Главная Главная  /  Богородская газета  /  Образование  /  Дорогу осилит идущий  / 

Дорогу осилит идущий

25 августа 2020 г.
Дорогу осилит идущий
Фото: Лобастов

Завтра, 26 августа, состоится традиционная педагогическая конференция, на которой будут подведены итоги 2019-2020 учебного года и определены стратегические ориентиры развития системы образования района на новый учебный год.

Накануне этого события корреспондент «Богородской газеты» встретился с учителями, которые в прошедшем учебном году одержали победы в конкурсах педагогического мастерства.
Люди они разные, но их многое объединяет. Это ежедневная работа по самообразованию, без которой движения вперед не будет, постоянный поиск приемов и методов, позволяющих результативно учить современных школьников, увлекать их самим процессом приобретения знаний, в обычном видеть необычное, верить в себя. И конечно, главное – это любовь к детям и профессии. И еще – умение преодолевать трудности, ведь каждый из них уверен: дорогу осилит идущий!

Согревать любовью
Ирина Викторовна Фомина, учитель начальных классов школы № 7, – победитель муниципального и полуфиналист регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2020». Ее педагогический стаж – 27 лет, 18 из них проработала в школе № 6.
Улыбчивая, жизнерадостная, искренняя и открытая в общении… Именно таким и должен быть первый учитель: ведь от его мастерства, душевных качеств, настойчивости, терпения и мудрости зависит, насколько успешным окажется школьный старт его учеников. Не случайно в конкурсном эссе, рассказывая о себе, о выборе своего жизненного пути, Ирина Викторовна с огромной благодарностью вспомнит свою первую учительницу в Буревестниковской начальной школе Т. И. Васину, степенную, спокойную, всегда доброжелательную.
С большим уважением отзовется о своих наставниках: Н.С. Серовой – в Доскинской школе, Н.В. Писановой и А.В. Чегодаевой – в школе № 6, а также завуче А.М. Яматиной, которая после посещения уроков тактично подсказывала молодому педагогу, на что обратить внимание.
Быть честной по отношению к самой себе – одно из главных правил учителя начальных классов И.В. Фоминой, ведь дети прекрасно чувствуют фальшь, поэтому важно, чтобы ученик мог доверять своему педагогу.

Огромную роль в формировании внутреннего мира, по словам И.В. Фоминой, сыграли педагоги Доскинской средней школы, которую окончила в 1991 году. Это учитель-фронтовик В.С. Сухарев, строгий и требовательный математик Н.А. Бурмистенкова, учитель химии Т.С. Кучерявая, молодые педагоги И.Г. Сатаева, Е.В. Маякова, Т.Ф. Кварталова и, конечно, директор В.Н. Зеленов, который ждал возвращения своей выпускницы после окончания Нижегородского педагогического училища в родную школу. Это они, каждый по-своему, открывали ей грани профессии. А она старалась совмещать работу с учебой, так как сразу же поступила в Нижегородский педагогический университет на заочное отделение, подтвердив, что учитель учится всю жизнь. Спустя годы получит и второе высшее образование – с красным дипломом окончит Волго-Вятскую академию государственной службы.
Во время беседы Ирина Викторовна неожиданно призналась: 
«Я не думала стать педагогом. Имея хорошие математические способности, хотела работать экономистом. Но, вспоминая свое детство, понимаю, почему выбрала эту нелегкую, но радостную дорогу учительства.
Меня всегда тянуло к детям, да и в моей семье и среди родственников много педагогов. Это бабушка и дедушка по материнской линии Александра Леонтьевна и Василий Андреевич Нуйкины. Они работали в Пичингушской школе Лукояновского района. Дедушка был директором и преподавал историю, бабушка – русский язык и литературу. На каникулы я всегда приезжала к ним. Вместе с подружками приходила в школу – это был особый мир, и он нам нравился. Однажды даже довелось побывать на уроке – как я гордилась, что Александра Леонтьевна, которую все ребята с уважением слушали, моя бабушка. Кроме того, тетя по папиной линии – учитель биологии, мамина крестная – учитель английского языка, словом целая учительская династия.
На мой взгляд, всё идет из детства. Моя мама Наталья Васильевна, имея медицинское образование, всю жизнь проработала в Буревестниковском детском саду, папа Виктор Васильевич – на Кудьминской птицефабрике. Именно они научили меня трудиться, ко всему относиться ответственно, ценить время. Я рано поняла, что в сутках всего лишь 24 часа. Родители воспитывали своим примером. Во мне живет строгость мамы, ее любовь к порядку и точности, в то же время она для меня лучик солнца. От папы – практичность, умение распределять время и все успевать. 
Думаю, любовь бабушек и деда, отца и матери, их доброта дали мне силы выбрать профессию, в которой важно уметь отдавать, чтобы получить результат, любить, чтобы созидать. И в этой работе нет выходных».
На вопрос, что дало ей участие в конкурсе, Ирина Викторовна ответила, что, прежде всего, это хороший опыт и новые знания. Учителю в своей работе останавливаться на достигнутом нельзя. Время стремительно меняет все: не стоит на месте наука, другими становятся дети, растут требования к современной школе, процесс обучения становится более динамичным. В этом убедились все: дети, учителя, родители – четвертая четверть 2019-20 года прошла в режиме дистанционного обучения.
И региональный этап конкурса учительского мастерства тоже проходил дистанционно в режиме онлайн. Пятнадцать педагогов из пятидесяти с лишним участников, прошедших в полуфинал, жюри разделило на три группы. В течение нескольких часов, общаясь онлайн, они должны были, выбрав тему, разработать и защитить проект с использованием презентации, ответить на вопросы жюри. Успешным ее участие в конкурсе стало возможно благодаря поддержке коллег, семьи.
Да, И.В. Фомина живет школой, но она еще жена и мама двух сыновей. Старший уже самостоятельный, он работает и заочно получает высшее образование. Младший – школьник. В семье все увлекаются спортом, играют в шахматы, путешествуют. Одно из любимых занятий Ирины Викторовны – чтение.
Свое конкурсное эссе Ирина Викторовна завершила такими словами: «Я всегда чувствую надежное плечо своей семьи, всех родственников, педагогов, которые принимали участие в моей жизни, а также пока слабые, но очень теплые ладошки моих учеников. Взявшись за руки, мы преодолеем любые сложности: ведь каждый из нас – часть целого, и быть вместе – это счастье!»

