С любовью к людям живите...

С любовью к людям живите...
Фото: Лобастов

«Все мы родом из детства», – именно эти слова почему-то вспомнились, когда мы встретились с Марией Алексеевной Гуцу у нее дома в Сартакове накануне ее 65-летия. В уютной гостиной сверкала огнями нарядная елка, а вся комната напоминала поляну игрушек, больших и маленьких, которые очень хочется взять в руки, рассмотреть, прижать к себе. 

Родом из детства
«Все мы родом из детства», – именно эти слова почему-то вспомнились, когда мы встретились с Марией Алексеевной Гуцу у нее дома в Сартакове накануне ее 65-летия. В уютной гостиной сверкала огнями нарядная елка, а вся комната напоминала поляну игрушек, больших и маленьких, которые очень хочется взять в руки, рассмотреть, прижать к себе. Мария Алексеевна дала мне подержать одного «малыша», и он оказался весом три с половиной килограмма, настоящий ребенок, это кукла реборн. Естественно, удивляюсь, а она только улыбнулась: «До сих пор люблю игрушки». И пригласила в свой рабочий кабинет. 
Здесь на видном месте – старинные фотографии предков по отцовской и материнской линии, родителей, членов семьи. В красном углу – иконы, вдоль стен – стеллажи с книгами. 

– Мария Алексеевна, что значат для вас слова «Все мы родом из детства»? – спрашиваю мою собеседницу. 
– Считаю, что все доброе, хорошее идет из семьи. У меня были замечательные родители, царствие им небесное. Они уважали, любили друг друга и нас, детей. И делали все, чтобы в доме было тепло, спокойно, чтобы всегда хотелось в него возвращаться. Мой папа Алексей Степанович Прокофьев родился в 1905 году, был умным, образованным, интеллигентным человеком. В 1936 году окончил Нижегородский сельскохозяйственный институт. Он очень много читал. И я с тех пор, как помню себя, люблю читать. Мы жили в Шатках, с пяти лет сама ходила в библиотеку, брала там книжки. 
Папа получил ранение в ногу в Великую Отечественную войну и до конца своих дней прихрамывал. Он никогда в жизни не сказал ни одного матерного слова, и если кто заходил в наш дом и начинал сквернословить, останавливал: «Извините, у нас в доме ребенок». Папа был очень ласковым, жену звал Клавочкой, дочку Манечкой. Он любил жизнь, обладал чувством юмора, силой воли. И мне говорили, что я в него пошла. 
Матушка Клавдия Васильевна была 1916 года рождения, воспитывала меня и двух старших братьев на примерах. Много не говорила, никогда не кричала, а слова ее запомнились на всю жизнь. Она рано осиротела. Ее родители умерли один за другим от тифа, когда ей было всего полгода. Встретилась на ее пути добрая женщина, которая не только обогрела ее, но и многому научила. Мама удивительно вкусно готовила, первая в Шатках стала делать на зиму компоты. Мне было лет двенадцать, когда она показала мне, как надо месить тесто на пироги. Помню, на Пасху доверяла мне печь куличи, а сама их украшала. Так что знаю сто рецептов и видов пирогов, люблю готовить и угощать близких и друзей. 
Запомнила на всю жизнь, как мама купила мне красивые туфельки цвета бирюзы, отдав за них аж десять рублей. Мы тогда бегали с подружками в сандаликах за рубль восемьдесят копеек. И уже через неделю они потеряли прежний вид. «Ну, что, Маш, давай посмотрим твои новые туфельки», – сказала мне матушка. И я поняла, что стоптан каблук. И с тех пор научилась ходить правильно.
Помню, как-то заигрались в лапту, а матушка меня домой зовет. Пришла я недовольная, что опять мне надо тесто ставить, а никто из подруг этого не делал. «Маш, – сказала она мне спокойно. – Даже волчица берет своего волчонка за шкурку, тащит по лесу, чтобы научить жить без нее. А я не волчица, я твоя мама». В жизни не раз эти ее слова вспоминала с благодарностью. 

