Сочинение возвращается в школу

Сочинение возвращается в школу
Фото: БОТОВОЙ

Сочинение возвращается в школу как творческое задание экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ и как итоговое сочинение по литературе (пишется в декабре и является допуском к ЕГЭ по русскому языку). 

 

                                                                        Когда слово послушно и выразительно
Школьное сочинение… Сколько слез, порой, было пролито, сколько бессонных ночей проведено за письменным столом в муках творчества, прочитано и пересмотрено книг, сколько радости пережито, оттого что основная мысль сочинения зазвучала ярко и непринужденно, а слово оказалось послушно и выразительно. Так было несколько лет назад. Сейчас? Сейчас стало значительно проще: к услугам пишущего – просторы Интернета. Клик мышкой – и сочинение готово, чужие мысли благополучно присвоены, но особой радости почему-то нет. Ни у ученика, ни у учителя.
Но ведь есть талантливые дети, много читающие, а значит, чувствующие великую силу слова, с удовольствием сочиняющие стихи, сказки, рассказы, мечтающие написать повесть или даже роман. 
Вот такие учащиеся 4 – 11-х классов приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений-2015, цель которого, отмечено в положении, – «возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются результаты обучения и воспитания личности». 
                                                                       Всероссийский конкурс сочинений-2015
В конце сентября в школьном этапе конкурса приняли участие 344 учащихся школ города и района. Участники написали сочинения по тематическим направлениям, определённым заранее и закреплённым в положении о конкурсе (сформулировать тему и определить жанр своей работы ученик должен был сам): «О героях былых времен» (по книгам писателей-юбиляров 2015 года); «Стихи, ставшие песнями, или стихи, которые могут стать песнями» (по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне); «Путешествуя по музеям земли нижегородской» (литературный музей А.М. Горького и музей «Усадьба Рукавишниковых»).
Победители школьного  тура (47 человек из 16 образовательных учреждений района) стали участниками заочного муниципального  этапа конкурса. Их работы отличались оригинальностью замысла, личностным восприятием темы сочинения, образностью и выразительностью речи. Участниками регионального этапа конкурса стали Анастасия Ботова (4 кл., школа № 1, учитель О.А. Сырова), Дарья Шестакова (7 кл., Берёзовская школа, учитель И.В. Храмова), Наталья Манерова (8 кл., Дуденевская школа, учитель Н.Ю. Тихомирова), Екатерина Пронина (11 кл., школа № 7, учитель О.Н. Сидорова). 
                                                                      Победа Насти Ботовой
Победителем заочного регионального этапа конкурса среди учащихся 4-5 классов была признана Анастасия Ботова, сочинившая сказку «Купец-удалец и сказочный дворец». Четвероклассницу пригласили в Москву на федеральный, заключительный этап. В столицу Настя поехала с мамой Натальей Евгеньевной, учителем русского языка и литературы Березовской школы. Сама по себе поездка в Москву – это уже праздник, а стать финалисткой всероссийского конкурса – об этом можно было, наверное, только мечтать. Более того, сочинение Насти не осталось незамеченным среди многочисленных творческих работ детей из разных уголков нашей страны: в специальной номинации «Традиции российского предпринимательства», учрежденной одним из партнеров конкурса – общественной организацией «Деловая Россия», Настя стала победителем. Наградила её руководитель проекта «История российского предпринимательства» Ирина Владимировна Захарова.
Настя – человек любознательный, учится с увлечением, особенно ей нравятся уроки русского языка и литературы, много читает, очень любит фотографировать, с удовольствием занимается в детской художественной школе и постоянно участвует в самых различных конкурсах, уверенно делает первые шаги и в исследовательской деятельности. На вопрос, как она успевает везде и в чем секрет её успеха, девочка ответила просто: «Мне всё очень интересно». Вот и во всероссийском конкурсе сочинений с радостью согласилась участвовать, решив, что обязательно напишет сказку (ведь сказок-то она много знает!) о великолепном дворце, что красуется на высоком волжском берегу, и о купце-удальце Сергее Михайловиче Рукавишникове, решившем построить такие хоромы, чтобы со всей Волги съезжались полюбоваться ими. Сказано – сделано. Известие о победе на уровне области не просто обрадовало, это было чудо, как в сказке, а оказаться в Москве накануне 7 ноября, когда всё готово к параду военной техники на Красной площади, а в зале заседаний министерства образования и науки РФ получить диплом победителя, об этом даже не мечталось. Настин успех – это результат кропотливого труда и умного педагогического сопровождения и со стороны учителя О.А. Сыровой, и со стороны родителей – в первую очередь мамы Натальи Евгеньевны, с которой можно проконсультироваться по любому вопросу.
Как учитель русского языка и литературы, Наталья Евгеньевна Ботова, будучи в Москве, приняла участие в конференции по вопросам развития письменной речи обучающихся.
                                                                          На церемонии награждения
«Церемония награждения состоялась в Министерстве образования и науки РФ, – делится впечатлениями Н.Е. Ботова. – Все 340 победителей региональных этапов из 85 субъектов страны получили дипломы финалистов и ценные подарки от издательств «Просвещение» и «Вентана-Граф». Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки, в приветственном слове обратила внимание на  значение чтения в жизни человека, высоко оценила результаты конкурса. Вместе с представителем Совета федерации, президентом общества «Знание» Николаем Ивановичем Булаевым Наталья Владимировна наградила пятёрку абсолютных победителей. Ими стали учащиеся из Алтайского и Краснодарского края, Кировской и Вологодской областей и Санкт-Петербурга.
Оргкомитет конкурса определил пять основных номинаций: «Без хорошего читателя не бывает хорошей книги», «Когда на земле бушевала война», «Писательский труд озаряет мятежный мир искрой человечности», «Литература – язык, выражающий все, что страна думает» и «Не славы ради, а на пользу Отечеству и людям». Победителей в них поздравили известные российские писатели, журналисты, представители общественных и государственных организаций, среди них руководитель проекта «Живая классика» Марина Смирнова, современные писатели Юрий Нечипоренко, Марина Дружинина и др.
Завершая торжественную встречу, Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, поздравил финалистов и  призвал их не останавливаться на достигнутом, совершенствовать свои знания и навыки. Он выразил надежду на то, что конкурс станет традиционным».  
                                                                          Чувствовать слово и владеть им
Сочинения победителей, выставленные на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, убеждают, что русская классическая литература читается современными школьниками и читается внимательно, помогает им понять себя и окружающих, учит думать, рассуждать, чувствовать. Детские работы подкупают искренностью и умением авторов чувствовать слово и владеть им. 
Убеждена: сочинение – это красивый способ самовыражения личности.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.