«Богородской газете» – 90 лет. И все эти десятилетия она ведет разговор со своим читателем, сообщая ему новости, рассказывая о том, чем сегодня живут город и район, обращается к памяти и опыту предшествующих поколений. «Любили свою работу», – так можно сказать о многих сотрудниках, которые в разные годы номер за номером готовили выпуски сначала «Ленинской победы», а затем «Богородской газеты». Людмила Николаевна Бадерко – из их числа. Ее первые статьи на страницах районной газеты появились осенью 1977 года. Их герои – люди богородской промышленности.
Интересен был человек
– Мне всегда был интересен человек, где бы он ни работал,– рассказывает Л.Н. Бадерко.– Профессий много, а вот отношение к ним как к самому главному и любимому делу всегда отличало и отличает настоящего труженика.
В «Ленинскую победу» меня приняли на должность корреспондента промышленного отдела, и я каждое утро начинала с того, что прочитывала от корки до корки свежий номер газеты. Особенно мне нравились тогда репортажи и зарисовки о людях села Ивана Ивановича Бузинского. Они были полны неподдельного интереса к человеку труда.
– А материал о людях будет?– всегда спрашивал на планерках редактор Александр Андреевич Мокеев. Он сам был большим мастером пера и от сотрудников ждал ярких, запоминающихся зарисовок и очерков.
А герои были рядом. В Богородске тогда работали 43 промышленных предприятия. В городе Чернышевске Забайкальского края Читинской области, откуда я по просьбе родителей вернулась в Богородск со своей семьей, имелось всего два рабочих коллектива – на шахте и пищекомбинате. И у сотрудников местной газеты, где я работала в отделе писем, производственная тематика не отличалась разнообразием.
В редакции «Ленинской победы» осваивать новое дело мне было легко благодаря тому, что у работавшего в промышленном отделе Николая Алексеевича Пчелина имелась вся необходимая информация: адреса заводов и фабрик, номера телефонов и имена руководителей. Это мне помогло сориентироваться и начать знакомства по этой книге. Ходила от предприятия к предприятию, и всюду встречали доброжелательно. Поначалу меня это удивляло. В Забайкалье, куда я после окончания средней школы № 3 и филологического факультета Горьковского педагогического института по всесоюзному распределению была направлена работать, народ другой: суровый, закрытый. В Богородске находила отклик в любом производственном коллективе, и проблема с темами для информаций и статей не стояла.
Помню, как готовила первый крупный материал на две газетные страницы с завода «Искож». Сначала побывала у директора Михаила Александровича Фунина, потом у главного инженера Константина Алексеевича Харитонова. Знакомство с коллективом провела секретарь партийной организации Мария Петровна Маркова. Оказалось, что с некоторыми работниками учились вместе. Кто-то хорошо знал моих родителей – папу, Николая Михайловича Сагдакова, который пришел с Великой Отечественной войны инвалидом, и маму, Наталью Степановну Сагдакову, богородскую учительницу. Украсили разворот об искожевцах снимки фотокорреспондента Александра Степановича Куницина.
На первых порах ориентировалась на статьи с производства Евгения Евгеньевича Свидлера, которые отличало глубокое знание взаимоотношений людей, умение передать их ответственное отношение к своему делу. Тогда у большинства рабочих на первом месте было слово «надо». Если требовалось, оставались после первой во вторую смену, выходили по субботам. Е.Е. Свидлер, бывший заведующий промышленным отделом редакции «Ленинской победы», как внештатный автор много писал, чуть ли не каждый день, и его статьи всегда отличались продуманностью, содержательностью и живостью. И этому я у него училась.
Смогли устоять
В перестроечные годы, когда началось перераспределение средств производства, предприятия стали переходить из рук в руки, закрываться, так как было резкое подорожание энергоносителей, сырья. И мы в этих непростых условиях шли к людям, рассказывали в газете, как они преодолевают трудности.
