Тридцать пять лет – много это или мало? Если говорить о человеке, то это сплав молодости с полученным образованием и накопленным опытом. А для такого образовательного учреждения, как межшкольный учебный комбинат, три с половиной десятилетия – это лишь три школьных поколения. Но вместе с тем это более 30 тысяч учащихся, которые освоили различные профессии, нашли свое любимое дело, научились мастерить, творить; освоили профессию около тысячи водителей, более 600 швей, около 500 поваров, медсестер, более двухсот токарей, воспитателей, операторов ЭВМ и более ста строителей, бухгалтеров, портных...
По пути развития
Все начиналось в августе 1978 года, когда постановлением исполнительного комитета Богородского городского Совета депутатов трудящихся было принято решение о создании образовательного учреждения для подготовки рабочих кадров для предприятий района – УПК. Силами его первого директора В.П. Немцева и семи городских предприятий (швейные фабрики «Весна», «Восход», КГФ, ПОГА, КБО, трест столовых и «БМЗ») были созданы учебные кабинеты и мастерские, в УПК направлены опытные мастера производственного обучения (М.А. Вершинина, Г.А. Тулина, В.А. Блинова, С.И. Лосев, Е.В. Дворецкая, Г.И. Анохин, В.В. Тулин), обеспечена сырьевая база для обучения, организации практики и получения рабочих профессий школьниками района. Это было основной задачей межшкольных учебных комбинатов.
Шли годы, изменения в обществе коснулись системы образования. В 90-х предприятия перестали быть базовыми, обеспечивать УПК сырьем. Мастерские были реорганизованы, мастера производственного обучения перешли в штат гороно и стали преподавателями.
Педагогическому коллективу пришлось создавать базу для новых профилей, искать новые направления и формы работы. Это было непросто. Под руководством Д.В. Макарова комбинат встал на путь преобразования и развития. Расширился список предлагаемых школьникам профессий (с 9 до 16 профилей). Создан школьный завод, который стал известен далеко за пределами района. Он обеспечивал дополнительные рабочие места для молодежи. Многопрофильность завода, качество выпущенной продукции дали возможность улучшить, расширить материально-техническую базу УПК (приобретены новые автомобили, оборудован компьютерный класс, новые швейная и столярная мастерские, открылась столовая, построено еще одно здание).
Кроме этого, наше учреждение стало одной из экспериментальных площадок России по внедрению и распространению новых педагогических технологий, проектного метода обучения. Впервые в области, с целью совершенствования профориентационной работы, организовали учебный процесс через систему профессиональных проб, которая оправдала себя и работает по сегодняшний день, позволяя ребятам пройти этап профадаптации на пути профессионального становления.
В конце 90-х наше учреждение – профессиональный лицей со сложной многоступенчатой структурой: УПК – техническое училище – швейная фабрика – машиносборочный цех – сеть кружков, объединенных в центр «Уютный дом» – учебно-деловой центр. Это презентация и распространение своего опыта работы (семинары районного и областного уровней на базе УПК, участие в семинарах российского и даже международного уровней); возможность для школьников непрерывного роста в профессии; совершенствование учебно-методического комплекса, развитие педагогического мастерства.
В начале 2000-х меняется законодательная база, возвращается прежнее название: межшкольный учебный комбинат (МУК). Администрацией Богородского района выделяются большие средства на реконструкцию и ремонт старых зданий и помещений МУК. Педагогический коллектив ищет новые направления в работе, расширяется сеть профессиональных проб (с 16 профильных направлений до 21). Открываются новые кружки и секции. Активизируется работа по участию учащихся в олимпиадах и конкурсах.
Выбрать дело по душе
Сегодня МУК – это учреждение дополнительного образования, имеющее в своей структуре центр профессиональной ориентации (организующий и координирующий профориентационную работу со школьниками района), центр дополнительного образования «Уютный дом», включающий в себя десять творческих объединений и кружков, центр дистанционного обучения (совместно с управлением образования администрации района осуществляющий повышение квалификации педагогов района, организацию факультативов для старшеклассников, оказание дополнительных образовательных услуг для незанятого населения). В рамках взаимодействия со школами в МУК реализуются программы образовательной области «Технология» через систему профессиональных проб, экспериментального курса «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда».
