В августе 2000 года в Баренцевом море затонул российский атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск». Все 118 членов экипажа, находившихся на его борту, погибли. Среди них было пятеро нижегородцев: капитан-лейтенант Сергей Любушкин, старшина 2-й статьи Владимир Садовой, старшие мичманы Владимир Свечкарев, Евгений Горбунов и мичман Михаил Белов.
Кубрик
в музее
В Богородском историческом музее автора этих строк встретили директор Марина Смирнова и молодой сотрудник Дмитрий Марьев.
В небольшой комнате под названием «Кубрик» на самом видном месте стенд, посвященный Михаилу Белову.
Стекла витрины отражают во всем блеске форменное обмундирование североморца. А рядом можно видеть потускневшие от морской воды личные вещи Михаила, поднятые с затонувшей субмарины: зажигалка, ремень, военный билет, иконка, подаренная ему супругой. Чуть поодаль – капсула с морской водой, взятой с места гибели «Курска».
Так получилось, что руководитель музея хорошо знала семью Беловых.
Марина Алексеевна работала воспитателем в школе № 7 в группе продленного дня, куда приходил заниматься мальчуган. Она и рассказывала о его первой учительнице Антонине Ивановне Сергеевой, которая много сделала для его творческого развития. Миша был общительным ребенком. С первого класса вел календарь природы. Очень ответственно готовился к вступлению в октябрята, а затем в пионеры.
Такое короткое счастье
Вспоминает вдова подводника Марина Владимировна Белова:
– С Мишей мы встретились в сентябре 1999 года, когда он приехал в отпуск к родителям в Богородск.
Как сейчас помню: пришел он в кафе с двоюродным братом, а я была там с сестрой и ее мужем – они праздновали семейный юбилей. Когда заиграла музыка, ко мне подошел молодой моряк и элегантно пригласил меня на танец. И весь этот вечер я танцевала только с Михаилом. Потом он провожал меня домой.
Они шли по ночному городу, Михаил рассказывал разные истории, даже стихи читал.
– Он был прекрасным собеседником, но еще больше меня покорили его скромность и доброта. Стали часто встречаться. Нас тогда сразу связало настоящее романтическое чувство.
Вскоре отпуск у Михаила закончился. Он уехал в гарнизон в Видяево, где проходил службу по контракту. Они переписывались, часто перезванивались, а в апреле 2000-го Марина приехала к Михаилу в воинскую часть.
– Мы подали заявление в загс, нас зарегистрировали. Все складывалось хорошо. Командир гарнизона выделил нам небольшую комнату. Я нашла работу воспитателем детсада. Казалось, вот оно, семейное счастье…
Техник по живучести
В июле 2000 года Марина уехала из Видяева домой. Там у нее подрастал сынишка (от первого брака), пора было готовить его к школе. А в августе, взяв административный отпуск, Марина снова поехала к Михаилу.
О гибели «Курска» она узнала в поезде. До последнего момента не верила, что больше не увидит своего любимого Мишеньку… Ведь он всегда говорил, что его подводной лодке никогда и ничто не грозит.
Изо дня в день родные и близкие моряков-подводников, вся Россия с волнением ждали известий с места трагедии атомохода «Курск». Они были поначалу обнадеживающими, казалось, что ребята все-таки живы, но с каждым днем шансов на это становилось все меньше.
И лишь спустя полтора года горестных ожиданий субмарину поднимут со дна Баренцева моря. В последний раз Марина увидит мужа, когда приедет на его опознание.
Родители Михаила – Людмила Викторовна и Александр Евгеньевич Беловы – истинные богородчане. Жили дружно, учились в техникуме, вместе трудились на местном механическом заводе, воспитывали детей.
В 1974 году 15 февраля родился Миша, а через год появилась дочка Светлана.
В 90-е наступили тяжелые времена, на предприятии стали задерживать зарплату. Вот и пришлось Людмиле Викторовне оставить работу техника-технолога и устроиться в 1999 году контролером в управление внутренней охраны ГАЗа и в течение одиннадцати лет ездить с пересадками в Нижний Новгород. В 2010 году Людмила Викторовна, а через год и Александр Евгеньевич ушли на заслуженный отдых.
Сейчас в их семье подрастают внучки: старшая Татьяна учится в университете имени Лобачевского на третьем курсе исторического факультета, младшая Настенька скоро пойдет в первый класс.
С раннего возраста Михаил, по словам родителей, мечтал стать капитаном. Был послушным и добрым ребенком. Как и многие пацаны, возился с велосипедом, перебирал его до винтиков. Увлекался техникой, конструированием. В 1995 году после окончания технического училища Михаила призвали на Северный флот. Три года службы: вначале учебный центр, затем служил на военном корабле, два года учебы в школе мичманов и техников – и Белову присваивают звание мичмана по специальности «техник трюмного дивизиона живучести».
В 2000 году Михаил заключил контракт на сверхсрочную службу, и в мае того года, как вспоминает Александр Евгеньевич, после профессио-нальной подготовки, тренировок и экзаменов сына зачисляют в экипаж атомохода «Курск». Своей службой на корабле Михаил гордился, но никогда о ней не говорил.
С особой теплотой и благодарностью Людмила Викторовна вспоминает 6 ноября 2001 года, когда в Богородске на доме № 16 в 3-м микрорайо-
не торжественно открыли мемориальную доску в честь ее сына. К зданию, откуда в последний раз уезжал 26-летний подводник и куда уже никогда не вернется, шли пожилые и молодые люди.
27 декабря 2001 года мичман Михаил Александрович Белов с воинскими почестями был похоронен на городском кладбище г. Богородска.