– Чем запомнились школьные годы?
– Больше всего любила историю, литературу, с интересом читала книги зарубежных авторов, о политических деятелях. Правда, папа советовал сначала брать в руки русских классиков, говорил, что их произведения должен знать каждый образованный человек. Как и матушка, с детства люблю петь. Еще не учась в школе, на пионерском костре спела песню «Ой, дуда пастушья», принесла домой первую грамоту. В девятом классе создали ансамбль девушек «Адда», выступали вместе и в десятом классе. Писала всегда сценарии для КВН. Была председателем совета Клуба «Старшеклассник», занимались поиском могилы Тани Савичевой, которую вывезли из блокадного Ленинграда в детский дом в Шатки, где она умерла. Когда я потом приехала первый раз в Германию, в Нюрнберг, то своими глазами увидела, что одним из обвинительных документов фашистам на Нюрнбергском процессе стал дневник, который вела в осажденном городе эта стойкая девочка. 
В нашей семье о пережитой войне не говорили. Только через много лет мама рассказала, что когда папу взяли на фронт, он работал директором техникума в городе Серафимовичи под Сталинградом. Ей пришлось одной с тремя маленькими детьми, сыновьями-погодками 1938 и 1939 годов рождения и дочкой 1941 года рождения добираться к родителям мужа в Шатки. Под обстрелами и бомбежками их переправляли через Волгу на лодках, и на ее глазах из двенадцати уцелели только две. Вода в реке была красная от крови, а фашистские самолеты все продолжали бомбить. 
Чаще рассказывала матушка про доброту людскую. Как соседка вареной картошкой с ней делилась. Как ей сочувствовали, когда дочка умерла. Жили мы на улице Станционной, недалеко от железнодорожного вокзала. Он не отапливался, и женщин с детьми, которые просились на ночлег, мама брала к нам домой, кормила. 
Еще школьницей получила от нее, пожалуй, самый главный урок. Старший брат Степан Алексеевич из Италии привез мне синий болоньевый плащ с блестящими пуговками, каких еще никто тогда не видел. В школьной раздевалке с него срезали все пуговицы. Я пришла домой в слезах. А мама обняла меня и сказала: «Не расстраивайся, пришьем другие пуговки. Не надо печалиться о том, что поправимо. Пусть это будет самое большое горе в твоей жизни». И не раз я в трудную минуту вспоминала эти ее слова. 
За все в ответе
– Мария Алексеевна, 40 лет вы занимались тяжелой, по сути, мужской работой в должности главы администрации Новинского сельсовета, из них десять лет – на посту главы местного самоуправления. Ваш труд по достоинству оценен званием почетного гражданина Богородского района и многими наградами. Все эти годы вы были депутатом городского совета, земского собрания, где возглавляли комиссию по бюджету и местном самоуправлению. В министерстве внутренней политики входили в президиум, где представляли 600 глав местного самоуправления со всей области. На выборах в местные органы власти в прошлом году вы получили 80 процентов голосов избирателей, а это говорит и о высоком авторитете, и о доверии людей. А кем вы хотели стать? 
– Я хотела стать юристом, получила высшее юридическое образование. Когда с семьей приехали в Новинки, мне предложили должность секретаря исполкома в сельском совете. Через полгода приехал заместитель председателя горисполкома Евгений Александрович Жульнов и уговорил стать председателем исполкома. Одно могу сказать: у меня была любимая работа. Всегда старалась сделать лучше для людей. Бывало, утром идешь в сельсовет и не знаешь, чего ждать, какую еще проблему придется решать. Зато знаешь, что ты за все в ответе. За эти годы смогли построить два Дома культуры, две школы, домики для учителей, детсад, асфальтировали дороги и прокладывали новые. Газифицировали 12 поселений, до этого газ был только в поселках Новинки и Кудьма. Главное, удалось построить Новинское кладбище, которое так просили люди, когда в Ближнем Борисове негде стало хоронить. Многое сделано, всего не перечислить.
