Моряку даны с рожденья…

Моряку даны с рожденья…
Фото: Лобастов

Богородск, Дуденевское шоссе, 1б – адрес предприятия под названием «Речфлот». Его продукция, по словам начальника производства Ивана Фёдоровича Калёшева, знакома заказчикам от Москвы до самых до окраин.

– Буксиры, маломерные рыболовные суда, несамоходные шаланды, грузовые суда, плавучие пожарные установки необходимы там, где текут реки. Работа у нас всегда есть – сложа руки не сидим, – сказал он корреспонденту «Богородской газеты». Сердце любого судна – мотор. В числе других за конвертацию (преобразование) автомобильных двигателей в речные отвечает механик испытательного цеха Вячеслав Викторович Мошкин, с которым удалось побеседовать во время небольшого перерыва.

Шедевр для бабы Дуни

Вячеслав Викторович на «Речфлоте» с 2015-го года. Ему нравится работать с техникой. – Потому что это самое интересное занятие из тех, что существуют на Земле. Лучше него может быть только одно – бороздить речные и морские просторы, – уверен мой собеседник. Он родился в селе Фроловское Сасовского района Рязанской области. Мать, Мария Степановна, была в совхозе пчеловодом. У себя дома, не желая расставаться с маленькими полосатыми труженицами, держала пасеку, поэтому семья без душистого лакомства и сладкого лекарства никогда не оставалась. Отец, Виктор Григорьевич Мошкин, работал электромехаником. В годы Великой Оте- чественной войны воевал на Ленинградском фронте. Бой под Лодейным Полем для кавалера ордена Красной Звезды, десантника Мошкина закончился тяжелым ранением. В 44-ом в подмосковном госпитале его оперировали, а потом врачи вынесли приговор: «Отвоевался, товарищ солдат». Виктор Григорьевич духом не пал и, возвратившись в родное село, быстро включился в мирную жизнь. Своих четверых детей воспитывал в уважении к труду. – Я с детства привык быть нужным и полезным. Мы держали скотину, так я за ней ухаживал: двор чистил, поил её, кормил, сено заготавливал. На полив огорода-кормильца размером в 40 соток из колодца носил воду. Будучи десятилетним пацаном, умел управлять лошадью: в уборочную с поля от комбайна на ток возил зерно. Конечно же, время для отдыха тоже находилось, и я посвящал его живописи. Пейзажи и портреты получались у меня неплохо. Вдохновение черпал в красоте нашего села, в котором у каждой семьи был яблоневый сад. Когда в мае сады цвели, казалось, бело-розовые облака, спустившись с неба, загостились во Фроловском. А однажды из берёзового чурбачка вырезал голову. Позировала мне соседка, крестьянка баба Дуня. Ей я и подарил свой шедевр. Недолго думая, баба Дуня поставила его в красный угол избы – так ей понравилось деревянное произведение искусства, – улыбается Вячеслав Викторович.

«В плену» у Енисея

Школьные годы чудесные пролетели для него очень быстро, но с пользой. Испытывая тягу к точным наукам – математике, физике, химии, он применял полученные знания на практике. – Однажды мне довелось построить из двух железных двухсотлитровых бочек подводную лодку. Винт, рули глубины, перископ с системой зеркал – всё было у пресноводного судна. Его испытания проходили на пруду под радостные крики друзей. Погружение оказалось успешным, но возникла вне- штатная ситуация. Достигнув максимальной глубины, лодка увязла в иле. Всплытие оказалось под угрозой. Хорошо, ребята выручили – позвали на помощь взрослых. Пока шла спасательная операция, убрав зеркала, дышал через перископ. На берегу понял: обошлось, но изобретать буду и дальше. И ведь изобретал! С водолазным костюмом проблем не было: расчёты оказались верными, плавать под водой в нём было комфортно, – вспоминает Вячеслав Викторович. Окончив восемь классов с Почётной грамотой за успехи в учёбе, мой собеседник стал работать на стройке (после смерти отца семья испытывала материальные трудности). Через некоторое время поступил в Касимовское речное училище. Спустя два года новоиспечённый рулевой моторист должен был приступить к работе в Москве, но решил начать свою трудовую деятельность подальше от столицы, поближе к тихим провинциальным красотам. – И прибыл в село Дуденево, которое мне сразу пришлось по душе. Освоившись на новом месте, стал учиться на штурмана в Горьковском речном училище. Получив диплом, работал на танкере. Затем перешёл на сухогруз: возил арбузы из Астрахани. В какой-то момент решил отправиться на север, в Игарку, и две навигации проплавал на «Юге» (так назывался речной ледокол), пока не попал в «плен» батюшки Енисея. Три года возил на специальном прогулочном судне по великой сибирской реке генералов и министров. Енисей не только прекрасен и могуч, но и щедр. Хариус, таймень и туруханская селёдка – его фирменное угощение. Вкусное – язык проглотишь! – говорит мой собеседник. В 1986 году Вячеслав Викторович вернулся в Дуденево. Работал на сухогрузах «Окский» и «Волга-Дон» в качестве первого штурмана. Доставлял по Волге, Каме, Ладоге, Онеге, Москве-реке в порты назначения щебень.

Работа, в которую влюбился

Через восемь лет, окончив при Морской академии водного транспорта курсы механиков, отправился в загранплавание. – Дания стала первым иностранным государством, в котором я пришвартовался. Красные черепичные крыши, мощёные улицы, уютные скверы – почти сказочные города королевства понравились мне. Они выглядели так, как когда-то описал их Андерсен. Мне довелось также побывать в Англии, Франции, Голландии, Бельгии, Хорватии, Тунисе, Алжире…. Наблюдать за поведением кита, заплывшего из Атлантики в Адриатическое море. Спасаться от касаток во время купания у берегов Турции. Любоваться синими, как чернила, водами Эгейского моря. Ходить под мальтийским флагом на судне, принадлежащем этому островному государству. Словом, много пришлось повидать мне на своём морском веку. Но ни чопорный Лондон, ни изысканный Лазурный берег, ни загадочный Египет не впечатлили меня так, как село Дуденево, давно ставшее родным, – признаётся В.В. Мошкин. В 65 лет Вячеслав Викторович ушёл на пенсию. Дома усидеть не смог: характер не тот. По совету друга устроился на «Речфлот». – Испытывать двигатели, готовить к пуску, выявлять конструктивные недостатки и устранять их – моя главная обязанность. Мудрец говорил: «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придётся трудиться ни одного дня в жизни». Мне опять повезло. Распрощавшись с реками и морями, я нашёл новое дело по душе. Как говорится, моряку даны с рожденья две любви: земля и море. Каждое утро, проснувшись, обливаюсь холодной водой, делаю часовую зарядку, завтракаю и еду на «Речфлот». В голове мысли о двигателях. Мне интересно всё время что-то придумывать, улучшать, предлагать оригинальные решения, решать технические головоломки, – произносит Вячеслав Викторович. В свободное время он плотничает, столярничает, пишет картины, любуется Окой. Русской рекой, впадающей и в души людей.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.