Богородская Газета

Арзамасская ссылка

Арзамасская ссылка
Фото: Кузьмичева

В рамках проекта «Имена в сердцах и названиях улиц», который реализуется под эгидой Союза журналистов Нижегородской области, состоялся очередной пресс-тур, посвященный предстоящему 150-летию со дня рождения Максима Горького. На этот раз – в Арзамасе. В поездке «По горьковским местам» наряду с газетчиками из Нижнего Новгорода и области, ветеранами нижегородской журналистики приняла участие и корреспондент «БГ».

«36 церквей и – ни одной библиотеки»

Арзамас – это прежде всего город Гайдара. О замечательном детском писателе, на чьих рассказах и повестях выросло не одно поколение граждан нашей страны, здесь напоминает многое. Знаменитому земляку, который провел в этом тихом провинциальном городе детские годы, посвящены два музея: мемориально-бытовой дом-музей (деревянный скромный домик в три окошка по фасаду, где жила семья Голиковых), открытый в 1964 году, и Литературный, распахнувший свои двери три года спустя. У его крыльца установлен памятник юному Аркадию Голикову. С Гайдаром связаны и другие места в Арзамасе: его именем названы центральная детская библиотека, центральный парк культуры и отдыха, где стоит памятник детскому писателю, да и за бывшими сорокинскими прудами, описанными Аркадием Петровичем в повести «Школа», закрепилось название гайдаровских. Приехать в Арзамас и не посетить музеи, посвященные А.П. Гайдару, – нет, арзамасцы нас бы не поняли. Но знакомство с городом мы все-таки начали с горьковских мест. В двух шагах от Литературного музея Гайдара, на улице Карла Маркса (бывшая Сальникова), 17, стоит дом, в котором Алексей Максимович прожил с женой Екатериной Павловной, сыном Максимом и дочерью Катей несколько месяцев. Горький прибыл в Арзамас в мае 1902 года не по своей воле: в этот город он был отправлен в политическую ссылку. Арзамас не случайно был избран властями местом ссылки для Горького, в ту пору уже «европейски знаменитого писателя» (по выражению Ленина). Этот город, в котором белого и монашествующего духовенства проживало больше, чем рабочих-цеховиков, считался в губернии оплотом православия и самодержавия. Звали город «ближней Сибирью» – местом ссылки политически неблагонадежных. «Вот я и в Арзамасе и очень доволен этим. Славный город. 36 церквей и – ни одной библиотеки. По улицам, мощенным огромными обломками каких-то серых скал, ходят свиньи, полицейские и обыватели, ходят медленно, имея вид существ, совершенно лишенных каких-либо активных намерений. Тихо здесь, славно. Окрестности мне нравятся: широко, гладко. Вообще должен сказать, что если начальство, посылая меня сюда, думало причинить мне неприятность, оно ошиблось», – так писал по приезде к месту ссылки А.М. Горький К.П. Пятницкому. На арзамасской улочке, все такой же тихой и одноэтажно-провинциальной, из уст экскурсовода, наизусть и с большой любовью цитирующей Горького, его слова словно оживают, становятся зримыми, осязаемыми.

«Человек – это звучит гордо!»

Екатерина Павловна Пешкова, прежде чем отправиться с детьми и мужем к месту его ссылки, заранее подыскала дом, в котором будет жить семья. Знакомые помогли ей арендовать одноэтажный деревянный дом купчихи М.П. Подсосовой на Сальниковой улице, в котором и был в 1982 году открыт музей. За 115 лет, что прошли со времени пребывания здесь семьи Горького, дом не изменился. В нем было 12 комнат. В большей половине дома по-прежнему живут люди – под музей была выкуплена лишь часть жилых помещений. Это коридор, где на стене до сих пор красуется старинная эмалевая табличка «Просьба снимать галоши». Это просторный рабочий кабинет писателя, гостиная с большим обеденным столом, книжными шкафами и фортепиано, на котором Горький вздумал учиться играть, а также детская и крохотная спальня Екатерины Павловны. Музейщики кропотливо восстановили обстановку, в которой жил и творил великий писатель. Изящный хозяйский столик в комнате, которую Горький отвел под свой рабочий кабинет, для писательского труда не годился, и Пешковы заказывают у местного столяра по-крестьянски простой и широкий стол. За ним, накрытым обычным солдатским сукном, Алексею Максимовичу хорошо работалось. Он основательно переработал пьесу «На дне», писать которую начал еще в Крыму. Творческим наследием арзамасской ссылки стали также пьесы «Дачники» и «Мещане». Когда в октябре 1902 года обвинения с Горького были сняты и он смог вернуться из Арзамаса в Нижний Новгород, рабочий стол писатель забрал с собой. Через десятилетия его потомки по просьбе музейщиков вернули стол в Арзамас. Именно здесь, в арзамасском доме, родились ставшие крылатыми слова Горького: «Человек – это звучит гордо!»

