Зодчий

Зодчий
Фото: Лобастов

Профессор, доктор архитектуры, автор таких книг и учебных пособий, как «Архитектура советской Киргизии», «Советская архитектура», «Архитектура городского жилища», «Градостроительство в горной местности» и более четырехсот научных публикаций, В.В. Курбатов был уроженцем нашего города. Да, увы, приходится говорить о нем в прошедшем времени, так как 14 ноября этого года Валентин Витальевич ушел из жизни.

Мечты сбываются
Родился он весной 1937 года, был крещен в богородском храме. Мама его, Антонина Ивановна, коренная богородчанка из рода Хохловых, окончила медицинский техникум, работала в здравпункте Горьковского автозавода, где и познакомилась со своим будущим мужем.
Отца, инженера-металлурга по профессии, командировали из города в город. Великую Отечественную войну семья встретила в Воронеже, потом была Казань, а в школу Валентин пошел в 1944 году в Москве. Но жить в столице довелось недолго – родители расстались, и Антонина с сыном вернулась в родительский дом, который и ныне стоит на улице Московской.
Богородскую школу № 1 Валентин окончил с отличием. С детства любил рисовать и решил учиться на архитектора. В середине прошлого века этой профессии обучали в трех вузах, расположенных в Москве, Ленинграде, Киеве. 
– Мне почему-то захотелось отправиться на юг, окунуться в атмосферу гоголевских рассказов. По ним я представлял себе Украину, – с улыбкой вспоминал потом профессор. – На 25 мест на архитектурный факультет КИСИ (Киевского инженерно-строительного института) было подано 400 заявлений. Столько радости было, когда увидел свою фамилию в списке зачисленных в институт! Все-таки отличные знания дали нам учителя в школе!
Годы его учебы в вузе – с 1954 по 1960-й – пришлись на период хрущевской оттепели, но в истории советской архитектуры это была пора безвременья. На смену стилю сталинской эпохи – добротным зданиям с просторными комнатами, колоннами по фасаду, портиками, пилястрами и прочими «украшательствами», названными в оттепель «излишествами» – 
приходили серые коробки пятиэтажек, которые много позже нарекут «хрущобами». Но тогда преподаватели вузов не могли представить четко, в каком направлении дальше будет двигаться архитектурная мысль. Подобная неопределенность, однако, только подогревала интерес студентов к изучению разных архитектурных стилей, предопределяла самостоятельность их творческих поисков.

Легких путей не искал
Широким полем для приложения накопленных знаний для молодого выпускника КИСИ стала столица Киргизии. Секретарь комсомольской организации курса, при распределении Валентин Курбатов попросил комиссию вуза направить его в самый отдаленный край: тогда молодежь не искала легких путей, и наш земляк был из числа таких романтиков, стремившихся покорять целину. В его случае – «целину» архитектурную, так как в Киргизии тогда еще только намеревались превратить Фрунзе из города одноэтажного, застроенного сельскими мазанками, в современную, динамичную столицу. 
21 год своей жизни В.В. Курбатов отдал среднеазиатской республике, работая в проектном институте «Киргизгипрострой». По его проектам были построены здание Верховного суда, Аллея Героев, школы во Фрунзе – как и в Джалал-Абаде, Пржевальске, а в Оше целый учебный комплекс. 
В институте «Киргизгипрострой» архитекторами были выпускники вузов России и Украины, первые специалисты с высшим архитектурным образованием в этой республике. Они и стояли у истоков создания своей архитектурной школы в Киргизии, и Валентин Витальевич внес заметный вклад в воспитание молодых зодчих. По инициативе Союза архитекторов Киргизии во Фрунзенском политехническом институте был создан в 1965 году архитектурный факультет, и В.В. Курбатова привлекают к преподавательской работе, сначала по совместительству, а через год на штатную должность доцента. К этому времени Валентин Витальевич уже окончил аспирантуру Академии строительства и архитектуры, в 1966 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Универсальные здания средних технических учебных заведений». 
– Студентов мы ориентировали на самый высокий, международный уровень подготовки проектов, – рассказывал В.В. Курбатов. – Заложенные семена стали давать плоды, среди студентов появились первые таланты. К 1970-му году факультет подготовил своих первых выпускников, и два дипломных проекта мы направили на всесоюзный смотр-конкурс выпускников архитектурных вузов и факультетов. Но вузу из далекой Киргизии было непросто пробить себе дорогу. Наших студентов, объективно признавая качество и новизну их работ, держали в полушаге от призового места, и только на третий год участия во всесоюзном конкурсе жюри признало безоговорочную победу молодых выпускников архитектурного факультета из Фрунзе. Такой успех дорогого стоил – мы встали в один ряд с вузами Москвы и Ленинграда, другими признанными в архитектурной науке центрами.
В этот период в содружестве с однокурсником по КИСИ В.В. Лызенко и молодыми архитекторами Валентин Витальевич стал активно участвовать в международных архитектурных конкурсах, и очень успешно: в 1966 году – победа в конкурсе в Чехословакии (проект жилого района Братиславы), на следующий год – в Египте (монумент советско-арабской дружбы), в 1968 году – в ГДР (реконструкция центра Веймара).
В 1973 году В.В. Курбатов поступил в докторантуру для завершения работы над темой «Современная архитектура Советской Киргизии. Основные тенденции и пути развития». Успешно защитил докторскую диссертацию в 1980-м, и ему была присвоена ученая степень доктора архитектуры. Все эти годы он много внимания уделяет и общественной деятельности как заместитель председателя правления киргизского Союза архитекторов.
В 1981 году Курбатов переезжает в Москву, получив приглашение заведовать кафедрой начертательной геометрии и графики Московского инженерно-строительного института. В 1986-1990 годах он профессор кафедры архитектуры Московского архитектурного института, затем в течение двух лет возглавлял кафедру архитектуры Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Одно время был председателем Ревизионной комиссии Союза архитекторов России. 
Наряду с активной преподавательской деятельностью архитектор Курбатов не оставлял и проектирование. В 1990-м он одним из первых в столице учредил архитектурную мастерскую, а с 1991 года становится свободным архитектором.

