15 февраля исполняется 25 лет со дня вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Накануне этой даты журналисты Богородского радио и «Богородской газеты» Елена Питеримова и Светлана Кузьмичева встретились
с ветеранами боевых действий, участниками войны в Афганистане Владимиром Пишиным, Евгением Пугиным
и Владимиром Смолиным.
Все трое – наши земляки, богородчане. В армию они были призваны в разное время. Евгению Пугину довелось быть в числе первых советских солдат, вошедших в Афганистан еще в декабре 1979 года. Владимир Смолин, призванный в 1987 году, покинул Афганистан в феврале 1989 года в числе последних военнослужащих ограниченного контингента советских войск. Для Владимира Пишина война в Афганистане завершилась чуть раньше: он служил с 1986 по 1988 годы. Для всех троих подготовка к войне началась в Фергане, в учебном центре, потом – переброска за пограничную реку Пяндж, на территорию Афганистана. Их связывает не только принадлежность к одному роду войск – ВДВ, но и настоящее, не показное боевое братство. Все они – члены общественной организации ветеранов войны в Афганистане и других локальных конфликтов Богородского района. Для многих ветеранов боевых действий членство в организации – опора во многих жизненных ситуациях. Ее председатель – Владимир Пишин, а Евгений Пугин – один из активистов организации. Предлагаем вашему вниманию запись беседы с ветеранами войны в Афганистане.
Корреспондент:
– Что для вас означает эта дата – 15 февраля? 25 лет назад советские солдаты покидали Афганистан победителями или побежденными?
Владимир Пишин:
– В этой войне не было ни победителей, ни побежденных. Перед нашими войсками не стояла задача воевать до победного конца. Вой-
дя в Афганистан, советские солдаты обеспечивали защиту южных рубежей Родины. Не будь мы первыми, возможно, нас опередили бы американцы, разместив в «подбрюшье» СССР свои ракеты и авиабазы. Мы не были в Афганистане завоевателями. И теперь, по прошествии времени, многострадальный афганский народ вспоминает с теплотой о советских «шурави», что означает «друзья». Наши солдаты строили для нищего афганского народа больницы, школы, дороги. Действующая регулярная афганская армия – царандой – вместе с советскими войсками противодействовала отрядам моджахедов, «духов», которых, в свою очередь, поддерживал Запад.
Для нас – тех, кто побывал за речкой, 15 февраля сравнимо с Днем Победы. Мы не воевали против простого народа.
Корреспондент:
– Борис Громов, командующий 40-й армией в Афганистане, вспоминал: «Вывод 140-тысячной группировки советских войск был беспрецедентной операцией. Мы были обязаны не просто уйти из страны, где воевали почти десять лет, а достойно покинуть ее, не допуская потерь. Наша разведка докладывала, что моджахеды планировали испортить нам вывод, превратить его в позорное отступление. Мы сделали все, чтобы сорвать эти планы. Труднее всего было тем, кто уходил в числе последних. Пожалуй, самая тяжелая задача досталась 350 полку 103 дивизии: обеспечить безопасный выход последних колонн и самому уйти без потерь». Владимир, с каким чувством уходили наши солдаты из Афганистана?
Владимир Смолин:
– Наш полк как раз и обеспечивал безопасный выход последних колонн. 15 февраля 1989 года в Афганистане оставался командующий армией Громов с парадной группой, наш полк, и царандоевцы – афганская регулярная армия. Мне врезался в память один эпизод из пребывания в Афганистане. Наша колонна выдвинулась из Кабула к границе – войска покидали страну. В феврале земля на дорогах раскисла, превратилась в кашу. Ветер дул холодный, пронзительный. Наша колонна двигалась с небольшой скоростью, примерно 20 км/ч. Навстречу нам по обочине дороги шел афганский крестьянин. Его резиновые галоши, обутые на босую ногу, тонули в непролазной грязи. Одежда на нем была старая, потрепанная. Вероятно, он шел в Кабул в надежде заработать на кусок хлеба. Когда советские войска стали покидать страну, цены там взлетели до неимоверных высот. Населению раздавали хлеб, чтобы спасти людей от голода.
Афганец выглядел таким несчастным, жалким, что механик-водитель нашей боевой машины не выдержал и остановился, несмотря на строжайший приказ не вставать по пути следования колонны. Открыл ящик с НЗ и стал накладывать в наволочку жестяные банки с топленым жиром, мясными консервами. Взял вторую наволочку и ее наполнил продуктами. Связал оба мешка узлом, выскочил из машины и вручил их афганцу. «Бери, бери, бакшиш!» «Бакшиш» по-афгански означает подарок. Афганец видит, что в наволочках продукты, и недоверие на его лице сменяется удивлением, радостью. Наша машина тронулась, мы машем крестьянину вслед, и он, стоя на обочине как вкопанный, тоже поднял руку и помахал нам на прощание. Вот так мы уходили из Афганистана. Уходили с мыслью: не зря мы выполняли интернациональный долг, помогали нищему народу этой страны.
Корреспондент:
– Но чувствовалось и напряжение, вражда со стороны простых афганцев?
