Неторопливо течет беседа, говорим обо всем: о жизни, о школе, о литературе, нижегородском поэте Александре Люкине, стихи которого знает и любит Александр Алексеевич Смирнов, о заботах садовода-любителя… Александр Алексеевич Смирнов в этом году юбиляр, первого сентября, в День знаний, ему исполнилось 70 лет.
Кто знает, может, дата его рождения определила и выбор профессии, и судьбу. Так получилось, что вся его жизнь связана с работой с людьми, молодежью, детьми.
По профессии – учитель
Он учитель (так записано в трудовой книжке), учитель русского языка и литературы. В 1969 году окончил филологическое отделение историко-филологического факультета Горьковского педагогического института, увлекался диалектологией. Его научная работа о зоонимах Варнавинского района позднее была опубликована в сборнике «Ономастика Поволжья». После успешного обучения в Горьковской высшей партийной школе на факультете журналистики получил право преподавать историю.
В городе А.А. Смирнова знают в первую очередь как директора средней школы № 7, которой отдано ни много ни мало – неполных пятнадцать лет.
Перед этим работа учителем в Араповской восьмилетней школе, через несколько месяцев – уже директор Инютинской восьмилетней. Потом служба в армии – в далеком Омске. После возвращения – инспектор гороно, второй секретарь горкома комсомола. Сотрудничество
с богородской газетой «Ленинская победа», редактором которой в то время был А.А. Мокеев. Вместе с ним и под его руководством готовились молодежные страницы: не прошла даром работа в студенческой газете «За учительские кадры». Дважды складывалось так, что судьба приводила А.А. Смирнова в газету: сначала – заместителем редактора, несколько лет спустя – ответственным секретарем.
Беспокойной и ответственной была работа инструктора, а потом и заведующего отделом пропаганды и агитации в горкоме КПСС.
И все-таки основное – это школа.
Назад – в детство
Интересуюсь, какая же дорожка привела его в Горький, в пединститут. Где исток его пути?
Александр Алексеевич ненадолго задумывается и вспоминает детство, прошедшее в деревне Югары далекого Варнавинского района на севере Нижегородской области.
Время было трудное, послевоенное, семья большая – шестерых детей поднимали родители, с малолетства приучая к непростому крестьянскому труду. Сначала маленькими грабельками сын ворошил и сгребал сено, в восемь лет научился косить: специально для него отец-кузнец смастерил небольшую косу, потом и коса-семирук слушалась подростка: бригадой 40–45 человек выходили на сенокос, соревновались между собой. Зимой подростки собирали шишки для лесничества, кололи дрова, бегал помогать и в кузницу к отцу.
О родителях, растивших его с сестрами людьми работящими и самостоятельными, Александр Алексеевич говорит с огромным уважением. Мать Александра Ивановна – великая труженица и заботница. Отец Алексей Тимофеевич – участник Великой Отечественной войны (был призван сразу – в первые же месяцы), артиллерист, воевал на Украине, дважды был ранен. До Берлина не дошел: второе серьезное ранение было в голову. Самая первая и, пожалуй, самая дорогая награда – медаль «За отвагу». Как и многие участники войны рассказывать о ней не любил, был молчуном, и только песня «Враги сожгли родную хату», которую пел чаще других, помогала близким понять ту душевную боль, которая не отпускала бывшего солдата.
С 5-го по 11-й класс Александр учился в средней школе соседнего села Горки, в 9-м классе решил проявить самостоятельность и стать киномехаником. В последний момент передумал и продолжил обучение в школе. Именно учительница русского языка и литературы пробудила в пареньке-гуманитарии любовь к своим предметам. Нравилось писать сочинения, делиться своими мыслями о прочитанном, вероятно, получалось неплохо, если их зачитывали в классе. Работа в школе не пугала, поэтому стал студентом пединститута. Четыре ярких, насыщенных событиями, общением с интересными людьми студенческих года и, что уже тогда отличало студента из Варнавинского района, – активная жизненная позиция (председатель научного студенческого общества пединститута).
