Богородская Газета

Счастье быть нужной

Познакомила газета

С Людмилой Михайловной Каравановой, которая не так давно отметила 80-летие, нас познакомила «Богородская газета». Активный член совета ветеранов медицинских работников, который много лет возглавляла всеми уважаемая врач, участница Великой Отечественной войны и давний друг газеты Вера Степановна Сухова, она сменила её на посту председателя, понимая, что это нужно ветеранам-медикам.

Многих из них сама хорошо знала, так как 31 год отработала медсестрой-анестезистом в хирургическом отделении, где царил дух взаимовыручки, наставничества и уважения к профессионалам своего дела. Встречаясь с ними, поздравляя с праздниками, приглашая на мероприятия, Людмила Михайловна писала заметки в газету, просила об этом сотрудников редакции, чтобы доставить радость своим ветеранам. Так появилась статья о первой главной медицинской сестре больницы К.Г. Мольковой, которая принадлежала к поколению медиков-фронтовиков. Мужество и силу воли ей пришлось проявить не только в боевой обстановке, но и в мирное время. Практически потеряв зрение, она не падала духом, сама старалась со всем справляться, никогда ни на что не жалуясь. Навещавшую её Л.М. Караванову она называла Снегурочкой. И не потому что видела только белый цвет её шапочки и пуховика, но и за ласкающие слух интонации её голоса, участие и доброту.

С чувством долга и с душой

– Ксении Григорьевны не стало в 95 лет, – вспоминает Людмила Михайловна. – Она многое пережила, но до последних дней оставалась по-женски мягкой, улыбчивой, приветливой. До сих пор у меня в глазах наши ветераны, у которых за плечами был фронт, работа до измождения в тылу ради Победы. Когда мы стали навещать их дома, они плакали, что о них вспомнили. Такое это героическое и в то же время незащищенное поколение. Им было дорого внимание администрации, профсоюза, совета ветеранов центральной районной больницы и коллективов отделений, где они работали. В 2006 году, когда мы проводили в последний путь Веру Степановну Сухову, встал вопрос о том, кто возглавит совет ветеранов ЦРБ, который был в числе активных в районе. Заместитель главного врача больницы Валентина Александровна Лашманова пришла в здравпункт завода имени Юргенса, где я работала фельдшером, со всеми документами и попросила заменить её. Я ответила, что всех их люб-лю, но, наверное, не смогу взять на себя такую нагрузку. Сестрёнка Рита серьезно больна. На свое здоровье я тогда не жаловалась. После нашего разговора меня пригласил к себе главный врач Александр Борисович Краснов, выслушал и ободрил, что администрация поддержит. Первый раз собрала членов совета ветеранов в здравпункте, заранее получив разрешение от директора завода. За чашкой чая обсудили всё, что наболело. Если не мы, то кто же позаботится о дорогих нам людях? С таким настроем и принялись продолжать общее дело вместе с врачом-терапевтом Лидией Михайловной Жуковой, которая входила в актив совета ветеранов с момента его создания, Ниной Александровной Лыткиной, Маргаритой Ивановной Баныкиной, Ниной Александровной Любимовой, Ириной Фёдоровной Люлиной. У каждой были свои поручения, которые выполнялись не для галочки, а с чувством долга и с душой. Сама я пошла к главной сестре Светлане Владимировне Катиной с предложением собрать всех старших сестер отделений больницы. Поговорила с ними, попросила поддерживать связь со своими ветеранами не только по телефону, но и по возможности навещать их, приглашать на чашку чая. И молодежь откликнулась. В «Богородской газете» появилась новая рубрика «Есть повод поздравить», и сведения о юбилярах уточняли вместе. Родилась идея раз в год собирать юбиляров-медиков вместе. Начали затем обращаться за помощью к спонсорам. И это стало хорошей традицией, когда под Новый год за праздничным столом ветеранов, у которых он юбилейный, поздравляют администрация, профсоюз и совет ветеранов больницы. Люди ждут этих встреч. В конце декабря и я была среди гостей-юбиляров отделений ЦРБ и благодарна за это администрации, профсоюзу и, конечно, совету ветеранов и новому председателю Наталье Георгиевне Чулкиной.