Евгений Пугин:
– В одних кишлаках нас встречали с флагами, транспарантами, в других стояла тишина, безлюдье: население, напуганное слухами, что советские солдаты якобы грабят и насилуют женщин и детей, уходило в горы. Антисоветская пропаганда среди населения велась очень активно. В стране, несмотря на произошедшую в апреле 1979 года революцию, по-прежнему господствовал феодальный строй, люди верили муллам, баям, распускавшим такие слухи.
Владимир Смолин:
– Наш полк в Афганистане стоял в районе Бамианской долины – это центральная часть страны. В горах были высечены огромные статуи Будды. Одна из них, самая высокая, достигала в высоту 55 метров. Это были уникальные памятники культуры, достояние не только Афганистана, но и всего мира. Но когда к власти пришли талибы, первым делом в 2001 году взорвали статуи Будды, к негодованию всего мира. А дороги, построенные нашими солдатами, служат афганцам до сих пор. Причем строили наши бойцы зачастую вручную, вспоминая армейскую поговорку: два солдата из стройбата заменяют экскаватор, а солдат из ВДВ заменяет сразу всех. С мирным населением мы не воевали. Это моджахеды воевали с новыми порядками, которые принесла апрельская революция.
Корреспондент:
– У каждого у вас свои воспоминания о войне. Что дала вам служба?
Владимир Смолин:
– Служба в армии дает человеку возможность проявить свои нравственные качества. Люди разные, и на войне это проявляется сразу. Город у нас маленький, но посмотрите, сколько богородчан воевало в «горячих точках» по всему миру. И я не слышал, чтобы был брошен упрек в сторону кого-либо из наших земляков. Все воевали честно.
Армия – суровая школа. Человек либо ломается, либо остается человеком. Два года, как нет с нами ветерана афганской войны Алексея Костюнина. Он вырос в Богородске, в семье учителей. Начитанный, очень умный парень. Уже тогда, в восьмидесятые годы, он понимал, что такое компьютеры. И вот этот «ботаник» субтильного телосложения, мальчик из интеллигентной семьи идет в военкомат и просит направить его в Афганистан. Он решил проверить себя, то, на что способен как человек. И добился своего, попал в десантные войска. Курс молодого бойца проходил в учебном центре в Фергане, в суровых условиях, приближенных к боевым. Затем воевал в Афганистане. Могу только догадываться, насколько тяжело ему там пришлось – сам он об этом не рассказывал. Никогда не жаловался, хотя Афган серьезно подкосил и без того слабое его здоровье. «Служил, как все», – и всё, никаких подробностей. Он был очень скромным человеком, не любил говорить о себе. Но никто о нем не скажет плохого слова, потому что он действительно был человеком! И на войне это проявляется сразу.
Корреспондент:
– Что стало главным уроком на войне?
Евгений Пугин:
– В Афганистане узнал, что такое войсковое товарищество, что такое плечо друга. Вернулся со службы с чувством, что на «гражданке» ты ко всему готов. Война – это тяжелая работа. И вернувшись домой, продолжал пахать, как в армии, с утра до ночи. Там был механиком-водителем БМД – боевой машины десанта, а в сов-
хозе стал работать на тракторе.
Владимир Смолин:
– Армия дает возможность узнать, что такое человек, что такое подлость, что такое добро. Если на дороге дрожит от холода брошенный котенок, люди будут реагировать по-разному. Множество людей пройдет мимо, и лишь один, сжалившись, подберет его. Я уверен, что среди «афганцев» больше тех, кто котенка подберет. Те, кто прошел войну, и на «гражданке» будут противостоять злу. На этом стоим, за счет этого и держимся.
Владимир Пишин:
– Армия воспитывает твердость характера. Переживая нештатные ситуации, начинаешь больше ценить близких. У одних война шлифует одни черты характера, у иных – другие. Но наши земляки, кому довелось воевать в Афганистане, в основном нормальные, замечательные парни. Работают, и в личной жизни все у них сложилось.
Корреспондент:
– С чем они приходят в районную ветеранскую организацию?
Владимир Пишин:
– С самыми разными проблемами обращаются. От жилищных вопросов до просьб помочь ребенка в детский сад устроить. Стараемся каждому оказать содействие. По ходатайству нашей организации нуждающиеся в лечении инвалиды без проволочек получают направление в госпиталь ветеранов боевых действий. Когда возникали перебои с обеспечением инвалидов бесплатными лекарственными средствами, от имени организации обращались в разные инстанции – вплоть до Москвы.
Владимир Смолин:
– Я о себе скажу. Если бы не помощь вот этого человека – Владимира Пишина, я бы не смог ходить. Травма позвоночника, полученная в армии, долгие годы не давала о себе знать. А затем ее последствием стала болезнь Бехтерева. Если коротко, такой же диагноз был у Николая Островского, автора «Как закалялась сталь».
В книге болезнь Бехтерева настигла главного героя Павла Корчагина. «Этого молодого человека ожидает трагедия неподвижности, и мы бессильны ее предотвратить», – так написал Островский о Павке. Болезнь деформирует суставы, позвоночник, и меня ожидала бы такая же трагедия неподвижности, если бы Владимир Александрович не подключился, не выбил бы для меня очень дорогие лекарства, благодаря которым я, инвалид 1 группы, сегодня могу ходить.
