«Те, кому довелось служить в Афганистане, никогда не забудут то время», – произнёс при встрече с корреспондентом «Богородской газеты» Анатолий Васильевич Пичугов, ведущий специалист сектора растениеводства управления сельского хозяйства Богородского района. На Афганской войне он был с ноября 1985 года по сентябрь 86-го. Рассказывает о ней скупо, без пафоса, считая, что просто выполнял долг перед Родиной. Свою военную форму сохранил: до сих пор она ему впору. Надев её по моей просьбе накануне Дня защитника Отечества, сразу вспомнил армейских друзей, горы с белоснежными шапками и синее бездонное небо далёкой страны, которую покидал по мосту Дружбы если не победителем, то уж точно не побеждённым.
Детство – прекрасная пора
Родился Анатолий Васильевич в деревне Солонское. Его отец, Василий Александрович Пичугов, более 40 лет проработал в колхозе. Начинал с должности разнорабочего, а затем стал бригадиром молочно-товарной фермы. За свой труд награждён многочисленными грамотами и благодарственными письмами, но самой значимой наградой считает медаль ВДНХ, полученную в 70-е годы. На ней выбиты слова: «За успехи в народном хозяйстве СССР». Василий Александрович ей очень гордится. Мать, Рогнеда Анатольевна, была дояркой. Как и муж, была настоящей труженицей, только свою медаль выставки достижений народного хозяйства получила на 20 лет раньше него. Вообще, родителей Анатолия Васильевича многое объединяло: любовь к труду, ответственное отношение к порученному делу, нетерпимость ко лжи и несправедливости и даже дата рождения: 5 ноября 1934 года. Своё деревенское детство мой собеседник считает прекрасной порой, в которой находилось место и хозяйственными заботам, и играм, и даже чудесам. – Помогать родителям – дело святое. Я огородничал, косил сено, ухаживал за скотиной. Верхом на лошадях ездил вместе с отцом осматривать летние пастбища. Зимой с ребятами пропадал на улице: лыжи, санки, хоккей укрепляли здоровье и раскрашивали щёки в ярко-красный, снегирёвый цвет. В летнюю пору лес манил спелой ягодой, а водоёмы – загадками. Неподалёку от Солонского находилось карстовое озеро с чистейшей водой: купаться в нём – одно удовольствие. Иногда оно полностью исчезало. Отец говорил, что уходило в Ворсменские озёра. Я и сам видел, как по весне озеро возвращалось на своё место. Душа при этом ликовала, – вспоминает Анатолий Васильевич.
О месте службы не догадывался
В школе он учился на «четвёрки» и «пятёрки». Особенно нравились химия, физика, математика. Окончив 10 классов, без особого труда поступил в Горьковский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. – На одном дыхании пролетели студенческие годы. Учиться мне было интересно: науки впитывал, как губка. Полученные знания закреплял на практике, проходившей в Новинках и Солонском. В 1984 году принимал участие в агрохимобследовании почв области, которое проводила Горьковская станция химизации. Со стройотрядом ездил в Астрахань на уборку арбузов, в Анапе собирал виноград. Однажды в свободное время из причерноморского города даже удалось добраться до овеянного славой Севастополя. Его героические достопримечательности запали мне в душу, – делится впечатлениями мой собеседник. Первого марта 1985 года выпускник института, молодой агроном Пичугов приступил к работе в колхозе «Крестьянин», а в мае его призвали в ряды Советской Армии. Полгода он провёл в учебной части города Остёр Черниговской области. – Иногда «учебку» называют армейским «предбанником», дескать, самое трудное солдата ждёт впереди. Трудностей же хватало и в Остёре. Ежедневные занятия на турнике, брусьях. Через день шестикилометровые кроссы, дневные и ночные стрельбы, усиленная строевая подготовка, преодоление полосы препятствий, трёхдневные марш-броски, словом, свободное время оставалось только на сон. Зато воинскому делу нас научили настоящим образом. Получив звание младшего сержанта, я стал командиром дивизионной самоходной артиллерийской установки 2С3 «Акация». О месте службы не догадывался. Поговаривали, что направят в Венгрию, а попал на Средний Восток. Осенним пасмурным вечером улетали мы из Киева в Ташкент. Затем путь лежал в Черчик, из него – в Термез, и, наконец, борт доставил нас на северо-восток Афганистана. Жара стояла несусветная, термометр показывал плюс пятьдесят, так что встреча оказалась, мягко говоря, очень тёплой, – вспоминает Анатолий Васильевич.
Красные маки Кундуза
Младшему сержанту Пичугову выпало служить в провинции Кундуз. Его артполк располагался на плато. Опасной «достопримечательностью» войсковой части были склады дивизионных боеприпасов, о существовании которых могли узнать душманы и попытаться взорвать их. – Но к нам они не сунулись – отпор врагу давать не пришлось, зато сопровождать наши колонны и поддерживать их продвижение артиллерийским огнём надо было постоянно. За службу я произвёл 500 выстрелов, координаты каждого заносил в специальный журнал. Просто так мы огонь не вели: наводку на базы и караваны душманов обеспечивали корректировщики. Из восьмиметрового ствола «Акации» снаряды весом 43 килограмма летели на расстояние до 17 километров и поражали цель. Даже через горы стреляли – техника позволяла подавлять и уничтожать противника везде, несмотря ни на какие препятствия. Весной плато в Кундузе становилось сначала изумрудным, а потом ярко красным: наступала пора цветения маков. Природную красоту Афганистана и война не смогла затмить. И всё же российские краски, пусть и не такие яркие, больше трогают душу. Родной бело-берёзовый цвет всё же ближе русскому человеку, – делится сокровенным Анатолий Васильевич. В сентябре 1986 года его направили в Ашхабад на офицерские курсы, где мой собеседник встретился с родственниками. Василий Александрович и Рогнеда Анатольевна, узнав о том, что сын вернулся с войны, не смогли усидеть на месте и полетели к нему. В столице Туркмении они провели несколько счастливых дней: гуляли по ашхабадским улицам, ходили в гости к родственникам боевого товарища Анатолия Васильевича, пили зелёный чай. Родители не скрывали радости: «Толик жив и здоров!» Окончив курсы, мой собеседник приехал домой поздней осенью, а уже в декабре занял свою должность в колхозе. Спустя три года поступил в аспирантуру при сельхоз-институте, занимался преподавательской деятельностью. До защиты диссертации дело не дошло: помешали обстоятельства. – Полям всегда нужен агроном, и я снова занялся привычным делом. В 2006-м перешёл на госслужбу, став первым государственным инспектором отдела земельного надзора Нижегородской области, а с 2013 года работаю в управлении. Вся моя жизнь связана с сельским хозяйством. Люблю нашу землю-кормилицу, неповторимую красоту золотых колосьев хлеба, наполненные дивным светом весенние зори. Я – счастливый человек, – уверен Анатолий Васильевич. Покидая в 1986-м Афганистан, он взял с собой красный цветок с плато. Мак со временем высох и потускнел, а память до сих пор сохранила тревожные афганские дни и ночи, требовавшие от солдат мужества и стойкости.