Свет учительской звезды

Проходят годы, а свет учительской звезды согревает бывших коллег, учеников, единомышленников. Школа меняет свой облик, становится современной, с радостью и надеждой встречает молодых специалистов, с грустью расстается с теми, кто бескорыстно служил ей многие годы, дарил детям любовь, тепло своей души и радость открытий.

Приходит время, и учитель покидает школу – возраст…, но, уходя, становится частичкой её истории. Уходя, оставляет в ней свое сердце… 
Школа же помнит своих учителей. Помнит их молодыми, сразу после института переступившими школьный порог с огромным желанием перевернуть мир. Помнит их неудачи и победы, дорогу к ученикам, уроки и споры на педсоветах… Она благодарна им за преданность профессии, ставшей делом всей их жизни.
Смыслом всей жизни школа стала и для Татьяны Васильевны Стрелиной, учителя математики средней школы № 7, прослужившей ей более 30 лет. 
Отшумел юбилей учителя – в этом году Татьяне Васильевне исполнилось 80 лет – а коллегам, ученикам, для которых она была образцом настоящего педагога, непременно хочется рассказать о хорошем человеке, встретившемся им в жизни и оставившем добрый след.

«Без школы себя не мыслила»
Вспоминает ветеран педагогического труда, бывший завуч школы, хранитель ее истории Александр Дмитриевич Шведов:
– Родом из Шатковского района, Татьяна Васильевна девятилетней девочкой после войны в 1945 году приехала в Богородск и осталась в нем навсегда. В далеком 1963 году после окончания пединститута и трех лет работы в Мурманской области в только что открывшуюся восьмилетнюю седьмую школу поступила учителем математики, а с 1965 года вместе с Валентиной Ивановной Трубиной они стали ведущими математиками уже средней школы № 7. 
И вот что важно: постоянно учились сами – осваивали новые формы и методы индивидуальной работы с учащимися – и помогали молодым учителям. Татьяна Васильевна – человек энергичный, деятельный, неутомимая труженица – жила работой, без школы себя не мыслила. Сразу было понятно: с выбором профессии не ошиблась. Не было случая, чтобы опоздала на урок, хотя до школы всегда приходилось добираться пешком из поселка Механизаторов. Но она не боялась трудностей. 
Уроки с точки зрения методики были безупречны, поэтому, когда ей предложили дать открытые уроки для учителей района, не отказалась. Труд и мастерство педагога по достоинству были оценены: в 1970 году Т.В. Стрелиной было присвоено звание отличника народного просвещения, в 1976 – учителя-методиста.
Вспоминается и такой случай. Представитель областного министерства просвещения без предупреждения приехал в Богородск. Посетил урок Татьяны Васильевны, побеседовал с учениками, посмотрел их тетради, после чего состоялась беседа с учителем. Подходы в преподавании математики заинтересовали сотрудников областного отдела образования, ее опыт был изучен. А в 1977 году Татьяне Васильевне Стрелиной было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР.
Человек с открытой душой
Коллеги, которым довелось работать с Т.В. Стрелиной, начиная рассказывать о ней, улыбаются, а слова их так искренни и теплы, что не остается сомнений: речь идет о бесконечно добром и хорошем человеке – человеке с открытой душой и сердцем. 
– С Татьяной Васильевной, – говорит одна из её коллег, – общаться было легко: это абсолютно бесконфликтный человек. Жизнь не бывает легкой, коллега же наша, удивительно, никогда ни на что не жаловалась. В трудных ситуациях, в том числе и на уроке, ее всегда выручало чувство юмора, она и замечания-то ученикам делала как-то необидно: не ругала, не кричала, но так умела сказать, что становилось стыдно.
На первом месте у неё всегда была работа. А математике учила так, что ее ученики легко поступали в престижные вузы. Да, Т.В. Стрелина всегда в окружении учеников, и отношения у нее с ними были очень доверительные. После уроков ребята подолгу говорили с классным руководителем обо всем, постоянно готовились к различным конкурсам, участвовали в них, побеждали. Любви, доброты, заботы и внимания Татьяны Васильевны хватало на всех. И энергией своей заражала всех. Сама человек активный, стремящийся узнать, увидеть как можно больше нового, интересного, она и учеников своих вела за собой, в походах открывая им красоту родной земли.
Всегда удивляла отзывчивость нашей коллеги, ее искренняя готовность помочь абсолютно всем – родственникам, учителям, друзьям, поддержать, откликнуться на чужую беду.
Дом Татьяны Васильевны и Николая Михайловича Стрелиных гостеприимен и так же открыт для всех, как и его хозяева. Они единомышленники во всем. Надо было видеть, с какой заботой и радостью они помогали растить племянников. Те, став взрослыми, сейчас сами беспокоятся о Татьяне Васильевне и Николае Михайловиче. Иначе, наверное, и быть не может: добрый человек и других делает добрыми.
Мой главный учитель
Есть учителя, чьи знания, увлеченность предметом, отточенная методика урока рождают в учениках желание продолжить их дело. «Учитель, повторись в ученике!» – знакомая фраза? Как здорово, когда педагог и его ученик-последователь – единомышленники.