Владимир Пишин:
– Помогаем, чем можем. Порой человек бьется в одиночку, никак не может решить свой вопрос. А когда подключается организация, нередко оказывается, что проблему можно было решить одним росчерком пера. Но финансовые наши возможности очень ограничены – ведь организация существует только на членские взносы.
Евгений Пугин:
– Не все ветераны это понимают. Бывает, человек не является членом нашей организации, никакого участия в ее работе не принимает, взносы не платит, но приходит с убеждением, что ему здесь обязаны помочь. Конечно, никому не отказываем, но общественная организация – не государственное учреждение, она живет, пока у людей есть инициатива, желание бескорыстно помогать другим, тратить на это свое личное время.
Владимир Пишин:
– Многие вопросы удается решить при поддержке нашей местной власти. К примеру, уже вошло в традицию, что к Новому году дети членов нашей организации на средства, выделенные районной администрацией, получают сладкие подарки от Деда Мороза. У нас 80 человек состоит в организации, пятьдесят детей в возрасте до 14 лет получили подарки.
Корреспондент:
– С родителями погибших ребят поддерживаете связь?
Владимир Пишин:
– Они постоянные участники наших мероприятий. В дни, когда поминаем погибших, администрация района выделяет нам автобус, и вместе с родителями ребят мы едем на кладбища, возлагаем цветы к могилам погибших товарищей.
Держим связь и с семьями тех ветеранов, кто безвременно умер уже на «гражданке».
Евгений Пугин:
– Многих вино губит. Встречаемся с такими парнями, разговариваем, убеждаем, чтобы взял себя в руки. Но бывает, что усилия семьи, друзей, боевых товарищей оказываются бесполезны.
Владимир Пишин:
– На войне, как ни странно это прозвучит, было проще. Ты солдат, ты служишь, выполняешь приказ. Но получилось так, что ребята уходили в Афганистан из одной страны, кровь проливали за одни ценности, а, вернувшись домой через два года, увидели, что страна стала другой. Все поменялось. Вспомним начало девяностых. Распад Советского Союза, передел власти, господство дикого капитализма. Многим было трудно найти в мирной жизни свою колею. Кто подался в бандиты, кто в стакан с водкой. Не нужно сбрасывать со счетов, что когда человек постоянно находится под прицелом, вдали от Родины, это не может не отразиться на психике. У нас в районе действует общественная организация, есть люди, которые нам помогают, ветераны боевых действий не одиноки. Но и сегодня сталкиваешься с тем, что многие из них мыслями, душой еще там, в Афганистане, они еще воюют. Найти себя в мирной жизни трудно.
Корреспондент:
– С молодежью находите общий язык?
Владимир Пишин:
– Проводим в школах классные часы, уроки мужества. В прошлом году в районном Доме культуры провели для молодежи встречу с ветеранами боевых действий, подготовили концертную программу. Общение с подрастающим поколением всегда идет на одном дыхании. Слушают дети нас очень внимательно, не безучастно – вопросы задают. Часто приходится слышать, что молодежь упущена. У современных подростков немного иное, чем у нас, мировоззрение, иные взгляды на жизнь. Но не поздно донести до их сознания свои взгляды. Возможно, кто-то из них прислушается, что-то останется у них в голове.
Владимир Смолин:
– Слово – это большая сила. Не случайно многие ученые считают, что слово имеет материальную основу. Доброе слово к тебе вернется добром, а зло для тебя же злом и обернется. Россия всегда и ко всем идет с добром. Интернационализм – это желание помочь ближнему. Снять с себя последнюю рубашку и отдать другому – это у нас, русских людей, в крови. И в Афганистане за что люди гибли? Не о себе думали, а о Родине, как бы пафосно это ни звучало. И в Великую Отечественную войну люди воевали за то, чтобы их дети, внуки жили в мире. В этом смысл жизни: сделать все возможное, чтобы последующие поколения жили лучше, счастливее нас.
Корреспондент:
– Сегодняшняя армия защитит нас, как вы считаете?
Евгений Пугин:
– В любое время без солдат никуда. Случилось наводнение на Дальнем Востоке – опять солдаты помогали справиться с бедой.
Владимир Смолин:
– Ребятам, которые сегодня идут служить, пожелал бы в любых условиях сохранять человеческое достоинство. Стерпел раз, стерпел два, и человек начинает разрушаться как личность. А всем богородчанам в преддверии юбилейной даты – 25-летия вывода советских войск из Афганистана – хотелось бы пожелать добра, благополучия, семейного счастья и мира в душе. Мир в собственной душе – это самое главное.
Владимир Пишин:
– 15 февраля в нашем городе пройдут мероприятия, посвященные этой дате. В 11 часов утра в часовне в сквере пройдет панихида, затем состоится траурный митинг у памятника павшим в локальных конфликтах в центре города. Приглашаем всех богородчан принять участие в митинге, который начнется в 11 часов 30 минут.
Светлана Кузьмичёва
Фото Д. Богомолова