Свет родных окон

У каждой страны, города, человека есть история. Есть она и у каждого дома. Дом – это не просто жилище человека, а ещё и место, где тебя всегда ждут, обязательно поймут и помогут, разделят с тобой радости и печали.  Дом – это уголок, куда ты можешь вернуться из любых путешествий, даже из временных.      

«Мир вашему дому!»
– Давай отправимся на 54 года назад и вспомним, каким был наш дом под номером 32 на улице Комсомольской, когда он распахнул двери своим новосёлам, – предложил мне его бывший житель Евгений Кириллович Голев.
В 1964 году сюда переехали и мои родственники. Сам я могу рассказать о том событии немного – слишком мал был тогда. Воспоминания о доме начинаются у меня 
с конца 60-х, а вот мой собеседник, по его словам, кое-что выловил из реки памяти.
– Наши родители, Кирилл Филиппович и Лариса Васильевна, очень радовались получению новой квартиры: для них это был необыкновенный, прекрасный праздник! Я и мой младший брат Володя тоже пребывали в восторге, ведь мы буквально вырвались на просторы шикарного двухкомнатного «дворца» из съёмной комнаты в 12 квадратных метров.
Через несколько дней к нам на новоселье пожаловали родственники и друзья родителей. По приглашению отца, участника Великой Отечественной, приехал и однополчанин – дядя Женя Моисеев, проживавший в Горьком. Какие тёплые слова поздравления он сочинил для нас! Как отплясывал на новом полу! Пыль столбом поднималась после его замысловатых пируэтов. После вечернего чаепития, когда гости расходились-разъезжались, они в который уж раз торжественно произносили: «Мир и счастье вашему дому!» Эти слова звучали волшебной музыкой, – вспоминает Евгений Кириллович.
 
Вот бы творожники не подгорали! 
Шло время, новосёлы обживались, знакомились, ходили друг к другу за солью и спичками. Соседи Голевых по площадке частенько заглядывали к ним на огонёк.
– В нашей одиннадцатой квартире появился телевизор, а в  десятой, где жили Ольховы, этого чуда XX века ещё не было. Евгений Алексеевич Ольхов – хирург, добрый и отзывчивый человек, был к тому же заядлым болельщиком. Когда играл его любимый «Спартак», он позволял себе очень громко болеть. Ярко, страстно, эмоционально, так, что его крик слышал весь подъезд. Мне же хотелось, чтобы почаще показывали игры с участием ЦСКА, «Динамо», «Арарата». В доме тогда царило спокойное любопытство дяди Жени, и у мамы на плите не подгорали творожники, – улыбается Евгений Кириллович.
 
Прикосновение сердцем
Дом № 32 был населён людьми интересными, даже выдающимися. Так, в восьмой квартире проживал Андрей Иванович Голубев, ставший в начале Великой Отечественной войны директором школы № 1, а с 1965 по 1975 занимавший должность директора Богородского музея. Человек большой скромности, он не носил на показ орден Трудового Красного Знамени и медаль «За победу над Германией», хотя высокими наградами дорожил. 
Когда мальчишки и девчонки дома № 32 приходили в музей, Андрей Иванович с гордостью показывал им исторические экземпляры, обнаруженные в недрах родной земли. Особо ценным экспонатом считал зуб мамонта, найденный при разработке карьера недалеко от Алешкова. Дотронуться до него не разрешалось даже детям с улицы Комсомольской. «Прикасайтесь к истории глазами, а лучше сердцем. Музей для этого самое подходящее место», – не уставал повторять А.И. Голубев.    
В квартире № 18 жил участник Великой Отечественной войны Василий Иванович Абросимов (для детворы просто дядя Вася). 1 февраля 1944 года при обезвреживании вражеского дота он получил тяжёлое ранение. С поля боя Василия Ивановича вынесли собаки-санитары. В медсанбате после начавшейся гангрены ему ампутировали правую ногу. Ветеран, орденоносец, оптимист дядя Вася любил жизнь и детей. На полагавшемся ему как инвалиду войны «Запорожце» нередко катал детей и рассказывал им истории о том, что бывало в его жизни. Только вот о войне, когда расспрашивали, говорил с большой неохотой. «Трудно и больно вспоминать её, проклятую», – пояснял дядя Вася.
  Квартиру № 19 звали «Лавровской», так как её жильцы носили фамилию Лавровы. Врач-педиатр Нина Исидоровна Лаврова работала в ЦРБ, была заместителем главного врача по детству. Её сестра Валентина Исидоровна в 1956 году окончила школу № 3 с серебряной медалью. После учёбы в университете преподавала русский язык и литературу в Узбекистане, а в 1963 году вернулась в родную школу. Учеников покоряла глубокими знаниями предмета и эрудицией, служила примером сдержанности и деликатности. В 1984 году В.И. Лавровой присвоили звание «Старший учитель».
 
