Главная Главная  /  Богородская газета  /  Земляки  /  С ней мы «летели» к звёздам  / 

С ней мы «летели» к звёздам

02 ноября 2018 г.
С ней мы «летели» к звёздам

Осень… Далеко не всем нравится это время года, подчас дождливое и слякотное, а вот Ларисе Ивановне Хоменко оно по душе, потому что удивительно красивые листопады придают городу особое очарование. Янтарно-жёлтые и алые листья, словно звёзды с небес, падают в ладони прохожих: только успевай загадывать желания. Светлые дали зовут отправиться в путешествие к берегам своей заветной мечты. А самое главное, уже первый осенний день всегда для неё значим, потому что начинается новый учебный год – событие поистине планетарного масштаба для тех, кто свою жизнь посвятил обучению и воспитанию подрастающего поколения. Мне довелось побывать в гостях у Ларисы Ивановны в Нижнем Новгороде накануне её юбилея. Мы долго не виделись, но мне показалось, что годы не властны над ней. Всё тот же уверенный, спокойный голос, те же красивые черты лица. И глаза: добрые, внимательные, мудрые.

«Буду педагогом!»

Лариса Ивановна очень обрадовалась, узнав, что в Богородске помнят о ней. Мне же, её бывшему ученику, хотелось в тысячный раз повторить: «Не только помнят, но и любят. Очень». Она родилась в семье педагогов. Мать, Зинаида Ивановна Кочунова, работала учителем начальных классов и иногда привлекала дочь к школьной работе, доверяя ей проверку тетрадей своих учеников. Поручение ответственное, но Лариса Ивановна всегда с ним справлялась. Отец, Иван Александрович Цирков, был учителем истории и обществоведения. В рабочем посёлке Ситники Борского района при его непосредственном участии строилась семилетка. Впоследствии она стала десятилеткой, а он в ней – директором. Иван Александрович относился к педагогическому коллективу с глубоким уважением, считая учителя светочем знаний и носителем культуры. – Кроме директорских обязанностей, у отца были и другие, не менее важные дела. Лектор-пропагандист, организатор школьного драматического кружка, актёр, играющий роли в самодеятельных спектаклях, он всегда находил время и для общения со мной. Мы говорили с ним о книгах (у нас дома была отличная библиотека), обсуждали события, происходящие в стране, путешествовали по карте, и я открывала для себя далёкие города и страны, – вспоминает Лариса Ивановна. В первый класс она пошла в 1935 году, а в начале Великой Отечественной войны здание ситниковской школы отдали под госпиталь. Ребятишки стали учиться в школе села Кантаурово, в шести километрах от их посёлка. Дорога к новому месту учёбы шла параллельно узкоколейке, и иногда сердобольный машинист останавливал паровоз, «брал на борт» мальчиков и девочек и подвозил их к «станции» под названием «Хочу всё знать!» – Несмотря на все трудности, учились мы с большим желанием. Вместо электрических ламп классы освещали керосиновые, дрова, которыми топили печь, приходилось заготавливать самим, для письма использовали газетную бумагу, но к изучению основ наук подходили со всей серьёзностью. После первого урока завтракали: нам казалось, что нет ничего вкуснее молочной похлёбки. И не было ничего интереснее рассказов и объяснений наших замечательных учителей, – произносит Лариса Ивановна. Ей и самой приходилось выступать в роли учителя, если кто-то заболевал. Лариса Ивановна умела держать класс «в руках», поражая сверстников богатством интеллекта и необыкновенным красноречием. Ещё в детстве моя собеседница твёрдо решила: «Буду педагогом!» Ей по душе пришлась эта профессия. – Да и как могло быть по-другому? Мама, папа, мамина сестра – все они из прекрасного учительского мира. Как, впрочем, и мои школьные педагоги, щедро делившиеся своими знаниями. Особенно повезло мне с учителем немецкого языка. Ольгу Францевну в годы войны эвакуировали из Крыма. Язык она знала в совершенстве. На уроках мы читали работы Карла Маркса, сказки братьев Гримм, стихи Гейне. Общение проходило исключительно на немецком, и поэтому язык, благодаря нашей «немке», я знала очень хорошо, – говорит Лариса Ивановна.

