Богородская Газета

Окружены заботой и пониманием

Недавно на базе муниципального казенного образовательного учреждения «Богородская школа № 8» состоялся зональный педагогический семинар-совещание. Информация о нем уже прозвучала на страницах газеты 25 октября. 
Сегодня наш собеседник – специалист управления образования администрации Богородского района Наталья Александровна КИРЕЕВА, которая поделилась с участниками семинара опытом работы образовательных учреждений района по созданию условий для предоставления качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. 

– Наталья Александровна, то, что зональный семинар-совещание по одной из актуальных проблем в области образования состоялся в Богородске, связано с тем, что образовательными учреждениями района накоплен положительный опыт по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ?
– Думаю, что это одна из причин. Можно с уверенностью сказать, что у нас в районе функцио-нирует и развивается единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ, которая позволяет оказать помощь ребенку и его семье независимо от места проживания.

– Много ли у нас в районе детей с ограниченными возможностями здоровья, кому необходимы особое внимание и забота педагогов и специалистов?
– На территории Богородского района 56 образовательных организаций: 30 детских садов, 23 школы и три учреждения дополнительного образования, одно из них – детский оздоровительно-образовательный центр им. А.П. Гайдара.
В школах и детских садах обучаются около 11 тыс. юных богородчан, в том числе из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них 176 детей-инвалидов (в школах – 148, в детских садах – 28 человек) и 670 детей с ОВЗ (в школах – 439, в детских садах – 231 человек). 
– Какую социальную поддержку получают семьи, в которых воспитываются такие дети?
– В образовательных учреждениях учащиеся с ОВЗ обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. На это ежегодно выделяется 7,5 млн рублей из муниципального бюджета. Организована бесплатная перевозка 466 обучающихся в школы города и района, в том числе и детей с ОВЗ. В образовательных учреждениях для них созданы условия для реализации образовательных программ, обеспечено бесплатное пребывание в группах продленного дня. Их посещают 190 детей с ОВЗ. Не взимается родительская плата 
в детских садах за присмотр и уход за детьми-инвалидами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 

– Как у нас в районе организовано обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья?
– Дети с ОВЗ могут получить образование как совместно с другими обучающимися, то есть инклюзивно, так и в отдельных классах, группах или организациях. 
В образовательных организациях их обучение организовано с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Особое внимание уделяется обеспечению и соблюдению государственных гарантий прав детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении. Такая категория учащихся у нас в школах тоже есть (55 детей). 
В девяти детских садах функционируют 16 групп компенсирующей направленности для воспитанников с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, нарушениями речи. 
Кроме того, в городе есть специальная (коррекционная) школа для учащихся с нарушением интеллекта (школа № 8), а также в школе № 1 открыты классы, в которых обучение ведется по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с задержкой психического развития. 

– На зональном семинаре шел конструктивный обмен опытом по развитию дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Есть ли такой опыт у нас в районе?
– Да, такой опыт есть. С 2011 года мы наравне с другими районами приступили к реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках приоритетного национального проекта «Образование». За эти годы участниками программы стали 15 детей и три педагога нашего района. В этом нам помог Нижегородский ресурсный центр обучения детей-инвалидов. 
Дистанционные образовательные технологии позволяют детям, родителям и педагогам оперативно получать качественную информационно-методическую поддержку. Кроме того, с их помощью учащиеся осваивают не только основные общеобразовательные программы по отдельным предметам учебного плана, но и дополнительные общеразвивающие программы.
В настоящее время в ресурсном центре обучаются четыре человека, на двух учащихся оформляется документация по их зачислению.

– На страницах газеты мы уже рассказывали о школе 
№ 8 и о том, как много там сделано по созданию универсальной безбарьерной образовательной среды для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата. А как обстоит дело в районе?
– Район активно принимает участие в реализации госпрограммы «Доступная среда» на 2011–2020-е годы по созданию условий для организации инклюзивного образования детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Оптимальные условия для их обучения в школе № 8 и школе № 6, которая является пунктом проведения государственной итоговой аттестации для выпускников 11-х классов, а также в пяти детских садах.

– С 2011 года во всех образовательных учреждениях идет поэтапное освоение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Разработан ли он для обучения детей с ОВЗ?
– Конечно, и с первого сентября 2016 года в школах, работающих по адаптированной основной общеобразовательной программе, начался поэтапный переход к реализации ФГОС ОВЗ. В настоящее время по ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью обучаются 58 учащихся в шести школах и двое – по ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. 

– Наталья Александровна, в своем выступлении на семинаре вы подчеркнули, что качественное образование невозможно без повышения уровня квалификации педагога, без его профессионального роста. Каков кадровый потенциал района?
– Во-первых, процент аттестованных педагогов нашего района выше областных показателей (в области – 85%, в нашем районе – 97%). Во-вторых, положительным фактором является наличие в школах и детских садах таких специалистов, как учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед. В-третьих, наши педагоги повышают свою квалификацию на базе района, Нижегородского института развития образования, предложившего широкий спектр дистанционных курсов, Мининского университета и в столичных учебных 
заведениях.
– Если в семье растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, куда в первую очередь необходимо обратиться за помощью в его воспитании?
– Конечно, к специалистам. С 2015 года на базе Богородской школы № 8 открыт Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в развитии и обучении. У родителей появилась возможность бесплатно получить рекомендации логопеда, дефектолога и психолога, проконсультироваться по вопросам возрастного и познавательного развития, речевых нарушений, особенности поведения. 
Специалисты, используя гибкий индивидуальный подход, различные методы и технологии, проводят индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на исправление речевых недостатков, внимания, памяти, восприятия, мыслительных процессов, эмоциональных нарушений.
Кроме того, вот уже на протяжении 25 лет высококвалифицированную психолого-педагогическую помощь родителям в формировании умений, необходимых для обучения и воспитания детей раннего возраста с ОВЗ, оказывают специалисты территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) Богородского района. Они осуществляют комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью определения дальнейшей программы обучения.

– Наталья Александровна, какая роль в работе с особыми детьми отводится дополнительному образованию?
– В целом развитию дополнительного образования школьников в районе уделяется серьезное внимание. Мы считаем, что это важная составляющая единого образовательного пространства, которое сочетает в себе воспитание, обучение, творческое развитие и профессиональное самоопределение ребенка. Более семидесяти процентов детей-инвалидов в возрасте от пяти до 18 лет получают доступное дополнительное образование.
Особую роль в их жизни занимает физическая культура и спорт. Каждый второй ребенок с ОВЗ посещает спортивные занятия в ФОКе «Победа» и ДЮЦ «Спартак».
Под руководством педагогов ребята не только получают профессию, но и участвуют в творческих конкурсах разного уровня, становятся победителями и призерами. Успехи этих детей, их достижения получают публичное признание на ежегодном фестивале «Таланты земли богородской».

***
Эта беседа подтвердила, что не случайно именно в Богородске состоялся обмен опытом по вопросам обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ между специалистами области и как много сделано для качественного обучения и воспитания детей, которым необходимы особое внимание и забота

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.