«Со стороны кажется, что она, как в детстве, играет с детьми, но за кажущейся легкостью – бессонные ночи, поиск, раздумья…», – эти добрые слова прозвучали в адрес учителя начальных классов Ирины Александровны Молотилкиной много лет назад из уст талантливого наставника молодых учителей Т.М. Михайловой. Ее учителя литературы, завуча средней школы № 7.
Давно уже нет с нами Тамары Михайловны, подметившей самое главное в своей повзрослевшей ученице, которая после окончания Горьковского пединститута вернулась в родную школу с огромным желанием так учить малышей, чтобы каждый нашел себе дело по душе, откликнулся на доброту и любовь учителя и раскрылся бы как цветок. Много воды утекло, многое изменилось. Изменилась и школа. Да и педагогический стаж Ирины Александровны уже больше 30 лет. Но доброе сердце учителя осталось добрым, глаза – лучистыми, а улыбка – открытой и искренней. И так же, как всегда, спешат к ней на занятия дети, чтобы научиться читать и писать, подружиться с математикой, задать огромное количество вопросов и обязательно на каждый получить ответ, чтобы выучить столько же стихов, сколько знает Ирина Александровна, чтобы…
Сейчас Ирина Александровна Молотилкина второй год работает педагогом дополнительного образования в объединении «Школяр» Центра внешколь-
ной работы, готовит к школе детей 5,5 – 6 лет.
У неё пять групп по 15 человек. Каждая группа занимается два раза в неделю. Как и в школе – планы, программы, тетради с печатной основой, развивающие уроки, открытые занятия, индивидуальный подход к каждому ученику, общение с родителями… И как всегда – полная самоотдача, к детям – доброта, внимание и любовь, которые творят чудеса. И еще – игра! Обучение в игре! «Ребенку важна похвала, – убежденно говорит учительница. – Похвалить, заметить хорошее, вселить надежду, что всё непременно получится, пусть не сразу, но обязательно получится, – это главное. Ни один ребенок не должен чувствовать себя ущемленным, детям должно быть комфортно на занятии, интересно, весело». Это ее убеждения, ее правила. В этом ее отношении к делу и основа гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, и «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинского…
Может быть, поэтому воспитанникам Ирины Александровны так важно ее мнение и одобрение, так необходимо общение с ней.
Именно любовь к детям и позвала в школу выпускницу 1978 года Ирину Беспалову. Видела себя только учительницей. Она из многодетной семьи, третий ребенок. Ответственная, самостоятельная, девушка постоянно опекала младшего брата, заботилась о нем. «С детства все звали учительницей», – с улыбкой вспоминает Ирина Александровна. Все привыкла делать сама, и решения принимала сама, и судьбу попробовала обхитрить сама. Как? После окончания школы поступила в Горьковский университет им. Лобачевского на планово-экономический факультет: говорит, хотела стать бухгалтером, как сестра. Поступила и через некоторое время забрала документы. Ирина Александровна объяснила, что учеба на факультете оказалась слишком сложной, мне же кажется, здесь другое, ведь совсем не случайно в беседе прозвучит фраза: «Видела себя только учительницей».
Через год, успешно сдав экзамены, поступила на очное отделение педагогического факультета пединститута. Училась все годы на повышенную стипендию – иначе не могла, да и не хотела. А с какой теплотой и благодарностью вспоминает своих школьных учителей, благодаря опыту и мастерству которых выпускница получила прочные знания, давшие ей возможность учиться легко и радостно в вузе! Математике ее учила В.В. Зотова, литературе и русскому языку – Т.М. Михайлова, историю преподавал А.Д. Шведов, а классным руководителем непростого 10-б была М.В. Шведова.
Молодую учительницу в школе встретили радушно, Ирину помнили как ученицу-отличницу, председателя пионерской дружины, человека активного и неравнодушного. Александр Дмитриевич Шведов стал завучем и курировал работу учителей начальных классов, вместе с Тамарой Михайловной Михайловой они во всем помогали начинающему учителю. Ирина Александровна оправдала их надежды, многому научилась у опытных педагогов. Ее наставниками и коллегами стали А.М. Платонова, Г.В. Домбровская, Л.В. Балашова и А.И. Сергеева, грамотные, умные, тактичные, они щедро делились своим опытом, профессионально анализировали уроки… А Ирина Александровна, чувствуя поддержку коллег, работала увлеченно, трудностей не боялась. Знания детям давала прочные, готовила к олимпиадам своих малышей и радовалась их победам. Незаметно и сама стала наставником.
За добросовестный творческий труд в системе образования, успехи в учебно-воспитательной работе И.А. Молотилкина награждена Почетной грамотой министерства образования и науки Нижегородской области.
О признании мастерства учителя говорят любовь детей и уважение родителей, радость и счастье в глазах ребенка, которого услышали, поняли и ради которого спешат на занятие. Ведь в школу ее саму позвала любовь.
Любовь к детям.