В традициях Древней Руси
С конца восьмидесятых годов много сил, времени и таланта отдавал Валентин Витальевич восстановлению и строительству православных церквей в России. По его проектам были возведены храмы в Москве и Подмосковье, в Туле, Ивановской, Волгоградской и Нижегородской областях, в Мордовии… В своем творчестве архитектор всегда стремился к соблюдению и развитию традиций древнерусского зодчества. Храмы, построенные по его проектам, завораживают красотой, четкостью и продуманностью линий, глубиной замысла. Уникален храм Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская епархия), возведенный в 2004 году по проекту В.В. Курбатова. Он увенчан 33 главами (по числу земных лет Иисуса Христа). Второго такого, имеющего столько же главок, в мире нет.
 Величественен и в то же время воздушен, легок главный храм (в честь Воскресения Христова) на территории Свято-Варсонофиевского монастыря (Саранская епархия), построенный в начале нынешнего века по проекту В.В. Курбатова. Десятиглавый, высотой 37 метров, он напоминает белую свечу, устремленную ввысь, к Богу…
Валентин Витальевич был человеком религиозным. К вере пришел, как и многие рожденные в эпоху атеизма, уже в зрелом возрасте. Его часто можно было видеть в богородском храме Покрова Пресвятой Богородицы, который в свое время реконструировали по его проекту. В.В. Курбатов был истинным патриотом Богородска и старался внести свою лепту в украшение малой родины. Его творческий вклад в архитектуру нашего города – это и проходная ОАО «БМЗ», и административное здание Богородского лесхоза, и часовня в центре. 

Лучшее место на Земле
Валентин Витальевич долгие годы прожил в Москве, где много и творчески работал, но летние месяцы они с супругой непременно проводили в Богородске, в стареньком домишке, построенном еще дедом и бабушкой Валентина Витальевича. Для него это было лучшее место для отдыха. Признавался, что здесь, в родных местах, в душе воцаряется гармония, ощущение того, что ты наконец дома. 
В родном городе Валентин Витальевич всегда выписывал «Богородскую газету» и литературное приложение к ней – он стремился быть в курсе того, чем живет малая родина. Это был человек неординарного, живого, пытливого ума, в котором ни на минуту не угасала жажда мыслить, творить. Умел ценить дружбу и всегда с удовольствием участвовал во встречах с одноклассниками, которые выпускники 1954 года богородских школ № 1 и № 3 организовывали регулярно на протяжении многих десятилетий. 

Жил творчеством
Если охарактеризовать В.В. Курбатова одним словом, то это будет емкое и многогранное «интеллигент». Истинный, с большой буквы. Наверное, эта характеристика отразит и философский склад его ума, и умение внимательно слушать других, не навязывая своего мнения, и высокий профессионализм, и любовь и привычку к постоянному труду, и личную скромность, и умение смотреть на мир и осмысливать все в нем происходящее как творец, как художник. Причем еще и художник слова. Валентин Витальевич до последних дней своей жизни писал стихи – и философские, и детские, 
и лирические. 
В.В. Курбатов не стремился заявить о себе как поэт – публиковал стихи в Сети под псевдонимом. Последнее его стихотворение – «Пальто на вате» – на сайте «Стихи.ру» датировано 26 октября 2020 года. В этот день автор выложил в Сеть 13 стихотворений, написанных в разное время, – словно торопился передать читателю то, о чем размышлял, что выплеснулось рифмованными строчками на бумагу. А потом случилась болезнь…
Всего на «Стихи.ру» Валентин Витальевич опубликовал столько своих поэтических произведений, написанных в разные годы, что хватило бы не на один поэтический сборник. Столько мыслей и столько трудолюбия было у него, что большое стихотворное наследие не удивляет, – наоборот, наверное, иначе и не могло быть, ведь «душа обязана трудиться и день и ночь…». Он просто жил творчеством, и стихи рождались так же естественно, как мысли. 
Читая его стихи, его афоризмы, словно веду заочный разговор с мастером слова: то вижу его иронично улыбающимся, то задумавшимся над смыслом жизни… Строчки дышат чистотой помыслов автора, глубиной его размышлений, отточенностью рифм… «Нет, весь я не уйду», – вспоминается пушкинское. Валентин Витальевич Курбатов, всю жизнь трудясь, успел оставить заметный след: и в стихах, и в книгах, и в главном деле его жизни – архитектуре.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.