Нравственный стержень в истории

В 1946 году она поступила в Горьковский пединститут. Училась с удовольствием, в зачётке после завершения сессий в основном стояли «пятёрки». Одну из курсовых работ писала, используя мемуары адъютанта Наполеона, но всё же более всего её интересовал период истории под названием «Новейшее время». В свободное от учёбы время посещала театры, не пропуская ни одной премьеры – учитель истории должен быть всесторонне развитой личностью, духовно богатой и умеющий тонко воспринимать и понимать прекрасное! Окончив в 1950 году институт, получила направление на работу в Волжское речное пароходство (как активной, прекрасно знающей историю студентке, ей предстояло стать агитатором). Иван Александрович, приехав в ректорат института, заявил: «Моя дочь должна учить деревенских ребятишек, ведь наша семья – это семья сельских учителей!» Направление поменяли: Лариса Ивановна отправилась в Богородский район, в деревню Солонское. Проработав год в семилетней школе, была переведена в Доскинскую среднюю, затем в райком партии на должность лектора. Там встретила свою судьбу – Георгия Ивановича Хоменко. 4 апреля 1953 года они расписались и были счастливы: свою половинку встретить сложно, а им вот удалось. С 1958 по 1980 год Лариса Ивановна – учитель истории и обществознания богородской школы № 3. – Отношения с детьми сложились как-то сразу. Они меня любили, потому что я их любила. Не старалась играть в уважение – просто относилась к ним так же, как к своим. Младшие школьники ценят доброту, старшие не прощают фальши. Во главе же угла – ситуация успеха. Её необходимо создать и незаметно, деликатно помочь ребёнку достигнуть вершины и радоваться вместе с ним. Успеху, победе! – считает моя собеседница. Уроки Ларисы Ивановны были необыкновенно интересными. Вместе с ней мы, её ученики, оказывались в том времени, о котором шла речь. С героями первых пятилеток «строили» Днепрогэс, с защитниками Сталинграда «обороняли» город на Волге, вслед за первым космонавтом планеты Ю.А. Гагариным повторяли знаменитое «поехали» и «летели» к далёким звёздам. История для нас становилась наставницей жизни, после каждого урока, на переменах непременно мы искали ответ на вопрос: «Что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня?» Для нашего учителя было очень важно, чтобы из истории не исчезал нравственный стержень, дух добра, и ей это всегда удавалось. В 1980 году Лариса Ивановна вместе с мужем переехала на новое место жительства. Вот уже 38 лет живёт она в городе, стоящем на слиянии двух рек – Оки и Волги. – Но свой Богородск, родную третью школу помню. Разве можно забыть места, где тебе было хорошо? – задаёт риторический вопрос Л.И. Хоменко. На мою просьбу дать определение слову «счастье», немного подумав, отвечает: – Счастье – это любимая работа и, конечно же, благополучие детей. А ещё с годами понимаешь – самая лучшая пора в жизни, когда все твои близкие живы. Зная, что моя собеседница не любит слово «прощайте», говорю ей: – До свидания, дорогая наша Лариса Ивановна. Мы вас любим. Очень. Несмотря на поздний вечер, выйдя на набережную, полюбовался Волгой. Великая русская река вела разговор с осенью. Подслушав его, невольно улыбнулся: как и Ларисе Ивановне, пора листопада Волге нравилась – обаяние красоты никого не оставляет равнодушным. Тем более что во время этой прекрасной поры можно загадать самое заветное желание. Например, навестить то место, что живёт в твоём сердце.

Автор: ЩЕЛИН Сергей

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.