«Не навреди!»
Свой путь в профессию у Елены Владимировны Патякиной, ставшей призером (диплом II степени) муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2020». Вот уже 29 лет учитель начальных классов школы № 3 ведет по стране знаний своих неугомонных и любознательных учеников, учит быть дружными, самостоятельными, ответственными. А ведь мечтала стать врачом…
В 1991 году окончила педагогическое училище им. Героя Советского Союза Зверева в г. Салехарде. Перед этим побывав на практике в школе № 3 г. Богородска у Л.В. Романовой, Елена Владимировна уже не сомневалась: профессию выбрала правильно. И ни разу об этом не пожалела. 
Охотно училась у своих коллег, посещала их уроки, не стеснялась спрашивать, если чего-то не знала. Ее наставник Л.В. Романова была для молодого педагога примером сдержанности, внимательного, доброго и мягкого отношения к детям. И для Елены Владимировны принцип «Не навреди!» стал одним из главных. 
С удовольствием Е.В. Патякина посещала уроки и другого мастера – И.В. Ермолаевой. Постепенно взяла за правило сравнивать ученика с самим собой, отмечая его рост и успехи.
Сейчас Елена Владимировна – сама наставник молодого учителя Н.А. Глухова, делится с ним опытом и продолжает учиться, активно участвует в профессиональных конкурсах. В 2018 году стала призером муниципального сетевого проекта «Педагогический потенциал» среди работников школ и учреждений дополнительного образования детей. В 2019 году её кабинет был признан одним из лучших в районе. Пять лет назад при поддержке учителя информатики И.В. Любимовой создала сайт и с большим интересом работает с ним, пополняя педагогическую копилку своими разработками уроков, внеклассных мероприятий, методических рекомендаций. В этом году её сайт был признан жюри конкурса одним из лучших. Высокими баллами были оценены компьютерная презентация методического семинара и открытый урок.
Участие в конкурсах, считает педагог, – это всегда движение вперед, приобретение новых знаний, опыта, освоение передовых технологий и в то же время способ проверить себя.
Несмотря на активное использование в практике современной школы цифровых технологий, главным в работе учителя, по мнению Е.В. Патякиной, останется любовь к детям, верность профессии и непрерывное самосовершенствование.
Возможно, именно это и позволило сыну Ивану пойти по стопам мамы – он поступил в Дзержинский педагогический колледж.

