В последний день мая состоялась встреча, о которой долгое время мечтали Анжелика и Евгений Язьковы: почти двадцать лет они хранили несколько открыток-писем с фронта Василия Ивановича Кулагина, надеясь отыскать его родственников и передать им дорогие весточки.
24 апреля в «Богородской газете» под рубрикой «К 75-летию Великой Победы» её постоянные подписчики Анжелика и Евгений Язьковы прочитали статью «Живые страницы памяти». В ней рассказывалось о семье Кулагиных, отце Василии Ивановиче, ушедшем на войну 23 июня 1941 года, его фронтовых дневниковых записях, частых письмах домой, о старшем сыне Владимире, погибшем в апреле 1944 года, о судьбе младшего, генеральская форма которого хранится в историческом музее нашего города. Анжелика и Евгений узнали о внучке В.И. Кулагина, дочери его сына Евгения Татьяне Евгеньевне Кулагиной, живущей в Москве, но не забывающей родной город отца и деда.
Прочитали, и картинка, по словам Анжелики, сложилась сразу: автор бережно хранимых в их семье писем с фронта любимой жене Юлии Васильевне, которую неизменно называл «Юлёк», именно он – Василий Иванович Кулагин. А потом был звонок на «Богородск-ТВ» и в редакцию районной газеты…
К тому же, Евгений Язьков понял, что эти Кулагины когда-то были соседями его родителей, вспомнил, что дом № 105 на улице Свердлова (по этому адресу приходили весточки с фронта) все в округе называли домом генерала. До звания генерал-майора инженерных войск дослужился в послевоенное время младший сын Евгений Васильевич Кулагин, заслуженный строитель России, почетный строитель Москвы.
Несколькими годами ранее «Богородская газета» познакомила читателей с фрагментами военных дневников В.И. Кулагина, о которых родственники узнали только в 2012 году, разбирая после смерти Евгения Васильевича его документы, среди которых хранились отцовские фронтовые дневники. Татьяна Евгеньевна, внучка В.И. Кулагина, решила передать их в исторический музей г. Богородска и попросила это сделать Татьяну Георгиевну Фирсову. Так семь тетрадок Василия Ивановича Кулагина оказались на его родине, часть из них была передана в музей.
Когда Татьяна Георгиевна начала их читать, то поняла: надо сохранить. Это история. Это память. Вместе с дочерью и внучкой читали, восстанавливая поблекшие от времени строчки, переводили в электронный вид фронтовые дневники – бесценное свидетельство очевидца, который, пройдя огонь войны, сам ничего и никогда о ней не рассказывал. Результатом проделанной работы стала книга «Дневники с фронта», изданная в 2017-м.
И вот в дождливое майское воскресенье семья Язьковых встретила дорогих гостей. Каково же было удивление Анжелики, когда она, открыв дверь, увидела хорошо знакомых ей Татьяну Георгиевну Фирсову, ее дочь и внучку – Ирину Евгеньевну и Анастасию Мартыновых! Вот, оказывается, кого они с мужем так долго искали, не подозревая, что с родственниками Василия Ивановича Кулагина живут в одном городе и довольно тесно общаются. Татьяна Георгиевна приходится Юлии Васильевне и Василию Ивановичу внучатой племянницей.
Шесть открыток В.И. Кулагина, шесть весточек с фронта, полученных Юлией Васильевной в 1943-1944 годах, вернулись в семейный архив. Радость, волнение и долгая-долгая беседа…
Конечно, одним из первых был вопрос Татьяны Георгиевны о том, как оказались эти уже пожелтевшие от времени открытки-письма в семье Язьковых.
Евгений (он по профессии строитель) рассказал, что в самом начале 2000-х годов новый владелец дома № 105 на улице Свердлова попросил его с товарищем помочь сделать ремонт, и среди ненужных вещей, которые предстояло выбросить, и были найдены эти письма. А так как Евгений раньше жил по соседству и хорошо знал семью Кулагиных, решил сохранить. Рука не поднялась выкинуть, ведь и у него самого дедушка Александр Федорович Язьков, как и Василий Иванович Кулагин, ушел на фронт 23 июня 1941 года и всю войну был сапером. За плечами и прадеда Анжелики Алексея Петровича Спорова, заместителя командира зенитного орудия, тоже трудные версты войны…
Эти шесть писем вместе с семейными реликвиями о войне Язьковы берегли, каждый год накануне праздника Победы перечитывали, вновь и вновь удивляясь тому, как часто и с какой нежностью писал Василий Иванович своей любимой жене. Взволновала Анжелику и Евгения одна из открыток, в которой В.И. Кулагин о своей тоске по дому, надежде на скорую встречу рассказал хорошо знакомыми любому бойцу строчками из песни «В землянке»: «Про тебя мне шептали кусты/В белоснежных полях под Москвой./Я хочу, чтобы слышала ты,/Как тоскует мой голос живой…». Дальше, тревожась, сообщал, что с 4 апреля (1944 г.) нет связи с Владимиром: «Вероятно, ленится писать?», сетовал, что молодые солдаты очень редко шлют о себе весточки домой.
Татьяна Георгиевна Фирсова много рассказывала о Василии Ивановиче, о том, что только из его фронтовых дневников узнала, насколько трудно было на
войне, как приходилось выходить из окружения, удерживать высоты, освобождать населенные пункты… Удивила ее дневниковая запись о том, что на фронте Василий Иванович перечитывал «Анну Каренину», но воспринимал ее иначе, чем раньше.
– Домой вернулся очень больным, несколько раз был ранен, но не ожесточился, – поделилась Татьяна Георгиевна. – Боль от потери старшего сына Владимира с Юлией Васильевной переживали тяжело. О войне же не рассказывал никогда…
Любимую жену окружил вниманием и заботой. Друг к другу они относились трепетно, бережно. Жили очень просто, открыто. Радовались жизни.
Татьяна Георгиевна принесла на встречу боевой бинокль капитана Кулагина, его фронтовую фляжку, на которой выцарапано «Кулагин Василий Иванович», вырезки из газет и свою родословную, материалы к которой собирает и записывает. Есть там и страницы о Кулагиных.
В знак благодарности за трепетное отношение к памяти Василия Ивановича Кулагина Анжелике и Евгению Язьковым Татьяна Георгиевна подарила великолепные красные розы из своего сада.