Помню наказ отца, который внушал мне с малых лет: «Дала слово – держи. Начала дело – закончи». Живу и работаю по такому принципу. Никогда никуда не опаздываю. И ценю это в людях. 
Сейчас мы живем в Сартакове. Всегда любила эту деревню, которая привлекала своей чистотой, ухоженностью. Но здесь не было ни дороги, ни газа. Константин Васильевич Пурихов, который несколько лет был депутатом Новинского сельского совета, помогал обустроить это и другие поселения. Сартаково преобразилось, стало духовно-культурным центром с музейным комплексом. По инициативе его уроженца, почетного гражданина Богородского района Владимира Николаевича Исайчева решали эту проблему всей командой. У меня хорошие учителя, и я им благодарна. 
И сейчас, занимаясь вопросами организации туристических маршрутов в должности директора Центра развития туризма в Богородском районе, понимаю, как много сделано и сколько еще предстоит. Первым, и на сегодня, считаю, самым удачным, стал туристический маршрут в Сартаково. Есть определенные результаты по другим направлениям. Заняли третье место по России в конкурсе-фестивале «Туристический сувенир», на который свои изделия с нижегородской и московской символикой в двух номинациях предоставило ООО «Ресурс» (руководитель А.В. Благов). От президента страны В.В. Путина получили почетную грамоту и грант в один миллион рублей на дальнейшее развитие музея в деревне Сартаково. Работа творческая, отличный коллектив и руководитель, начальник управления культуры администрации района Ирина Николаевна Чистова. Она всегда подскажет и поможет. Меня приняли хорошо и с пониманием...
Букет для мамы
– Мария Алексеевна, побывав в вашей семье, невольно вспомнила слова Льва Николаевича Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». 
– Да, у меня надежный домашний тыл – замечательный муж, прекрасный сын, любимейшие внуки. 
Мой муж Василий Андреевич Гуцу – это гранитная скала. Он сам из дружной семьи, где было пятеро сыновей, все выросли трудолюбивыми, заботливыми. Таков и наш сын Алексей. Мама переехала к нам жить, и во много благодаря ей Алеша вырос таким ласковым, порядочным, таким благодарным. Он видел, как мы относимся к маме, друг к другу. Больше 30 лет всей семьей трудимся в личном подсобном хозяйстве. Самая большая радость – внуки, которым дали наши имена. Василий Алексеевич – девятиклассник, с большим интересом занимается робототехникой и мототехникой. Мария Алексеевна учится в шестом классе, учит второй язык – французский, и еще много чем увлекается. У меня есть заветная тетрадь со стихами, и многие я посвятила им. 

– А что любите больше – дарить или получать подарки?
– Всегда хочется чем-то порадовать других. Помню, как нашим ветеранам было приятно получать даже поздравительные открытки, тем более подарки. Мне самой особо дорого внимание близких. На день матери сын подарил мне букет цветов необыкновенной красоты, с тонким ароматом фиалки. Это новый сорт тюльпанов из Голландии. 
Накануне Нового года под елкой меня ждала красивая коробка, в ней была норковая шуба, белая, очень красивая. Когда я ее примеряла, внук меня сфотографировал. На другой день увидела себя в обновке в «Одноклассниках» и больше трехсот отзывов. Один из них особенно запомнился: «Каждой бы маме по такому сыну».
А мне хотелось бы землякам подарить стихи и пожелать:
Просто любите,
Просто прощайте.
Сделать не можете – 
Не обещайте.
Не обижайтесь  и не завидуйте.
Зря не страдайте
И время цените.
В сердце, в душе зла не держите.
Просто мечтайте, дерзайте, творите.
Просто с любовью к людям живите!

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.