«Школа – это мое!»
Молодой педагог, учитель математики школы № 1 Яна Алексеевна Астахова стала вторым призером (диплом III степени) муниципального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России-2020». 
Родом она из Украины. После окончания в 2001 году школы в г. Харцызск поступила в Донецкий национальный университет (стать педагогом мечтала с детства), в 2007 году получила степень магистра. Но в школу пришла не сразу. В 2014 году вместе с мужем и маленькой дочкой переехали в Россию. Местом жительства стал Богородск.
С 2016 года – учитель математики в школе № 1. Обратила внимание на большие требования к педагогу и прекрасные возможности развиваться, прошла курсовую подготовку на базе НИРО. 
Наставником стала Наталья Владимировна Никонова. Она щедро делилась опытом, многому научила молодого педагога.
«Я очень люблю детей, – призналась Яна Алексеевна. – Вижу, что ученики меня слышат, понимают и принимают мои требования. На уроках стараюсь научить думать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Это пригодится им в любой профессии. Знаю, что на мне лежит большая ответственность. Учитель как актер. Каждый урок – мини-спектакль, и к нему надо быть готовым».
Администрация школы № 1 увидела потенциал молодого педагога и предложила участвовать в конкурсе учительского мастерства, несмотря на небольшой стаж – всего четыре года. У Яны Алексеевны есть свой сайт, по итогам квалификационных испытаний ей присвоена первая категории. Заявила о себе, став участницей конференции «Педагог и инновации: идеи, опыт, практика». Ее ученики – участники муниципальной научной конференции «Путь в науку».
Вера коллег, их помощь, поддержка сыграли свою роль. Открытый урок получил высокую оценку комиссии.  Ошибки? Были, но ведь это тоже опыт. «Я поняла, что школа – это мое. Живу школой. Не жалуюсь. Радостный труд», – подвела итог Яна Алексеевна. 
Первого сентября она продолжит педагогическую деятельность в школе № 6, где любимой математике будет обучать своих новых учеников. А работать в Богородске Яне Алексеевне нравится. 

Любимая работа
Победителем регионального этапа всероссийского конкура «Учитель-дефектолог-2020» стала Н.В. Литвинюк – учитель-логопед высшей квалификационной категории детсада № 14 «Улыбка». Но на этом точка не поставлена. Сейчас Наталия Владимировна готовится участвовать в федеральном этапе. 
За плечами – 18 лет педагогической деятельности, 11 из них – логопедическая практика. 
Наталия Владимировна яркая, энергичная, позитивная, уверенная в себе. Она, с воодушевлением рассказывая о своей любимой работе, подчеркнула: «Я нашла себя!» И никаких сомнений.
Выпускница Хвощевской школы 1999 года, серебряная медалистка, она поступила в Дзержинский педагогический колледж, окончила его с отличием в 2002 году и продолжила обучение в НГПУ им. 
К. Минина на факультете начальных классов. Но училась заочно, так как была принята воспитателем в детский сад № 4 «Светлячок».
Наталия Владимировна из учительской династии: с педагогикой свои судьбы связали ее бабушка С.А. Алаторцева и прабабушка П.Г. Илларионова. В выборе жизненного пути девушка не сомневалась. 
Судьба привела Н.В. Литвинюк в детсад № 1 «Петушок». Заведующая А.П. Гордеева заметила молодого творческого воспитателя и вскоре поставила на речевую группу. Это и доверие, и большая ответственность. Работала с интересом, обо всем расспрашивала М.М. Сизову, опытного логопеда и наставника. Быстро приняла решение пойти учиться по этой специальности в НИРО. Это уже было второе высшее образование, специальность – учитель-логопед.
Труд логопеда не из простых. Одному ребенку достаточно двух-трех занятий – и речь его ручейком зажурчит, а у другого несколько месяцев уйдет на постановку одного звука. С каждым годом проблем приходится решать все больше. И причина известна: гаджеты и дефицит общения с родителями. К тому же плохо развита мелкая моторика.
У Наталии Владимировны подход к обучению детей особый – через сказку. 
«По сказкам начала работать, будучи воспитателем. Сейчас использую их для коррекции всех видов речевых нарушений, – поделилась Н.В. Литвинюк. – Создала авторские пособия «Сказка научит буквы писать», «Артикуляционная гимнастика в сказках», «Волшебные слоги», «Сказочные коллажи» (по автоматизации звуков). 
Условие успеха – комплексный подход, ведущий вид деятельности – игра. К детям, которым необходимо помочь, – особое отношение. Это доброжелательность, мягкая настойчивость, понимание. И, конечно, помощь родителей. Без нее ребенку одному не справиться». 
Потому Н.В. Литвинюк, не считаясь с личным временем, консультирует пап и мам, проводит мастер-классы. 
Сейчас Наталия Владимировна – сама опытный наставник: к ней на практику приходят студенты Нижегородского педагогического университета, и она щедро делится с ними опытом и своими творческими наработками, вдохновляя на самостоятельный поиск эффективных приемов и методов.
На сайте учителя-логопеда родители находят интересные и полезные рекомендации по закреплению звукопроизношения, развитию мелкой моторики, творческого воображения ребенка.
Главное в этом учителе – готовность и огромное желание помочь каждому, поэтому и работает с любовью, удивляя детей и их родителей щедростью своей души. 
Сама Наталия Владимировна бесконечно благодарна своим родителям – Владимиру Федоровичу и Ольге Германовне Валявиным – за понимание, помощь и поддержку.

Автор: ШУБАЕВА Елена

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.