Помогать друг другу

Так вышло, что по семейным обстоятельствам мне пришлось оставить общественную работу, которой отдано почти 20 лет жизни. Сначала тяжело заболел муж, потом сама. И нас поддержали в этот трудный момент не только дети и все родные, но и друзья, соседи, коллеги. Как же я была тронута, когда к нам домой приехала главный врач центральной районной больницы Наталья Михайловна Бакунова, назначила мне обследование, после чего я прошла интенсивное комплексное лечение в областной больнице. И теперь снова могу помогать мужу, который после перенесенного инсульта потихоньку научился говорить, сидеть, начал при поддержке сыновей Вадима и Серёжи, внука Андрея вставать и ходить. В ноябре этого года будет шестьдесят лет, как мы с ним вместе. Живем в своем доме, который Женя построил ещё молодым с отцом Николаем Фёдоровичем Каравановым. Сам он ветеран службы быта с 50-летним стажем. Всю мебель из натурального дерева сделал своими руками, чтобы во всех комнатах было красиво и уютно. Я всегда чувствовала надежное плечо мужа, который меня ни разу не упрекнул, что подолгу задерживалась на работе, в свободное время навещала бывших коллег. Он понимал, что для меня главное – чувствовать свою нужность. Знаю людей, которым никто не нужен, кроме самих себя. Но в нашей семье были другие примеры. Меня не раз останавливали на улице со словами: «Вы ведь Калешева. Какие родители у вас были, как нам помогли!» Маме Анне Ивановне шёл 62-й год, когда родился наш первенец, её пятый внук. Так она с улицы Р. Люксембург ходила пешком вечерами к нам на улицу К. Либкнехта его купать. Из Москвы привезла коляску, красивую одежду. Я тогда училась в медицинском училище, и все нам помогали. Благодарна свекрови Марии Михайловне, которая мне посоветовала получить профессию медработника. Муж, когда я защитила диплом, сказал: «Если хочешь, учись дальше». Он знал, что мои родители хотели, чтобы я стала врачом. Старший брат Евгений выбрал профессию инженера, сестра Маргарита – педагога. «Неужели это так важно, врач или медсестра? Надо быть прежде всего хорошим человеком», – решила для себя и стала работать участковой медсестрой с замечательным врачом-педиатром Любовью Алексеевной Гоголиной. К новорожденным на дом ходила каждые десять дней, и в выходные, и в праздники. Удавалось наладить контакт и с малышами, и с родителями, которые потом меня не раз останавливали на улице и благодарили. В детской больнице работала палатной медсестрой, и чтобы детки не плакали, пела им и развлекала, как могла. Когда семь лет заведовала яслями им. Юргенса, старалась ни на кого не повышать голоса, не делать замечаний при других. В утреннее время вместе со всеми сотрудниками выходила встречать малышей, брали каждого от мамы на руки. И все были довольны.

Радоваться каждому дню

Но в какой-то момент поняла, что мне надо найти другую работу, где буду отвечать только за себя. Так я пришла в хирургическое отделение сестрой-анестезистом и трудилась рядом с Олегом Николаевичем Рылько, Владимиром Апполинарьевичем Семиным, Валентином Алексеевичем Багаевым, первым врачом-анестезиологом Юрием Ивановичем Карнавским. Очень трудно привыкала. Дети – это радость, праздники, а здесь – страдания, боль. Мне было 33 года, и я пришла через месяц к главному врачу Иосифу Васильевичу Жуковскому, который меня принимал, и сказала честно, что больше не могу. Иду после смены домой, люди смеются, а я как замороженная. «Людмила, я тебя понимаю, – услышала по-отечески добрые слова, – но другого места нет. Как будет, переведем». Постепенно день за днем тревога стала отступать, появилась уверенность и чувство, что ты нужна как специалист. Было нелегко, особенно первые 15 лет, когда «скорая» приезжала за мной домой по ночам на улицу Новую бывало и до трех раз, в выходные и праздники. И вся семья не знала покоя, пока в 1988 году анестезиологическую службу не расширили, и мы стали работать сутками. Обслуживали не только хирургическое отделение, но и гинекологическое, роддом. А сколько людей поступало с травмами со всех концов района, и всем старались сохранить здоровье, а порой и жизнь, – завершила свой рассказ Л.М. Караванова. У Людмилы Михайловны 46 лет общего трудового стажа. А в семье она до сих пор незаменимый человек. Как-то пришла к ним молодая врач и удивилась, что больной после тяжелой парализации стал намного активнее. «Это все благодаря мамулечке, если бы не она, меня давно бы не было», – сказал Евгений Николаевич, склонив седую голову на хрупкое плечо жены. Десять лет прошло, как не стало её любимой сестры Маргариты Михайловны Степановой, а её дочери едут к тёте Люсе как к маме. Всегда спокойная, выдержанная, она словно излучает свет и добро, умеет выслушать и поддержать. И постоянно говорит себе и близким: «Мы нужны друг другу. Надо жить и радоваться каждому дню».

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.