В межшкольном учебном комбинате активно ведется внеклас-
сная деятельность по профессиональной ориентации школьников. Это традиционные конкурсы («Лучший в профессии», «Лучший творческий проект»), профильные недели, фестивали профессий и много других полюбившихся ребятам мероприятий. Сотрудничаем с различными предприятиями, образовательными учреждениями среднего и высшего профес-
сионального образования по информированию учащихся о путях получения профессии, условиях труда и карьерного роста. В детском профориентационном объединении «Мой выбор» (руководитель Е.С. Першина) старшеклассники самостоятельно разрабатывают презентации, профессиограммы новых и востребованных профессий, проводят встречи, беседы со сверстниками.
В нашем комбинате создана хорошая материальная база. Это два учебных здания; пять мастерских и пищевая лаборатория, где имеется более 70 единиц промышленного и бытового оборудования. Два компьютерных класса оснащены современной оргтехникой. В шести учебных кабинетах имеется все необходимое для организации учебного процесса, внеклассной и творческой деятельности школьников. Педагогический коллектив немногочисленный, но квалифицированный, умеющий увлечь детей творчеством.
Технология победы
В рамках публичного отчета в этом учебном году педагоги вместе с детьми продемонстрировали свои «изюминки», творческие находки, победы, проектные и исследовательские решения. А побед у ребят много и разных! Ежегодно наши учащиеся становятся победителями и призерами муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии. В этом году шесть победителей муниципального этапа (Анна Багрова, 7 класс, Ксения Быкова, 8 класс, девятиклассники Павел Подкопаев и Юлия Кувалева, десятиклассники Александр Антипов, Мария Третьякова) и два призера (учащиеся 8 класса Роман Ваганов и Яна Федотова). Александр Антипов стал призером регионального этапа. Его проект «Зернодробилка» стал призером и областного конкурса «Юные конструкторы и исследователи» в номинации «Инженерный проект» (педагог
В.В. Тулин). Вместе с Ильей Пеговым, который проектировал мотор для лодки, Саша просто поразил своими работами всех участников публичного отчета. К юношам было много вопросов, практических и технических, на которые они со знанием дела отвечали.
Более 150 ребят участвовали в творческих конкурсах различного уровня. Сорок из них стали победителями и призерами. Дарья Кургузикова (призер областного конкурса медиатворчества «Окно в мир»), Александра Каземирова и Лилия Синникова – победители и призеры нескольких районных конкурсов.
Наше будущее – информационные технологии. Обучаясь в кружках «Web-дизайнер» и «Конструктор сайтов» (педагог
Е.А. Вострякова), ребята осваивают мастерство работы на компьютере. С интересом все участники публичного отчета смотрели фильм об историческом прошлом и сегодняшнем дне родного города, созданный Марией Третьяковой (10 класс), а маленькие исследователи, ученицы 3 класса Анастасия Потапова, Дарья Шунина, Анастасия Астафьева представили красочные презентации о талисманах Сочинской олимпиады.
Во время экскурсии по творческим мастерским родители познакомились с новыми направлениями кружков, попробовали «вкусный» сюрприз от юных поваров кружка «Властелин вкуса» (педагог Т.А. Кузмина), восхитились яркими, оригинальными работами мастериц кружка «Гильоширование» (педагог А.С. Плаксина) – это и салфетки, и скатерти, и картины, панно по олимпийской тематике, цветочные фантазии. Девочки из школьного ателье «Валентина» произвели неизгладимое впечатление своей коллекцией роскошных вечерних платьев.
Жизнь продолжается. На следующий год придут новые девчонки и мальчишки постигать азы мастерства, творить, исследовать и, конечно, знакомиться с многообразием мира профессий. Педагоги поведут их по ступеням знаний и профессионального самоопределения. Успехов и новых творческих вершин, уважаемые коллеги, на этом пути!