Что значит быть успешным? В профессии, в жизни?.. Успех – это награда за честный и напряженный труд или закономерный результат деятельности? Успех приходит к настойчивым или к везучим? Что важнее – успех или добрые человеческие качества?
Эти и другие вопросы интересуют многих. Возможно, они более значимы для молодежи. Редакция «Богородской газеты» предлагает читателям поддержать разговор о выборе жизненного пути выпускниками школ города и района.
С мечтой о ядерной физике
В 2008 году на базе физико-технического факультета Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева создан образовательно-научный Институт ядерной энергетики и технической физики (ИЯЭ и ТФ).
На официальном сайте высшего учебного заведения сообщается: «Миссия института заключается в подготовке профессионалов, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и конструкторскую деятельность в высокотехнологичных отраслях – таких, как энергетика (органическая, ядерная и термоядерная), телекоммуникации и биомедицина. Сейчас ИЯЭ и ТФ – это динамично развивающееся структурное подразделение НГТУ, в состав которого входят шесть кафедр, информационно-вычислительный центр, учебные и научно-исследовательские лаборатории». В одной из них – в лаборатории гидродинамики и теплофизики основного оборудования ядерных энергетических установок под руководством доктора технических наук, профессора Сергея Михайловича Дмитриева научной деятельностью увлеченно занимается студент третьего курса Антон Рязанов.
Антон – богородчанин, выпускник средней школы № 6.
В 2013 году успешно сдал государственные экзамены, набрав по химии 98 баллов: в 10–11-м классах обучался по профилю «химия – биология». Высокие баллы по обязательным предметам (математике и русскому языку) и по физике позволили поступить на бюджетное место в НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Свою судьбу еще в школе он мечтал связать с физикой – ядерной физикой. Выбранное подразделение НГТУ им. Р.Е. Алексеева считает серьезным, его студентами становятся люди, хорошо понимающие, где, в какой отрасли будут работать, представители династий атомщиков. Антон с воодушевлением говорит о том, что на их факультете престижно учиться хорошо. С однокурсниками его объединяют общие интересы. «Я вижу горящие глаза увлеченных наукой людей. Это совершенно новый круг общения», – сообщает мой собеседник.
«Цель надо ставить высокую»
Конечно, для поступления на факультет ядерной энергетики необходимо иметь высокий балл ЕГЭ. «Конкурировать выпускнику обычной общеобразовательной школы с абитуриентами, окончившими Центр одаренных детей, профильный физико-математический класс нижегородской школы, лицея, сложно, но возможно, – считает Антон Рязанов. – У каждого человека есть выбор, и если он сделан, если ты хорошо знаешь, чего хочешь добиться в жизни, значит надо много и напряженно работать. Не по принуждению – по своему собственному желанию. Необходимо уметь распределять свое время. Чем-то жертвовать. И цель надо ставить высокую».
О себе Антон рассказывает очень сдержанно, об институте, о занятиях в научной лаборатории, о ядерной энергетике и технической физике, о своей будущей специальности, связанной с проектированием и обслуживанием АЭС, – увлеченно: сразу становится понятно, что его выбор осознанный, учиться ему очень нравится, даже если порой валится с ног от усталости. Целый день в институте: в первой половине дня лекции и практические занятия, потом работа в научной лаборатории, домой возвращается на последних автобусах.
А еще необходимо подготовиться к дальнейшим занятиям, немного отдохнуть, и снова в Нижний. Согласитесь, режим учебы очень напряженный. Как выдерживает? Наверное, не только потому, что молод, полон сил, энергичен, но и потому, что это необходимо для осуществления мечты.
О школе – только по-доброму
Беседовать с юношей интересно: он хорошо говорит, правильно мыслит, рассуждает по-взрослому, с большим уважением отзывается о школе и своих учителях, считает, что ему и его дружному 11-б классу (в этом, конечно, заслуга классного руководителя Н.Н. Баныкиной) повезло с учителями. В школе заложена хорошая база знаний для дальнейшего обучения. «Если преподаватель увлечен, то и ученикам интересен его предмет», – убежден Антон. С огромной благодарностью вспоминает уроки математики О.А. Королевой, запомнились ему и ее слова: «Я могу вам рассказать, но научить не смогу, пока сами не захотите». Говорит об уроках биологии и том интересе, с которым выполнялись многочисленные проекты под руководством Нины Николаевны Баныкиной. Обладая хорошей памятью и умением интенсивно работать на уроке, внимательно слушая объяснения преподавателя, осваивал химию на учебных занятиях, дома оставалось повторить и лишь закрепить материал.
Учитель физики А.П. Сергеев знал о мечте старшеклассника и помогал ему в изучении предмета. Но что можно сделать на одном в неделю (по программе) уроке физики в классе химико-биологического профиля? Выручал в какой-то мере электив. Но для поступления на факультет, где профилирующим предметом является физика, этого недостаточно. Можно, конечно, заниматься с репетитором, но в семье еще двое детей, да и родители всегда учили всего добиваться своим трудом, поэтому Антон, твердо решив, что ему нужна физика, в старших классах стал много заниматься самостоятельно. Приобрел хорошее пособие и штудировал его, дополнительно к учебнику начитывал теорию и решал задачи, много задач, чтобы, как он выражается, набить руку, участвовал в школьных и районных олимпиадах и не только по физике. Планируя каждый свой учебный день, понял, что не хватает времени на серьезную подготовку, пришлось пожертвовать своим увлечением спортом, легкой атлетикой. Тренировался лишь в свободное время.
Наряду с точными науками – физикой, математикой, химией – Антон с удовольствием занимался литературой, красоту которой открыла ему О.Г. Ходалева.
Интересуюсь, много ли читает студент технического вуза и насколько широк круг его чтения. «Сейчас, конечно, приходится читать в основном техническую литературу, это необходимо и в связи с занятиями в научной лаборатории, – признается юноша. – В школе старался успеть прочитать все по программе, с особым интересом размышлял над романом Ф.М. Достоевского».
Всегда с уважением отношусь к старшеклассникам, прочитавшим в школе и Достоевского, и Толстого, и Тургенева, и Шолохова, и Булгакова, серьезно, по-взрослому рассуждающим над страницами классической литературы, особенно если ученики с математическим складом ума.
Есть у Антона и любимые книги, сыгравшие важную роль в становлении его как личности. Это романы В. Каверина «Два капитана» и А. Фадеева «Молодая гвардия».
Под охраной любви
Нина Николаевна Баныкина, классный руководитель, рассказывая о своем ученике, в первую очередь подчеркивает, что он трудолюбив и настойчив, весь в учебе, его увлечение – компьютер, раньше всех освоил создание презентаций, помогал одноклассникам. «Антон – человек скромный, воспитанный и, как говорила его первая учительница А.В. Чегодаева, интеллигент», –
с улыбкой вспоминает Нина Николаевна. Это качество отметила и оценила Альбина Викторовна в малыше. Малыш повзрослел, но и сейчас юношу отличает какая-то внутренняя интеллигентность, самодисциплина.
В этом огромная заслуга дружной семьи Рязановых, значим пример отца Владимира Львовича и матери Анжелики Рудольфовны, для которых дети – радость и счастье. И самое главное в жизни. Уважение, взаимопонимание, ответственность друг за друга, доброта и любовь, хранимые родителями, помогают и детям уверенно идти к намеченной цели, не бояться выбирать трудный, но интересный путь.