Настоящий человек Аркадий Лапшин

Сколько интересных, неслучайных встреч дарит нам судьба. Автобусные туры очень часто помогают мне обрести новые знакомства, начать увлекательное общение, непрекращающееся и по возвращении домой. Но эта встреча была особенной… 

Неразрывные нити
Совершая на экскурсионном автобусе очередной длительный переезд по прибалтийским дорогам, вглядываясь в лики небольших населенных пунктов на пути следования, любуясь близкой сердцу природой, я на время переглянулась с мамой, сидящей рядом: микрофон гида взял один из наших попутчиков… 
В динамике послышался спокойный, глубокий и мягкий мужской голос. Владимир Николаевич Алексеев – так нам представился взявший слово участник группы – повел рассказ об истории значимых мест, оставшихся немного в стороне от маршрута, но непосредственно связанных с народной памятью нашей страны ещё со времен первой мировой войны. В этом человеке мы увидели историка, остро, как часть своего жизненного пути воспринимающего и переживающего события прошлых лет, человека, который трепетно чтит память и болеет душой за ее сохранение без искажений. Он считает делом своей жизни поиск и распространение правдивых фактов о великих страницах нашей истории. Но не относится к этому как к работе: нас даже немного удивило, что по профессии он зоолог. 
Позже мы познакомились с Владимиром Николаевичем и его супругой ближе. И насколько неожиданным было узнать, что за сотни километров от Богородска, в Подмосковье, через десятки лет после окончания войны издается книга о героях, среди которых много наших земляков, а нам с мамой суждено встретиться с её автором, и не где-нибудь, а в местах, тесно связанных с событиями тех давних дней… Неразрывные нити человеческой памяти соединят нарушенные связи через время, через расстояния. 
Когда Владимир Николаевич узнал, откуда мы родом, он попросил помочь разыскать родственников фронтовиков П.М. Данилова и В.П. Малышева из Нижнего Новгорода, Л.Н. Климова из Лукоянова. Но самые большие надежды – на отклик от читателей «Богородской газеты» в поиске родных Аркадия Ивановича Лапшина, который родился в деревне Шуклино Богородского района. Тех, кто обладает какими-либо сведениями об этом человеке, прошу связаться со мной, в редакции есть мой номер телефона. 
«В пешей разведке»
Вот что пишет В.Н. Алексеев в своей книге «В пешей разведке» о нашем земляке: «…Лапшин Аркадий Иванович – командир отделения, затем командир взвода пешей разведки 348-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии. В боевых действиях с ноября 1942 года. Воевал на Северо-западном фронте (ноябрь 1942 – март 1943), на Западном фронте (июль – октябрь 1943 г.), на 1-м Прибалтийском фронте (ноябрь 1943 г. – июль 1944 г.). 
Награждён медалью «За отвагу» (5.12.1943 г.), орденами Славы III степени (9.01.1944 г.), Красной Звезды (22.02.1944 г.), Отечественной войны II степени (03.04.1944 г.) 
Аркадий Иванович родом из деревни Шуклино Богородского района Нижегородской области. Был призван в рабоче-крестьянскую красную армию (РККА) Богородским райвоенкоматом Горьковской области. Участвовал во всех операциях военно-полевой разведки и всегда приносил ценные сведения о противнике. 
Из наградного листа: «22 марта 1944 года в районе Городошного шел в атаку с целью разведки боем и личным мужеством обеспечил захват пленного, отразив превосходящую по силе группу противника». 
Аркадий Иванович Лапшин был одним из тех, кого на фронте называли «стариками»: он родился в революционном 1917-м. Оказавшись во взводе пешей разведки 348-го стрелкового полка, вскоре по праву возраста занял должность командира отделения и получил звание младшего сержанта, а затем сержанта. В 1944 году, когда прежнего командира взвода Г. Шубина перевели в дивизионную разведку, Лапшин стал командиром взвода. Как и все, он ходил в тыл врага, брал «языков» или добывал военные документы, участвовал в «боях местного значения». За смелость и выполнение заданий командования получал боевые награды. 
А.И. Лапшин погиб 11 июля 1944 года в бою под деревней Карасино Браславского района Витебской области, на самой границе Белоруссии и Латвии. В одном километре от деревни его и похоронили. В 1973 году в республике проходили объединения воинских захоронений, и останки А.И. Лапшина были перенесены в братскую могилу к деревне Зарачье Браславского района. В память о погибших героях здесь был устроен воинский мемориал. 
Старая фотография
В воспоминаниях Г.Г. Шубина, записанных В.М. Песковым, нашлись слова и для Аркадия Ивановича. Вот эти воспоминания: 
«Старая фотография. У бревенчатой избы стоят и сидят двадцать пять человек. Совсем молодые ребята. Только что генерал вручил им награды и присел вместе с ними на память сфотографироваться. Рядом с генералом – Шубин, он только что получил орден Славы. Тут же сидит корреспондент фронтовой газеты. На фотографии – надпись генерала: «Мои любимые разведчики». 
В какой-то день затишья при наступлении сделана эта фотография. Шубин глядит на нее: 
– Аркаша Лапшин... почему-то он в валенках. Мы в сапогах, а он в валенках. Это было весной. Он тогда чуть опоздал. Мы просили фотографа без него не снимать. Он прибежал и встал с краю. 
…Аркаша был моим другом. Мы вместе домой ездили с фронта в месячный отпуск. Он ездил в Горький. Не помню, сколько раз мы лежали рядом у фашистов в тылу. Смелый был человек. 
Сколько душевных разговоров было в землянке! Ночь. Постреливают. 
В землянке с потолка земля сыплется. А разговор о том, как после войны жить будем, как в гости ездить будем друг к другу. «Я, – говорил он, – тебя по Волге до самой Астрахани провезу». Любил Волгу. Я стал командиром дивизионной разведки, а он вместо меня полковой разведкой остался командовать. 
Я не видел, как он погиб. Рассказывают: бросился вытаскивать раненого, а «фердинанд» бил по людям прямой наводкой. В тот же день пришло письмо от жены. Мы не знали, что делать с этим письмом... 
Настоящий был человек. О таких людях обязательно надо помнить. Аркадий Лапшин. Вот он стоит, крайний. Все в сапогах, а он в валенках… И о нём напишите».

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.