15 февраля 1989 года вошло в историю как последний день афганской войны, длившейся десять лет. Этот день запомнился очень радостным: закончилась долгая кровопролитная война,
и ранняя южная весна, щедро лившая солнечный свет, сулила вечный мир на земле…
«Ненадолго» –
и навсегда
Кто-то из советских военачальников сказал: «Мы вошли в Афганистан ненадолго, но, по-видимому, навсегда». Понимать его слова можно лишь так: война, закончившаяся 28 лет назад, навсегда останется в нашей памяти.
15 февраля в Хвощевской средней школе обязательно вспоминают выпускников, которых судьба связала с афганской вой-
ной. В школьном музее оформлен уголок боевой славы, где выставлены фотографии воинов-интернационалистов, собрана информация об их службе.
– Правда, имеющийся в нашем музее материал об «афганцах» – выпускниках школы – не столь богат, как хотелось бы, – поясняет руководитель музея, учитель истории Е.Т. Крайнова. – Тем не менее мы с гордостью вспоминаем наших земляков, воинов-интернационалистов.
Среди них В.А. Пишин, выпускник Хвощевской школы 1981 года. Службу в Афганистане он проходил с 1986 по 1988 годы. Владимир Александрович вот уже много лет возглавляет в нашем районе организацию ветеранов боевых действий.
Николай Рыжук и Николай Емельянов учились в одном классе. Первый родом из Ключищ, второй из соседней Пос-пелихи. С первого по восьмой класс они были учениками Ключищинской восьмилетней школы, десятилетку окончили в Хвощевке в 1983 году. Николай Рыжук выбрал офицерскую стезю – поступил в Дальневосточное общевойсковое командное училище имени маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского. Его одноклассник Николай Емельянов начал работать в совхозе «Хвощевский» – механизатором.
Орден – саперу
В 1985 году Н. Емельянова призвали в армию. Попал в Воздушно-десантные войска. Из учебной части – в Афганистан. Воевал в составе саперного батальона. Командовал отделением, был заместителем командира взвода, обеспечивал разминирование дорог. И воевал храб-
ро – за проявленное в боях мужество был удостоен высокой правительственной награды: ордена Красной Звезды.
Воин-интернационалист был награжден также медалями «За службу в ВДВ», «Участнику войны в Афганистане». Когда старшина Н.П. Емельянов вернулся из армии, его фотографию поместили на стенде «По велению присяги, по долгу совести»
в Ленинской комнате Богородского горвоенкомата – служба Николая в Афганистане была примером для будущих солдат.
От труда ратного он вернулся к привычному земледельческому. Вновь сел за тракторные рычаги в родном совхозе. В Хвощевке его семье предоставили благоустроенную квартиру. Родились дети. Мирная жизнь пошла своим чередом. Но… К сожалению, Николая Павловича не стало в молодом возрасте. Может, виной тому было и пережитое на войне?
Был обычным мальчишкой…
Нет ныне в живых и Николая Курносова, выпускника Хвощевской школы 1986 года.
– Николаю довелось стать свидетелем того, как проходил вывод советских войск из Афганистана, – рассказывает Е.Т. Крайнова. – Для подразделения, в котором он служил, возвращение в СССР превратилось в сложнейшую боевую задачу. Моджахеды блокировали магистрали, по которым должны были уходить наши войска, собираясь превратить прощание
с Афганистаном в «путь смерти». БТР, в котором находился рядовой Курносов, был обстрелян душманами и получил повреждения. Тем не менее благодаря мужеству и смекалке нашего земляка достиг конечного пункта назначения. И вся группа бойцов, находившихся в БТРе, потерь не понесла. Сам Николай был тогда ранен и после Афгана проходил в течение трех месяцев реабилитацию в военном госпитале на Дальнем Востоке. Только в 2003 году стало известно, что за этот подвиг Николай Валерьевич Курносов был награжден медалью «За отвагу». К сожалению, к тому времени его уже не было с нами. Ныне в Хвощевке проживает его мама Галина Никандровна. Коля был в семье Курносовых единственным сыном. Юные краеведы приходят к Галине Никандровне и с интересом рассматривают школьные фотографии, армейские фото, слушают неторопливый рассказ о том, что Коля был обычным мальчиком, который любил гонять в футбол, играть во дворе, петь песни под гитару с одноклассниками. После возвращения с войны Николай стал более молчаливым, серьезным. Война подорвала его здоровье, и физическое, и душевное. Наверное, поэтому так быстро обрывалась жизнь многих афганцев… Война не отпускала их и в мирное время. Долгожданная встреча с отечеством для многих обернулась трагедией непонимания.
Боевое крещение
Для Н.Г. Рыжука война в Афганистане стала боевым крещением после окончания военного училища. Из Благовещенска, где проходили годы учебы, молодой лейтенант получил направление в Самару, в учебный центр подготовки специалистов ВДВ. Но вскоре был командирован в узбекский городок Чирчик. Здесь, в учебном центре, на протяжении двух месяцев шла переподготовка – спецназовцы отлично понимали, к чему: к войне, которая продолжалась на территории южного соседа. И вот он, Афганистан.
Н.Г. Рыжука назначают командиром группы спецназа. Основная задача – обеспечить безопасность аэропорта в Кабуле, откуда на Родину отправляются советские военнослужащие: на календаре уже начало 1989 года, в разгаре процесс вывода войск с территории ДРА. Спецназовцы были в числе тех, кто прикрывал движение наших колонн по направлению
к советско-афганской границе. Прикрывал от вылазок «духов».
– Серьезных боестолкновений у нашей группы с ними не было, так, мелкие стычки, – вспоминает капитан запаса Н.Г. Рыжук. – Уже была близка окончательная точка в той войне.
Тогда никто и не предполагал, что близок развал СССР, что нашим офицерам вскоре пригодится опыт, приобретенный в Афганистане: воспламенится в начале девяностых Северный Кавказ, начнется первая чеченская война. Ее лиха Н.Г. Рыжук, с 1993 года служивший в рядах Богородской бригады внутренних войск, хлебнет сполна. После перевода из Самары в это соединение Николай Григорьевич был назначен на должность командира взвода спецназа, затем стал заместителем командира группы специального назначения Богородской бригады оперативного назначения ВВ – «воюющих войск»,
так стали расшифровывать эту аббревиатуру. О том, как воевал наш земляк в Чечне, говорят его награды: медаль «За отвагу» (декабрь 1994 года), орден Мужества – март 1996 года. Это был месяц, вошедший в летопись Богородской бригады как «черный март». Но это уже другая история…