Богородская Газета

Кострома – край открытий

Кострома – край открытий
Фото: Кузьмичева

 

От Геленджика до Североморска

Кинематографисты любят Кострому. Здесь сняты десятки фильмов, известных и не очень. Это и «Жестокий романс», и «Борис Годунов», и «Два капитана», и «Юность Петра», и «Очи черные»… Современные режиссеры в поисках исторической натуры также нередко останавливают свой выбор на этом старинном приволжском городе, богатом памятниками архитектуры разных эпох и стилей. Только за последние 15 лет, по словам главы администрации г. Костромы Виктора Емца, здесь снято 15 фильмов. Среди них «Бесы», «Исаев», «Котовский», один из последних –
«Косатка»…
С недавних пор и журналисты полюбили Кострому. В четвертый раз нынешним летом этот город принимал Всероссийский фестиваль «Моя провинция». В этом году фестиваль – голос региональных средств массовой информации – отметил свое совершеннолетие. Он зародился 18 лет назад, вначале как фестиваль телевизионных фильмов и программ, затем в это движение влились работники печатных СМИ и радийщики. 
На этот раз на волжских берегах собрались представители 46 российских регионов – от Симферополя до Североморска, а также Болгарии и Белоруссии, более ста участников. Самой большой (29 человек) была делегация из Нижегородской области, во второй раз в ее составе и представитель «Богородской газеты».

Районная газета – не просто СМИ
Знакомство с Костромой началось со встречи с первым лицом области. С.К. Ситников в губернаторской должности пятый год. Выходец из журналистской среды, проблемы печатной отрасли он знает изнутри. Его убеждение – информационное поле нельзя отдавать на откуп интернету. Писать в Сети может кто угодно и что угодно, анонимно, не неся никакой ответственности за сказанное. «Зачастую это позорище и по форме, и по содержанию, и по знанию русского языка», – считает Сергей Константинович. В отличие от информационных интернет-полей работа СМИ регулируется законами, журналисты всегда несут ответственность за ту информацию, которую добывают, обрабатывают и публикуют. 
Регион, как и страна в целом, живет трудно. Но, убежден костромской губернатор, несмотря на все сложности, необходимо находить средства на поддержку районной прессы. Ни одна районная газета в Костромской области не была закрыта, субсидии из регионального бюджета составляют до 45 % себестоимости издания.
– Мы помогаем и будем помогать районной прессе, ведь для населения местная газета – не просто средство массовой информации, а единственный зачастую и очень важный социокультурный объект: площадка для общения, воспитания новых поколений, просвещения, обмена мнениями… Районные газеты ведут большую социальную работу, и необходимо их поддерживать, – подчеркнул С.К. Ситников.
Костромские бренды
Разговор о путях развития Костромы был продолжен затем с главой городской администрации Виктором Емцем. Костромской край в отличие, к примеру, от Ярославской области, не назовешь промышленно развитым. В тридцатые годы и вплоть до 1944-го Кострома, некогда колыбель царского рода Романовых, из города губернского была «разжалована» в районный центр. Территория губернии относилась то к Ивановской, то к Ярославской областям. В итоге индустриализация тридцатых годов обошла стороной эти края, в последующие годы советской власти территория области также не рассматривалась как площадка для строительства крупных промышленных объектов. 
Это одна из причин, почему Кострома одним из главных векторов своего развития выбирает сегодня туризм. Этот город входит в знаменитый туристический маршрут «Золотое кольцо России» (в этом году, кстати, отметивший полвека). Костромичи стараются, чтобы туристы с интересом ехали в их город, на родину Ивана Сусанина и сказочной Снегурочки, ищут и развивают новые бренды костромской земли. 
В этом журналисты смогли убедиться во время торжественного открытия фестиваля «Моя провинция». К этому событию на волжской набережной была организована выставка-продажа того, чем Костромская область богата. Лен и изделия из него, сыр разных сортов и видов – даже с курагой, медом и орехами, пряными травами, мед с местных пасек, волжская рыба…
В следующие дни мы имели возможность познакомиться и с другими костромскими брендами. Журналистскую братию организаторы фестиваля разделили на группы. Каждой из них предстояло познакомиться с разными сторонами Костромы культурной и туристической и тут же, в рамках конкурса «Репортаж с колес», поделиться своими впечатлениями. Одна группа отправилась в резиденцию Снегурочки, другая в сырную мастерскую, третья – в кузницу, четвертая в музей глиняной петровской игрушки, еще одного нового (то есть хорошо забытого старого) костромского бренда… 
Ну а в том, что Кострома – ювелирная столица России, имели возможность убедиться все участники фестиваля. 
В этой области официально зарегистрировано более полутора тысяч больших и малых ювелирных предприятий. Но центром ювелирной промышленности по праву считается село Красное-на-Волге, в которое и лежал наш путь во второй день фестиваля. Это было воскресенье, но сотрудники старейшего в России ювелирного завода «Красносельский ювелирпром» вышли 
в свой выходной на рабочие места, чтобы рассказать журналистам, съехавшимся со всей России, о своей работе.

