Своих не бросаем!

Своих не бросаем!
Фото: Лобастов
Крутой поворот
Когда кинолог, дрессируя собаку, прокладывает на местности следовую тропу, он обязательно делает так называемые углы – крутые повороты, используя встречающиеся на пути препятствия: деревья, здания, заборы. Умение преодолевать сложные зигзаги и не потерять при этом след делает служебного пса более подготовленным к розыскной работе. 
Наталье Сергеевой, младшему инспектору-кинологу кинологического направления отдела МВД РФ по Богородскому району, самой пришлось пройти несколько лет назад такой непростой «угол». Поворот в судьбе был крутым: ей, экономисту по образованию, бухгалтеру полицейского отдела, неожиданно предложили стать… кинологом.
 
 У Натальи к тому времени не было опыта общения с собаками – дома из четвероногих была только кошка. У Зары, с которой она поехала знакомиться в питомник МВД, вообще не было никакого жизненного опыта – симпатичному щенку немецкой овчарки шел тогда лишь пятый месяц. 
…Назад, в Богородск, Наталья возвращалась с двумя мохнатыми щенками и утвердившимся решением идти по новому, пока незнакомому для нее пути – теперь вместе с подопечной Зарой, доверчиво пригревшейся в ее руках.
 Имя второго щенка, которого привезла девушка в отдел, тоже начинается на «З» – это означает, что они одного помета или, говоря изящнее, родные сестренки. 
Специалисты питомника МВД, что в Орловских Двориках, внимательно наблюдают за щенками с первых недель их жизни и по своим профессиональным критериям и оценкам определяют, кому из них какое направление полицейской деятельности подходит больше. 
Заре определили следовую розыскную работу. Ее сестра Зена, поступив в богородскую полицию, выполняет охранно-конвойные функции: ее место службы – изолятор временного содержания отдела МВД. У Зары и Зены есть коллега по кличке Жиган: этот пес служит в ППС, чтобы в службе были, как говорят в полиции, «и кулаки, и зубы».
 
Трудно в учении…
В органах полиции Наталья Владимировна Сергеева служит пять лет, а в нынешней должности – с апреля 2014-го. Получив щенка, новоиспеченный кинолог Сергеева вступила на первый ответственный этап: нужно было найти контакт с Зарой, приучить ее к новой обстановке, на новом месте жительства – в отделе полиции.
– Зара очень активная, любит общение и ласку. Мы привязались друг к другу с первых дней, – рассказывает кинолог. – В деле воспитания служебной собаки приходится применять не только поощрение, но и наказание, если она допустила ошибку. Заре сейчас 3 года 7 месяцев, но и сегодня для нее единственное наказание, если я ее не поглажу, отказываюсь с ней играть. Она сразу понимает, что что-то сделала не так и исправляется.
То, что у каждой собаки свой норов, свои природные задатки и способности, будущий кинолог поняла сразу. Вскоре Наталью и ее подопечную направили в Башкортостан. В столице республики – Уфе – располагается школа по подготовке специалистов-кинологов МВД РФ. Здесь проходят учебу полицейские-кинологи со всей страны, как новички, так и опытные, получившие для дрессировки щенка.
И Наталье, и ее воспитаннице предстояла напряженная учеба в течение пяти месяцев. Из игривого щенка Зара должна была превратиться в серьезную розыскную собаку, сосредоточенную на поимке преступников.
– Мы учились с собакой одновременно, ведь я тоже была новичком в розыскной работе, – рассказывает Наталья. – В дрессуре важна неуклонность и последовательность действий человека. Поначалу было непросто использовать методы, которые мне казались достаточно жесткими. Например, чтобы нюх у собаки обстрился, нужно было продержать ее голодной в течение суток. Мне стало жалко Зару, и я сунула ей кусочек. Увы, сразу убедилась, что делать этого было нельзя – на запаховой дорожке собака снизила эффективность работы. 
Выработка навыков общего послушания – движение рядом, подход к хозяину, посадка и другое – идет на начальном этапе. Постановка собаки на запаховый след – следующий и самый трудоемкий этап дрессуры, которая продолжается постоянно. Разработана целая технология обучения собаки, которой кинолог должен придерживаться. Прокладывая маршрут, дрессировщик приучает собаку тщательно принюхиваться к запаховому следу, находить и обозначать предметы, принадлежащие тому человеку (в данном случае – кинологу), который прошел по тропе. Благодаря таким навыкам розыскная собака, идя по следу преступника, не пропустит вещь или предмет, который был случайно им обронен или намеренно выброшен. 
 