В городе стали появляться мелкие предприятия, которые давали главное – работу и зарплату. Одно из них в то время организовал Николай Григорьевич Гай, который имел опыт руководящей работы на Богородском машиностроительном заводе. Он всегда находил время на встречи с сотрудником местной газеты, рассказывал, какую роль играют в развитии нового производства бригадиры, мастера и человеческий фактор в целом. Благодаря этому смогла освоить новую терминологию, вникнуть в суть отношений в трудовом коллективе, где были востребованы профессионализм и взаимовыручка.
Лихие 90-е годы стали серьезным испытанием для руководителей, которые понимали, что потеря места работы, специальности – это катастрофа для многих людей и невосполнимая потеря для производства. Газета рассказывала, как директор Богородской кожгалантерейной фабрики Евгений Александрович Морковкин боролся за нее, до последнего верил, что ее удастся восстановить. Беда в том, что желающих присвоить хотя бы частичку предприятия оказалось очень много.
Сам Е.А. Морковкин как человек деловой, разбирающийся в тонкостях руководства трудовым коллективом, позднее возглавил Богородский пищекомбинат. Я к нему туда часто наведывалась за информациями, как и к прежнему директору Валентине Николаевне Харитоновой, которая ушла на заслуженный отдых. Первыми туда проторили дорожку бывшие работники КГФ, так как это было одно из немногих производств в городе, которое давало возможность прокормить свои семьи.
Дольше других теплилась жизнь на предприятиях легкой промышленности у директора швейной фабрики № 8 О.А. Лухновой, директора обувной фабрики Л.М. Кузиной, которые вместе с филиалом № 3 «Восход» выполняли спецзаказ, и у них это получалось.
После статьи в газете о том, что на заводе имени Кашина используются не все возможности, чтобы сохранить производство и коллектив, в редакцию ко мне в кабинет приходил его директор и за закрытой дверью высказывал свои претензии.
Приходилось, и не раз, встречаться с руководителями – женщинами, на плечи которых легла нелегкая ноша и большой груз ответственности. Людмиле Мелентьевне Кузиной, Елизавете Викторовне Фоминой, Нине Геннадьевне Волковой борьба за стабильность для своих трудовых коллективов дорого обошлась, сказалась на здоровье. Но они же богородчанки, они сильные, и смогли устоять.
Сохранили доверие к газете
Работа в сельхозотделе, куда меня перевели заведующей, тоже пришлась мне по душе. Старалась больше писать репортажей с полей и ферм, рассказывать о том, как работают и живут сельские труженики. В условиях, когда на смену государственной пришла частная собственность, под вопросом оказалась судьба многих хозяйств. Знаю, как председатель колхоза «Крестьянин» Александр Васильевич Зеленов боролся за его жизнь, и статьи об этом писала с болью в душе. Всегда старалась передать то, что волновало и беспокоило рядовых тружеников полей и ферм. При встречах многие передовики сельского хозяйства говорили, что хранят вырезки статей из газеты, которая в разные годы писала о них. Живой отклик у читателей всегда вызывали материалы о трудовых династиях города и района. Сказать слово правды было непросто, но мы к этому стремились.
Считаю, что во многом доверие к печатному слову помогло коллективу во главе с редактором Валентином Ивановичем Борисовым не только удержать падение тиража, когда резко сократилась подписка как на центральные, так и местные издания, но и увеличить его. Непросто было решиться на создание своей службы доставки газеты, но и с этим справились. Тогда нас поддержали главы сельских советов, к которым мне как заместителю редактора приходилось часто наведываться, руководители многих организаций и, конечно же, наши читатели. Газета сохранилась, ее ждут люди.
Сама я не работаю в редакции более десяти лет, но получаю «Богородскую газету» и читаю каждый номер. Вот и сегодня в девять утра наш добрый почтальон мне сообщила, что положила ее в почтовый ящик. Спасибо ей и редакционному коллективу, который продолжает наше дело.