 Для Н.В. Черновой, учителя математики средней школы № 7, ее выпускницы 1993 года, Т.В. Стрелина стала главным учителем. 
– Татьяна Васильевна Стрелина, – так начала свой рассказ о ней Н.В. Чернова, – прекрасной души человек, учитель от Бога и просто замечательная женщина.
Мне всегда везло в жизни с учителями, поэтому, придя в школу № 7 в 10-й класс, я нисколько не удивилась, что небольшого роста седовласая женщина встретила меня очень радушно и даже как-то по-домашнему. Такой впервые я увидела свою классную руководительницу и учителя математики в конце августа 1991 года, когда меня зачислили в её 10-б класс. Секретарь отвела меня в 36-й кабинет, где среди книг и каких-то бумаг, как сказочная фея, колдовала Татьяна Васильевна. Увидев меня, она отложила свои дела и принялась расспрашивать, откуда я, чем увлекаюсь, что нравится. Причем делала она это не формально, для галочки, а очень заинтересованно. Незаметно пролетел час нашей беседы. Тогда я в первый раз подумала, что общение с учителем может быть таким ненавязчивым и очень приятным.
А дальше понеслись учебные будни. Татьяна Васильевна, как мама, оберегала нас от всех невзгод и неприятностей. Мы тогда сразу поняли, что она удивительный классный руководитель: ругает необидно, наставляет так, что хочется выполнить, хвалит – просто «крылья вырастают за спиной». Вместе с тем всегда знает, как поставить на место зазнавшегося, наказать обидчика, успокоить обиженного. И слова для этого подбирает особенные – простые, но очень ёмкие и цепкие, те, что, проникая в душу, остаются там на многие годы.
Приходя на уроки к этому преподавателю, никто из нас не испытывал страха и опасения сказать что-то не так. Наша любимая Татьяна Васильевна умела и сложную задачу преподнести так, что та становилась посильной даже не самому способному ученику. Многие темы, которые объяснял наш учитель, вспоминаются мне до сих пор. Почему? Потому что интересно, потому что доступно, потому что с ювелирной точностью, методически грамотно выстроен каждый этап урока, мастерски задан каждый вопрос, ответ на который давал возможность не просто использовать свои знания, а найти такое решение, которое позволило бы на шаг-два выйти за страницы учебника.
Общение с Татьяной Васильевной не ограничивалось уроками. Жизнь в нашем неугомонном классе просто кипела: то занятия в воскресной школе по экономике, то КВН районного масштаба, то математическое «Поле чудес». Зачинщиком всех начинаний неизменно был наш удивительный учитель. Чего только стоит наша поездка в трудовой лагерь. Отработав на полях подшефного колхоза, наговорившись друг с другом вдоволь, мы спокойно ложились спать. Каково же было наше удивление, когда однажды, выглянув в окно, увидели нашего классного руководителя Татьяну Васильевну. Одевшись в ветровку, она оберегала наш сон. Поразила трогательная забота о нас. 
И хотя практически каждый в нашем классе был выше учителя ростом и шире в плечах, но очень спокойно было засыпать, зная, что рядом человек, который не даст тебя в обиду.
Хрупкая на вид, но очень стойкая, Татьяна Васильевна за годы нашей учебы никогда не была на больничном. Не припомню случая, чтобы у нас отменили алгебру или геометрию. Напротив, во время отсутствия других учителей мы с удовольствием посещали ее уроки. 
И результат не заставил себя ждать. Когда пришло время выбирать экзамен, мы, не задумываясь, всем классом решили сдавать геометрию. Ни у кого не возникло сомнений в том, что этот предмет мы сдадим достойно, несмотря на то что в классе учились ребята с разными способностями. Никто не подвел любимого учителя – все сдали сложный предмет только на «хорошо» и «отлично».
Когда пришло время выбирать профессию, многие мои одноклассники выбрали технические вузы, где профилирующим предметом была математика. Вступительные испытания выдержали с честью, получили высшее образование и трудятся сейчас по специальности.
Я же решила пойти по стопам самого главного учителя в моей жизни – стать преподавателем математики. На «отлично» сдала этот предмет при поступлении, в чем, безусловно, большая заслуга Татьяны Васильевны. Когда получила диплом, долго не думала, вернулась в родную школу, где снова меня встретили заботливые и надежные руки моего учителя. И снова она помогала, учила, подсказывала, а иногда и ругала, да нет – наставляла. Когда становилось сложно, Татьяна Васильевна умела сказать такие слова, что все сомнения отпадали, и вновь хотелось работать, приносить пользу.

Мы благодарны своему дорогому учителю за её теплоту, душевную щедрость, участие, справедливость и настойчивость. Я рада, что она помогла мне выбрать дело всей моей жизни. Наша добрая и скромная учительница – великая труженица, оптимистка – стала для нас не только примером в жизни, но и практически родным человеком.
На мой взгляд, таких учителей – единицы, я счастлива, что мне довелось не просто знать этого замечательного человека, но и учиться 
у нее, быть подопечной. Это очень ответственно – продолжать дело Татьяны Васильевны Стрелиной.

 

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.