В составе СОГ
Месяцы учебы промелькнули, экзамены сданы успешно. Но Наталья понимала, что главные испытания впереди. Место преступления, где и кинологу, и его четвероногому помощнику нужно сориентироваться мгновенно, – это вам не учебный полигон под присмотром опытных инструкторов.
Впрочем, по приезде домой кинолога Сергееву и ее подопечную сразу «в бой» не бросили. Полагалось дать собаке время освоиться в обстановке, от которой она отвыкла. Учеба шла в башкирских полях, на природе, а тут город со множеством машин, пешеходов, запахов, шума… Ежедневно, в разное время суток, по разным маршрутам Наталья выводила Зару на богородские улицы. Это была не просто прогулка – обучение умению не бояться городской среды, чувствовать себя в ней как рыба в воде.
Как рассказала кинолог, Зара и в транспорте чувствует себя как рыба в воде. Постоянные выезды – это часть работы. Младший инспектор-кинолог Сергеева и Зара выезжают на место преступления в составе следственно-оперативной группы (СОГ) в любое время дня и ночи. Поэтому очень важно было приучить служебную собаку не бояться ездить в транспорте. Кинологам рекомендуют приучать пса к этой поначалу стрессовой для него ситуации постепенно, начиная с пяти-семи минут, каждый раз немного увеличивая временной промежуток, доведя его до полноценной рабочей поездки – получасовой или до часовой.
– Некоторые собаки, даже многократно передвигавшиеся в транспорте, продолжают забиваться в салоне под сиденье. Зара, еще щенком первый раз оказавшись в машине, гордо уселась на пассажирское сиденье рядом со мной. С тех пор этой привычке она никогда не изменяла. Когда мы выезжаем с ней на задание в составе СОГ, Зара занимает место на сиденье как полноправный член экипажа, иногда даже делает попытки занять место водителя, – с улыбкой рассказывает Наталья.
…Вслед за периодом адаптации последовала настоящая работа. Важно понять, что собака для кинолога лишь средство розыска злоумышленника. Управляет действиями пса человек, он же внимательно наблюдает за тем, как ведет себя четвероногий «нюхач». Успех розыска зависит от того, насколько кинолог ориентируется на местности и насколько хорошо он знает особенности своей собаки, ее понимает и управляет ею.
 Умение исключительно тонко чувствовать запах и не терять его дано не каждой собаке – для этого требуется развивать такой навык. Множество факторов мешают псу улавливать след преступника. Кинологу важно по поведению собаки понимать, «держит» она запах или потеряла его, и вовремя помочь хвостатому «шерлоку холмсу».
 
«Наша служба и опасна,  и трудна»
… Для группы злоумышленников, обокравших в отсутствие хозяев дачный дом в одной из деревень, появление оперативников было как снег на голову. Они только уселись отпраздновать богатую «добычу», принесенную в дом, а тут нате вам – полиция! 
– Когда мы выехали на место преступления в Сокол, Зара быстро взяла след и повела нас по деревне, – рассказывает Наталья подробности одной из успешно раскрытых краж. – Метров двести шла и привела к одному из домов. Дальше в дело вступила оперативная группа, осуществившая задержание злоумышленников. Как выяснилось, собака не ошиблась, несмотря на отсутствие видимых следов, – она пошла точно по запаховой дорожке, «оставленной» воришками.
Но для того чтобы собака действовала верно, кинолог должен определить исходную точку, где мог «наследить» преступник и где пес наверняка возьмет его след. Умение оценить обстановку, просчитать возможные действия преступников – это приходит с опытом. Возможностей его набираться, увы, хватает. Сергеева и Зара без работы не сидят. На вызов отправляются в любое время дня и ночи – работа такая. «Собачья», как подмечено в одном популярном голливудском фильме. Выезжают на самые разные преступления – поджоги, кражи, угоны автотранспортных средств, убийства.
– Наталья, а если бы вам, имеющей высшее экономическое образование, предложили вернуться к прежней специальности, размеренной и спокойной работе в бухгалтерии 
с 9 до 18.00, согласились бы? – спрашиваю Сергееву.
 Она не медлит с ответом:
– Нет, не соглашусь! С Зарой я всегда рядом и в будни, и в выходные, и во время отпуска. Она для меня не просто «товарищ по службе», мне невозможно не то что работу – жизнь без нее представить. Что и как сложится дальше, загадывать не буду, но знаю одно – с Зарой не расстанусь. Сейчас она в самом расцвете «карьеры», обычно в органах служба собак длится семь-восемь лет. Но, когда придет ее срок покидать службу, обязательно заберу ее к себе домой. Своих не бросаем! 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.