Чем красно Красное?
Село Красное – небольшой районный центр, около семи тысяч населения, но при этом здесь работает почти четыреста ювелирных предприятий – не только ИП, но и таких крупных, известных в стране производств, как «Красносельский ювелирпром», «Sokolov», «Аквамарин» и другие. Не случайно в селе имеется своя Пробирная палата. Ко второй, расположенной в Костроме, приписаны сразу четыре области – Костромская и соседние.
Традиции ювелирного промысла уходят в Красном корнями в глубокую старину. 120 лет назад в селе открылся класс технического рисования, затем – художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, переросшая в Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) – основную кузницу кадров ювелирпрома.
Об истории ювелирного промысла нам рассказали в музее ПАО «Красносельский ювелирпром». 
В экспозиции представлены уникальные изделия заводских мастеров, старинные и современные. 
Затем журналисты имели возможность своими глазами увидеть, как создаются золотые и серебряные украшения. Заходим в один из заводских цехов. Шумит оборудование. Итальянские станки выдают на-гора цепочки, которые автомат на большой скорости сплетает из золотых или серебряных нитей. Человеческое участие в этом процессе минимально: только наладка станков. Ручейки цепочек непрерывно текут вниз, в подставленные пластиковые ведерки. Поток золота завораживает, но фотографировать здесь нельзя. Закрыта и информация о том, сколько метров (или километров?) сплетает в день один станок – секрет производства. Мотки золотых или серебряных цепей затем разделяют на отдельные изделия – это уже ручная работа.
В соседнем цехе знакомимся с ювелирами Юлией Паровиной, Верой Вазиной. Первая занимается оконцовкой цепочек, профессия второй – монтировщик-цепевяз. 
Их руки ловко колдуют над серебряными украшениями.
– Чтобы достойно заработать, в день надо оконцевать не менее пятисот цепочек – у нас сдельная зарплата, – поясняет Юлия. 
Обе мастерицы опытные. Вера уже 26 лет работает на ювелирном заводе. По ее стопам пошла и дочка – получает профессию в местном профтехучилище. В Красном целые династии ювелиров. У Юлии, к примеру, и муж трудится на ювелирном производстве, он резчик пресс-форм.
Спрашиваем, хорошая ли зарплата у золотых и серебряных дел мастериц. Работницы не скрывают – в прежние годы можно было заработать и до 40-50 тысяч рублей в месяц. Теперь работы меньше – конкуренция среди ювелирных предприятий очень высокая, да и спрос на украшения из драгметаллов упал. Все это сказывается на уровне зарплаты работников завода. Предприятие живет непросто, но качество изделий по-прежнему во главе угла: марка обязывает.

Второе рождение кремля
Летняя школа журналистики, как еще называют «Мою провинцию», была насыщена мастер-классами с известными российскими телеведущими, радиожурналистами, газетчиками, деловыми встречами, в том числе с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексеем Волиным. 
В ходе культурной программы была и вечерняя экскурсия по Костроме. Посетили и стройплощадку, где на своем историческом месте возрождается Костромской кремль, взорванный в 1934 году. Уникальный соборный ансамбль воссоздается в соответствии с чертежами, которые были сделаны двумя студентами-архитекторами за несколько дней до взрыва, сохранившимися в архивах фотографиями храмов. Руководит ответственной работой по восстановлению кремля Елена Карпенко. 
«Да, кремль нужно восстановить. Пусть не сразу, пусть это займет десятилетия, но в этом нравственный долг общества, идущего к духовному возрождению», – писал в 1990 году архитектор-реставратор, почетный гражданин города Костромы Леонид Васильев, автор первого проекта воссоздания соборного ансамбля. 
Под началом деятельной женщины, при поддержке меценатов (строительство кремля идет на внебюджетные средства) и областного руководства восстановление кремля идет активнее, чем предполагал Васильев. В июле 2015 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл освятил камень, заложенный в основание Успенского кафедрального собора. Весь год шли подготовительные работы, а само строительство началось летом прошлого года. За год на стройплощадке поднялись на значительную высоту Богоявленский храм и звонница кремля. Строительство не останавливается даже в выходные. Восстановить кремлевский ансамбль – визитную карточку старинного города – планируется в рекордно короткие сроки, до 2020 года.
 
16 наград
Чем запомнилась Кострома? Знакомством с энергичными и открытыми людьми, возрождающими свой край. Творческими встречами. Возможностью порадоваться за коллег: нижегородцы завоевали в конкурсах журналистских работ 16 призовых мест. 
Так, в традиционной номинации «Моя провинция» авторитетное жюри присудило победу статье «Зов земли» («Уренские вести», Нижегородская область). 
В номинации «Делимся опытом» первое место у проекта газеты «Воскресенская жизнь»: «Воскресенский район – территория здорового образа жизни». 
Среди электронных СМИ победу в этой номинации также одержали нижегородцы: лучшей была признана социальная акция «Цветик-семицветик», которую журналисты Городецкой телерадиокомпании придумали и начали «раскручивать» с начала этого года. В итоге совместными усилиями журналистов, коммунальщиков, населения и администрации в Городце появились новые цветочные клумбы.
Четыре дня фестиваля пролетели как один и подарили главное: общение с коллегами и знакомство с городом, в который хочется возвращаться…

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.