Главная Главная  /  Богородская газета  /  Образование  /  Язык как сокровище нации  / 

Язык как сокровище нации

10 января 2017 г.
Язык как сокровище нации
Фото: Лобастов

Проект позволил объединить школьный коллектив, стал для всех новой ступенькой на пути к развитию – как личности и как гражданина

Копилка побед
Десять лет назад – в 2006 году – школа № 6 г.Богородска впервые победила в открытом международном грантовом конкурсе «Православная инициатива».
С тех пор школа неоднократно становилась его победителем. В 2010 году – с проектом «И в сердце светит Русь» (постановка спектак-ля о чудотворной иконе Оранской Божией Матери, показ его учащимся школ в разных городах Нижегородской области).
В 2013 году в рамках проекта «Истоки добра» был разработан и издан методический сборник для педагогов района, преподающих предмет «Основы православной культуры». 
В 2015 году школа представила на конкурс проект «Отечества достойные сыны», посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне, и также была признана победителем.
Год 2016-й. Школа вновь участвует в международном конкурсе «Православная инициатива». На этот раз с проектом «От сокровищ родного языка – к душе народа». Цель, которую поставил перед собой творческий коллектив, звучала так: расширение и углубление представлений о красоте русского языка, осознание необходимости его сохранения как признака русской нации.
Эта идея добавила еще одну победу в копилку шестой школы. Как победителю «Православной инициативы-2016» школе был выделен грант, и с октября 2016 года началась реализация задуманных в рамках проекта мероприятий. 
Заиграло слово
14 октября, на Покров, в актовом зале прошел фестиваль русских народных игр «Заиграло слово», в котором приняли участие ученики начальной школы. 
Прежде чем провести семинар-практикум для коллег «Речевой портрет современного педагога», учителя-словесники взяли интервью у своих учеников (с 6 по 11 классы). В ходе опроса выяснилось: то, как и что говорит педагог на уроке, его речевое поведение, очень важно для школьников. И если задаться вопросом, каким должен быть учитель XXI столетия, в общий портрет непременно должно войти безупречное владение родным языком, знание его современных норм. 
Во время семинара, состоявшегося 28 октября, учителя русского языка и литературы Е.В. Юнина, О.Г. Ходалева, Н.В. И, Е.А. Морозова обратили внимание коллег на современные орфоэпические и грамматические нормы языка, сделали экскурс в этимологию известных пословиц и поговорок. Участники семинара, разбившись на группы, решали лингвистические задачи, работали с печатными текстами.
Быть достойным примером  
Составляя план мероприятий, творческая группа во главе с руководителем проекта Е.В. Юниной стремилась вовлечь в проектную деятельность не только всю школу, но и родительскую общественность. Так, родителям учеников начальных классов предложили поразмышлять над проблемой употребления в речи ненормативной лексики.
В своей повседневной деятельности учителя замечают, что дети начинают сквернословить уже в начальной школе. Проведенное анкетирование показало, что два процента третьеклассников и 15 процентов четвероклассников применяют в своей речи ненормативную лексику. Каждый пятый ребенок, судя по анкетам, слышит нецензурную брань в семье.
Об этом и шла речь на родительском собрании «Поговорим о сквернословии», которое провели для мам и пап учащихся третьих-четвертых классов Е.В. Юнина, заместитель директора школы по воспитательной работе А.М. Корчагина, заведующая школьной библиотекой Н.Ю. Лычагова. Они поделились с родителями информацией, касающейся истории возникновения на Руси ненормативной лексики, влияния мата на здоровье человека, озвучили то, с помощью каких методических приемов можно избавиться от употребления нецензурной брани. 
В ходе экспресс-опроса родителей все они согласились с тем, что непристойная лексика, звучащая из уст мамы или папы, наносит вред ребенку, тормозит развитие его мышления, речи, общей культуры. Каждый выразил желание воспитывать в детях негативное отношение к бранным словам, быть для своего ребенка достойным примером для подражания, находить время для общения, обсуждения прочитанного, увиденного…
Заработать школьден
14 декабря ученики 5-7 классов были приглашены на игру по станциям «Ты чудо, о русское слово!». В этот день в школе работали три литературные площадки. Одна из них – «Фразеологическое лото» – позволила ребятам вместе с Надеждой Васильевной И заглянуть в гости к дедушке Крылову, вспомнить его бессмертные басни, угадать крылатые фразы, афоризмы и фразеологизмы.
В «Литературном кафе» (руководитель Елена Викторовна Юнина) в карманы ребят так и сыпались школьдены – денежные знаки, которые вручались за правильные ответы на вопросы об интересных литературных фактах и датах. На третьей площадке школьники под руководством Натальи Александровны Морозовой составили свою «Золотую полку» из лучших произведений всех времен и народов. 
16 декабря с половины восьмого утра в коридорах школы звучала… поэзия. Начавшийся ранним утром конкурс чтецов продолжался весь день. К открытому микрофону каждую перемену подходили ученики всех классов и читали при большом стечении зрителей Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаеву, Лермонтова, Грибоедова…
Новая ступень
19 декабря на общешкольной конференции были подведены итоги проекта «От сокровищ родного языка – к душе народа». За активное участие в его мероприятиях почетными грамотами был награжден ряд учащихся и преподавателей школы.
 Среди тех, кто поднимался на сцену, были и победители школьного этапа всероссийского конкурса сочинений, а право прочитать свое сочинение было предоставлено ученице 8 «в» класса Валерии Гусевой. Почетную грамоту за победу на школьном этапе областного конкурса чтецов «Тихая моя родина» вручили учащейся 10 «б» класса Надежде Васильевой, прочитавшей стихотворение «Родина» Константина Бальмонта. 
На конференции была представлена хронология развития проекта, показаны лучшие творческие выступления учеников, подготовленные в рамках его реализации. Гости – Е.В. Ерохина от имени родителей и социальных партнеров проекта, протоиерей о. Николай Челленяк – высоко оценили усилия педагогов и школьников по совершенствованию речевой культуры и пожелали каждому из ребят глубже изучать родной язык. 
 А Е.В. Юнина подчеркнула, что проект позволил объединить школьный коллектив, стал для всех новой ступенькой на пути к развитию – как личности и как гражданина. Ведь не случайно великий мастер слова Константин Паустовский заметил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

 

Автор: КУЗЬМИЧЕВА Светлана

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.