Ювелирная работа

Ювелирная работа
Фото: ЛОБАСТОВА

Среди тех, кому в День работников бытового обслуживания населения и ЖКХ были вручены благодарности городской администрации, была и индивидуальный предприниматель Т.И. Зиновкина. У Татьяны Ивановны редкая и очень интересная профессия. Она ювелир. После церемонии награждения мы разговорились с Татьяной Ивановной о том, какие пути привели ее в эту профессию.

Художник по металлу
Путь этот, как у многих ювелиров, был долгим и непростым.  Вначале была детская художественная школа, на уроки М.А. Сусоровой, В.В. Грязнова Таня бегала с радостью. Задумывалась о том, чтобы стать художником. Окончив школу, решила поступать на художника-модельера. В то время (конец восьмидесятых годов) такой специальности обучали только в трех вузах: в Москве, Иванове и Одессе. 
Пройти по конкурсу в Ивановский технологический институт не получилось, и Таня поступила в Павловское художественно-промышленное профессиональное училище, где готовили специалистов по художественной обработке металла. Так судьба впервые свела ее с металлом, и это оказалось делом на всю жизнь…
Выпускников Павловского училища направляли работать во все уголки Советского Союза – на предприятия, связанные с производством украшений, изделий из металла: от Калининградского янтарного завода до «Якутских бриллиантов». Но в 1991 году, когда Татьяна окончила училище, СССР рухнул, а вместе с ним и система планового распределения выпускников. Со свободным дипломом они самостоятельно «выплывали» на рынке труда.
 Таня устроилась на завод «Термаль», где наряду с военными заказами был налажен в трудные девяностые годы выпуск металлических чайников и самоваров. Их расписывали под «хохлому». Этим занялась и Татьяна, освоив тонкости старинной нижегородской росписи. 
Затем замужество, рождение первого сына и – поиск новой работы, благо в Нижнем открылось немало частных мастерских. Владелец одной из них, опытный ювелир по фамилии Варшав, искал помощника. Так Татьяна попала в ювелирное закулисье, начав осваивать производство украшений из драгоценных металлов.
Литейщик, модельщик…
В училище они осваивали такие техники работы с металлом, как чеканка, гравировка, эмаль. Ювелирное дело, хотя тоже связано с металлом, на порядок сложнее. Изготовление украшений из золота или серебра и рук требует золотых. 
Драгоценный металл, прежде чем воплотиться в красивое колечко или изысканные серьги, должен пройти через ряд специалистов. В ювелирном деле существует специализация: у литейщиков своя часть работы, у восковщиков, изготавливающих объемную модель будущего изделия из воска, – своя. Закрепщики специализируются на закреплении вставок в украшения, филигранщики работают в технике ажурного или напаянного узора, монтировщики собирают изделия и наносят завершающую обработку. Ювелиры-цепочники специализируются на изготовлении цепочек. И это еще не все специализации в ювелирном деле, где в процессе производства применяются такие виды работ, как литье, прокатка, распилка, гибка, пайка, опиловка, чеканка, волочение, шлифовка, полировка, огранка, закрепка…
Татьяна начинала освоение профессии с литья. Вскоре уяснила, что ювелиры не особо спешат делиться своими секретами. «Чтобы чему-то научиться, нужно научиться … дружить», – улыбается Татьяна. И добавляет, что хотя профессию ювелира можно получить в учебном заведении (в настоящее время таких в России немало), лучший учитель – практика.
 Дружеские отношения с коллегами, умение перенять чужой опыт и большое желание стать универсалом в новой для себя профессии позволили ей двигаться вперед. 
Вскоре ей доверили более сложную ступень – отливать модели из воска. Затем Татьяна стала модельщиком – это одна из самых творческих профессий в ювелирном деле. 
Необходимо «шестое» чувство
Много лет проработав в мастерской, Татьяна Ивановна стала ювелиром-универсалом, освоив все операции в производстве украшений. Тем временем мама все настойчивее просила дочку вернуться в Богородск, жить в родительском доме – в Нижнем Татьяна с сыном снимала жилье. И вот десять лет назад она решилась жить и работать в Богородске, открыть здесь свою ювелирную мастерскую.
– Это был шаг в неизвестность, – признается Татьяна Ивановна. – Работать под чьим-то началом всегда легче, чем брать всю ответственность на себя. Сомнений вначале было немало. Беспокоило, достаточно ли мы найдем клиентов, ведь город-то небольшой. 
С покупкой оборудования помогли родители, и вскоре ювелирная мастерская ИП Зиновкиной Т.И. начала работу. Сегодня, спустя годы, Татьяна Ивановна не жалуется на недостаток клиентов. В мастерской они работают вдвоем с мужем Сергеем Вячеславовичем. Познакомившись девять лет назад с Татьяной, он нашел не только жену, но и новую профессию. До этого работал слесарем механосборочных работ на Горьковском автозаводе, а супруга открыла в нем способности к ювелирному делу.
– В нашей профессии нужны не только усидчивость, хорошее зрение и глазомер, аккуратность и твердость руки, но и хороший вкус, художественное чутье, – говорит Татьяна Ивановна. – На ученика ювелира закладывается в первый год обучения 80 процентов брака, через год процент неудач должен снизиться до 13. Но бывает, что и с опытом не приходит мастерство. Именно чутье, некое шестое чувство в работе с драгоценным металлом, творческие задатки я бы поставила на первое место. К счастью, Сергей этими качествами обладает. 
…От количества и разноообразия украшений, выставленных в ювелирных отделах магазинов, ювелирных салонах, глаза разбегаются. Но среди великолепия заводских украшений продукция ювелира-частника, считает Татьяна Ивановна, не затеряется – добросовестный мастер всегда найдет своего клиента. Если порвется фабричная золотая цепочка или сломается замок у сережки – опять понадобится услуга частной мастерской. Златых гор работа с золотом и серебром Зиновкиной не принесла, но ей нравится профессия, которую долго осваивала, и в завтрашний день Татьяна Ивановна смотрит с оптимизмом.

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.