В гости к писателю

На стене рабочего кабинета вывешены портреты тех людей, кто бывал у Алексея Максимовича в период ссылки. Эти комнаты с крашеными деревянными полами и высокими потолками помнят дружеские беседы Горького с гостившими у него писателями Л. Андреевым, Е. Чириковым, С. Петровым (Скитальцем). Пьесу «На дне» собирался ставить Московский художественный театр, и к автору приезжал один из его руководителей В.И. Немирович-Данченко. Памятью о приезде к Горькому художника С. Сорина стали написанные им живописные портреты Алексея Максимовича и Екатерины Павловны. Большой стол в гостиной никогда не пустовал – Пешковы всегда жили открыто, гостеприимно. Настойчиво Горький звал в гости в Арзамас и А.П. Чехова. «Тихо здесь, спокойно, воздух здесь хороший, множество садов, а в садах поют соловьи и прячутся под кустами шпионы. Соловьи – во всех садах, а шпионы, кажется, только в моем… Приезжайте!» – писал Горький Чехову. Он же – Немировичу-Дан-ченко: «Живу – недурно. Много работаю. Городишко красивый и очень смешной, дикий, что меня весьма занимает. Приставил ко мне несколько шпионов, иные – дошлые – заходят поговорить «по душе», другие прогуливаются под окнами». Но уже вскоре тон писем меняется – деятельной натуре писателя тошно стало в скучном городишке, под неусыпным полицейским надзором. «Дождь идет, черт его дери! – пишет он Чехову в августе 1902 года. – Собаки воют, вороны каркают, петухи поют, колокола звонят, а людей нет. По улицам ходят одни попы и ищут, кого бы похоронить, хоть за 30 копеек? Ух, скучно! Точно зимой в воде, так и щиплет со всех сторон, так и давит».

Пожертвовал сотни книг

С 5 мая по 4 октября прожил Горький в Арзамасе. Острый наблюдательный взгляд писателя подмечал картинки, встретившиеся ему в провинциальном городе, обрисовывал колоритные типы обывателей. Арзамасские впечатления легли в основу рассказов «Городок», «Как сложили песню». Горький охотно завязывал знакомства с арзамасцами. Именно им подана мысль об организации в городе публичной библиотеки. Эту идею поддержал местный инспектор народных училищ. Несколько сотен книг, пожертвованных Горьким, легли в основу общедоступной библиотеки, его примеру последовали и арзамасские книголюбы. В 1904 году библиотека начала свою работу, в дальнейшем Алексей Максимович в течение десяти лет присылал в ее адрес новые книги. После революции было решено присвоить библиотеке имя ее основателя – Максима Горького. Добрые отношения поддерживал писатель и со священником Федором Владимирским, горевшим идеей устройства в Арзамасе водопровода. «Хороший, редкий поп!» – так отзывался о нем Горький и пожертвовал тысячу рублей – огромные по тем временам деньги – на строительство водовода. …Среди записей, оставленных в Книге почетных гостей музея, есть и строчки, написанные рукой Эльдара Рязанова, побывавшего здесь в 1996 году: «Огромное сердечное спасибо замечательным женщинам, хранящим память об истории Арзамаса, Нижегородского края, Отечества и о великом русском писателе Алексее Максимовиче Горьком… Вы потрясающие, влюбленные в свою работу люди! Именно благодаря таким энтузиастам не прервалась наша связь с прошлым страны». Под этими словами великого кинорежиссера подписался бы и каждый из членов нашей журналистской делегации – арзамасские музейщики покоряют преданностью делу сохранения истории и влюбленностью в слово – горьковское, гайдаровское. Кстати, именно от них мы узнали – к удивлению многих, что корни Эльдара Рязанова тоже нижегородские, арзамасские. Но это уже другая история.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.