Назначен директором седьмой
Всё это пригодилось, когда в 1990 году А.А. Смирнову доверили большую среднюю школу. Должность директора хлопотная, непростая, требующая большой самоотдачи, умения не просто ладить с коллективом учителей, но и вести за собой и, конечно, отвечать за всё. Пришлось начинать с укрепления материально-технической базы, хозяйственных и ремонтных работ.
Благодаря помощи шефов, завода им. Калинина, удалось завершить строительство столовой и пристроя, что позволило увеличить число классных комнат и организовать учебный процесс в одну смену. Тогда это давало школе большое преимущество. А возведенное овощехранилище помогло сделать дешевым питание для детей.
Забота о здоровье школьников, их качественном обучении и воспитании отличала деятельность А.А. Смирнова как руководителя большого коллектива. Отсюда и поиск новых форм работы. Эпоха 90-х заставляла искать способы выжить. Именно в эти годы был открыт школьный фитобар «Рябинушка», в котором ученики в перемены с удовольствием пили витаминный чай, а центральная аптека постоянно предлагала новые и вкусные лечебные напитки.
В оборудованном зубном кабинете прием вели специалисты стоматологического отделения Богородской ЦРБ. Работали физиотерапевтический и массажный кабинеты.
Идею администрации создать программу «Здоровье» поддержал весь коллектив: чтобы успешно учиться, дети должны быть здоровы. Обратились за помощью к ученым, стали сотрудничать с двумя кафедрами Нижегородского института развития образования.
Наладили связи с Нижегородским научно-исследовательским институтом детской гастроэнтерологии, специалисты которого провели обследование учащихся 1–5-х классов, около ста школьников получили необходимую медицинскую помощь.
В школе работали различные кружки, в том числе кружок «Парикмахерское дело», программа которого позволяла обучить старшеклассников профессии парикмахера. Эта школьная «мастерская» обслуживала пенсионеров микрорайона школы.
Что еще важно, в те тяжелые годы перестройки сама собой куда-то исчезла школьная форма, дети тоже отстаивали свою индивидуальность. Но учителя понимали, что единая школьная форма объединяет и организует учащихся, поэтому педагогический коллектив во главе с директором принял решение – форме быть! И в школе № 7, в одной из первых, она была введена.
Эти годы работы, безусловно, были нелегкими, но, по словам Александра Алексеевича, творческими и интересными.
Хорошие результаты показали учащиеся школы в международном тестировании по математике и естествознанию.
Поинтересовалась мнением И.И. Криворотовой, которая тогда была заведую-щей городским отделом народного образования:
– Александр Алексеевич Смирнов был инициативный руководитель, педагогический коллектив отличался интересными начинаниями. Они вместе искали новые эффективные формы работы, одни из первых приняли участие в конкурсе «Учитель года».
Умный, творческий, самостоятельно мыслящий, гостеприимный и заботливый директор, которого отличало упорство и умение довести начатое дело до конца. И с плеча не рубил, текучести кадров при нем не было.
В 1995 году А.А. Смирнов был награжден значком «Отличник народного просвещения».
Если вернуться к истоку…
– Александр Алексеевич, оглядываясь на пройденный путь и понимая, что судьба подарила вам постоянное общение с людьми, разными по возрасту и характеру, можете ли сказать, что, имея возможность вернуться к истоку, вы бы всё изменили?
– Нет, конечно же, я благодарен судьбе. В те времена работали там, куда посылала партия. И как результат, смена различных видов деятельности. Мне посчастливилось работать с такими уважаемыми в Богородске людьми, как Г.И. Хоменко, Ю.А. Пичугина, М.П. Суркова, И.И. Криворотова, А.А. Мокеев, с такими директорами школ, как А.А. Лисиченко, В.П. Немцев, Г.В. Горшкова, Л.Г. Андреева, Д.В. Макаров.
В общем, жизнь удалась, одному богу известно, сколько нам остается жить на этом свете, но я должен сказать, что я счастливый человек: меня окружают любимые жена, дети Юлия и Алексей, внуки Александр и Илья, внучки Арина и Яна, в которых я души не чаю, верные друзья. Дом построил, детей вырастил, посадил не один десяток деревьев. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость?!