Богородская Газета

Крылья Родины

Крылья Родины
Фото: ЛОБАСТОВА

26 мая 2016 года. Этот обычный будний день стал праздничным для тех, кто в 11 утра принял участие в торжественном открытии нового городского памятника.

Многотонный боевой истребитель «МиГ-23», вознесенный над землей, сиял свежей краской и яркими красными звездами. Устремленный в небо, он олицетворяет собой надежность, силу и мощь наших Вооруженных сил, – именно такие чувства испытываешь, оказавшись под сенью его широких стреловидных крыльев. 
Глава местного самоуправления Богородского района К.В. Пурихов, открывая митинг, с гордостью говорил о том, что появление такого памятника – историческое событие не только для нашего района, но и для всей области. «Воспитанникам аэроклуба имени П.И. Баранова, летчикам всех поколений – защитникам Отечества», – такие слова выгравированы на мемориальной доске, установленной на постаменте. Нижегородский аэроклуб, с середины пятидесятых годов получивший постоянную прописку в Богородске, имеет славную историю. За годы своего существования (был он основан 
1 июля 1933 года) в аэроклубе прошли начальную подготовку более 5 тысяч летчиков. 22 воспитанника Горьковского аэроклуба в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза. Александр Иванович Покрышкин, чье имя также связано с историей аэроклуба, трижды был удостоен Звезды Героя. 
Более 95 тысяч парашютистов подготовил аэроклуб, имена многих золотыми буквами вписаны в историю советского, российского парашютного спорта, среди них – чемпионы СССР, Европы, мира, Вооруженных сил. 
Самолет увековечивает память и о летном составе боевого авиационного полка, базировавшегося в Богородске в годы Великой Отечественной войны и вплоть до середины пятидесятых годов прошлого века. Летные экипажи, прошедшие подготовку в нашем городе, улетали на фронт в качестве разведчиков-корректировщиков артиллерийского огня. Новый памятник – это дань глубочайшего уважения поколению, завоевавшему для нас победу, подарившему мир нашему небу. 
Ветеран авиации Е.Н. Цареванов, выступая на митинге, говорил о «МиГ-23» как о родном, одухотворенном существе. Полковник запаса прекрасно помнит, с каким воодушевлением приняли летчики «МиГ» третьего поколения, пришедший на смену «МиГу-21». Новый истребитель по своим техническим характеристикам значительно превзошел не только 21-ю модель семейства «МиГов», но, что важнее, дал нашим летчикам твердое ощущение господства в мировом воздушном пространстве: «МиГ-23», развивавший скорость до 1350 км/ч, не уступал, а по отдельным характеристикам превосходил самолеты, стоявшие в то время на вооружении США и других держав. 
Эту боевую машину можно назвать долгожителем в летном семействе: впервые была поставлена на конвейер в 1969 году, и авиастроительные заводы Москвы и Иркутска выпускали «МиГ» 23-й модели (различных модификаций) вплоть до 1985 года. Истребители надежно охраняли покой нашей огромной страны от Калининграда до Владивостока, а также поставлялись на экспорт в 25 стран мира. «Я горжусь этим самолетом», – сказал Евгений Николаевич Цареванов. И это мнение профессионала, которому «МиГ-23» надежно служил и в горячем афганском небе в восьмидесятые годы прошлого века – годы Афганской войны. 
 В настоящее время «МиГ-23» с вооружения снят, уступив место более современным машинам.
Подготовительная работа, предшествовавшая тому, чтобы в Богородске появился памятник боевому самолету, заняла два года. Нескоро, но она увенчалась успехом: были получены все необходимые согласования с министерством обороны, утрясены технические вопросы. К.В. Пурихов поблагодарил всех, кто был причастен к появлению нового памятника на богородской земле. Почетные грамоты главы местного самоуправления были адресованы ряду руководителей отделов Министерства обороны России, генеральному директору авиастроительного завода «Сокол» А.В. Карезину, директору Нижегородского аэроклуба имени П.И. Баранова Д.Е. Голованову, генеральному директору «Нижегородоблгаза» Ф.Г. Верховодову, председателю общественного совета при администрации Богородского района А.Н. Девнину. Благодарственные письма также были вручены коллективам Богородского филиала «Газпром газораспределение Нижний Новгород», ООО НПФ «Металлимпресс», архитектору Н.Б. Кабатову, депутату Дуденевского сельсовета И.Ю. Дмитриенко и другим.
В церемонии открытия памятника приняли участие представитель Приволжского регионального командования Национальной гвардии России М.Г. Кубарев, заместитель командира авиационного полка И.А. Низовцев, генеральный директор ОАО «Каравай» И.А. Тюрин, лидер богородских молодогвардейцев Н.С. Королев. 

Когда затихли звуки Гимна России, люди не спешили расходиться. Среди тех, кто прибыл в этот день в Богородск, были и ветераны аэроклуба имени П.И. Баранова. Среди них В.М. Ларин – его называют «нашим приокским Чкаловым», отдавая дань его летному мастерству, которое Владимир Максимович оттачивал в небе над нашим городом, а также Т.М. Немогай. 
– Открытие памятника – это большое событие для всех нас, – сказала корреспонденту «БГ» Татьяна Михайловна. – В юности я мечтала стать летчиком. К сожалению, по семейным обстоятельствам мечте не суждено было сбыться – мама тяжело заболела, ей требовался уход, и на учебу я не поехала. Тем не менее жизнь моя тесно связана с авиацией, пусть и на земле, а не в небе. Много лет начиная с 1966 года, после окончания Горьковского авиационного техникума имени Петра Баранова, я проработала на 21-м заводе, ныне это авиа-строительный завод «Сокол». В конце шестидесятых-начале семидесятых годов в день мы собирали по три самолета семейства «МиГ»! Работал завод в две смены и по выходным. Страна наращивала боевую мощь, и военный авиапром отвечал всем требованиям, стоявшим перед такой супердержавой, как СССР.
12-часовые рабочие смены, длившиеся с 7 утра до 7 вечера (и наоборот) выматывали, но и свой единственный выходной молодежь авиазавода стремилась проводить с пользой. 
– С аэродромом Богородска у меня в жизни связаны самые лучшие воспоминания, – продолжает Т.М. Немогай. – Здесь я совершила первый в жизни прыжок с парашютом (затем их было 26). Этот аэродром для меня ассоциируется со словом «счастье».
– Счастье полета? – уточняю у нее.
– Прежде всего счастье общения с замечательными людьми. Летчики, парашютисты – это люди особенного склада, широкой души, – говорит Татьяна Михайловна. – И то, что в их честь открыт памятник, – очень правильно!

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.