Усы,  география и океанский ветер
Второй этаж второго подъезда был особой достопримечательностью, поскольку квартиру № 21 занимала семья Макарычевых. Её глава, Пётр Алексеевич Макарычев, с 1964 по 1975 год занимал высокий пост начальника ОВД г. Богородска. Уроженец Ковернинского района, он в 1944 году, когда ему исполнилось 17 лет, принял важное для себя решение: «Пора отправляться на фронт, чтобы бить фашистов!» Сбежав из дома, волею судьбы оказался в Азербайджане, потом в Городце. Служил в милиции и одновременно учился во Всесоюзном юридическом институте. После работы в Сергаче стоял на страже правопорядка в нашем городе. Интересно, что жители дома звали его исключительно по имени-отчеству, а детям разрешалось называть Петра Алексеевича дядей Петей – усатым милиционером (усы очень шли П.А. Макарычеву). Произносилось почётное прозвище с почтением, почти с придыханием: родную милицию уважали, ведь она была грозой для хулиганов и нарушителей закона. 
Квартира № 27 третьего этажа считалась легендарной, и «виной» тому являлось то обстоятельство, что прописку в ней получил подполковник Александр Николаевич Букин – участник Великой Отечественной войны, военком города Богородска с 1967 по 1973 год, всегда подтянутый, опрятный, немногословный, с отличной военной выправкой. 9 мая он надевал парадную форму, которую украшали ордена и медали. Если кто-то хотел повторить урок по географии Европы, то мундир А.Н. Букина позволял это сделать: на медалях красовались выбитые надписи взятых и освобождённых городов. Со своей женой, медсестрой Ниной Ивановной, он познакомился на фронте. Они жили в мире, согласии и любви.
Этажом выше, в тридцатой квартире, всегда «пахло» океанским ветром. Его свежий запах из дальних странствий «привозил» моряк дальнего плаванья Георгий Петрович Кузьмин. О Канаде, Шотландии, Перу, Сенегале он рассказывал охотно. Будучи любителем кино, иногда в летние каникулы вместе с детьми из дома 32 ходил в кинотеатр «Мир». После сеанса покупал стайке «детишек-воробьишек» (его выражение) мороженое, обязательно при этом произнося: «Кушайте, маму с папой слушайте!»
 
В семье дружат – живут не тужат
Самой дружной, сплочённой и многочисленной в доме № 32 считалась семья, занимающая квартиру 32. Строго говоря, в квартире проживали две семьи: Чегодаевы Валентина Сергеевна и её старшая дочь Альбина Викторовна, также младшая дочь – Валентина Викторовна (в замужестве Королёва) с мужем Алексеем Ивановичем и двумя дочерями: Ольгой и Еленой. 
Валентина Сергеевна родом была из Большеболдинского района. Её муж, Виктор Павлович, погиб в первый год Великой Отечественной войны, и она одна растила своих детей, учительствуя в деревенской школе. Переехав в Богородск, вынужденно сменила профессию, а вот Альбина Викторовна учительствовала всю жизнь. В 1955 году, после окончания педучилища, работала учительницей русского языка в школе «Коммуна» Мулинабадского района Таджикской ССР. В конце 50-х приехала в Богородск, стала преподавать в начальных классах, заочно окончила Арзамасский пединститут. Школу № 6 считала своим родным домом, а учеников – маленькими любознательными почемучками. 15 марта 1999 года ей присвоили звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». До конца жизни она гордилась своей профессией – замечательной и такой необходимой людям! 
Алексей Иванович Королёв, токарь шестого разряда, более 40 лет проработал на БМЗ. Заслуженный ветеран труда завода. В «Ленинской победе» в конце 70-х были опубликованы стихи богородского поэта Леонида Милова, посвящённые Алексею Ивановичу:
 Он не срывает ярких звёзд
С определённой им орбиты.
Он, Королёв, с друзьями прост, 
Хотя и токарь знаменитый.
Вот он склонился над станком 
В своём замасленном берете.
Он всем, наверное, знаком 
По фотографиям в газете.
А.И. Королёва неоднократно награждали за ударный труд. Орден Трудового Красного Знамени, орден Трудовой Славы, медали украшали его парадный пиджак, который он надевал два раза в год: на первомайскую демонстрацию и на празднование Октябрьской революции.
 
Память хранит
– Да разве расскажешь обо всех замечательных людях, живших в нашем доме?! Но память о них сохранить необходимо! – убеждён Евгений Кириллович. И немного времени спустя добавил:
– Дом на Комсомольской – это ещё и моё золотое детство. Как мы тогда дружили, как весело проводили время! Играли в футбол и хоккей, ловили бабочек и майских жуков, собирали марки и значки, вместе ходили купаться на Крутушку и по грибы в Александровский лес, делились мороженым и детскими тайнами. Сейчас я живу в Ушакове, но часто вспоминаю свою квартиру с самыми родными в мире окнами. Мне всё кажется, если я постою под ними подольше, то увижу в них свою маму, отца, тёплый свет… Я скажу тогда тихо-тихо, чтоб никто не услышал: «Здравствуй, милый дом! Как же я соскучился по тебе!»

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.