из армии. Демобилизовался он в 1985 году, отслужив два года в Германии в составе ограниченного контингента советских войск.  Только пришел домой с фабрики, отработав смену, как вдруг его срочно вызывают в военкомат. Их, мобилизованных «партизан», направили в Чернобыль. Была весна 1986 года…
 Каких только работ, вспоминает Сергей Эдуардович, не поручали им выполнять в районе катастрофы! Часто трудились в непосредственной близости от здания АЭС. И мусор радиоактивный убирали, и строительные работы вели – шло сооружение бетонного саркофага над взорвавшимся реактором. Уровень радиации зашкаливал настолько, что предельно допустимую суточную дозу бригады набирали за десять-двадцать минут. Тогда ей на смену приходили другие…  
С 1998 года С.Э. Кубышкин трудится в пожарной охране, в ПЧ-174 г. Богородска. У него уже взрослая дочь, родившаяся в 1988 году. На здоровье Сергей Эдуардович, слава богу, особо не жалуется. А вот его земляку Дмитрию, вместе с ним посланному государством на ликвидацию последствий радиационной катастрофы, повезло меньше: ныне он на инвалидности…

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.