Берега соленого озера Тобечик, отделенного от Керченского пролива узкой полосой земли, пустынны. На голой бесплодной земле не растет ни кустика, ни деревца. Только седой степной ковыль ходит волнами под напором резких ветров, дующих в эти осенние дни со стороны Черного моря.
Но 18 октября на берегах Тобечикского озера было многолюдно.
В этот день здесь состоялось событие, которое приехали освещать журналисты из множества информационных изданий – как местных, крымских, так и центральных. На полдень 18 октября была намечена акция по подъему остающихся на дне озера деталей самолета «Аэрокобра», которым управлял наш земляк, уроженец города Богородска Нижегородской области гвардии старший лейтенант Павел Иванович Красненков.
В статье «Судьба пилота «Аэрокобры», опубликованной в «Богородской газете» месяц назад – 4 октября, мы уже рассказывали о жизненном пути пилота, погибшего 5 декабря 1943 года в воздушном бою над озером Тобечик, и о том, как шел поиск его родственников.
Состоявшейся в этом году операцией по подъему обломков «Аэрокобры» из озера руководили поисковики региональной общественной организации «Батарея 29 бис». Бесформенная груда мелких металлических частей, на которые крылатая машина разлетелась при падении, скрывала тайну о том, что это был за самолет, кто им управлял, при каких обстоятельствах погиб…
Ключом к раскрытию тайны погибшего самолета стала сохранившаяся деталь от шлемофона пилота – переговорное устройство. На его металлической части была выбита надпись по-английски. Она подсказала, что переговорное устройство было сделано в США. Эта ниточка, которую обнаружили поисковики, помогла установить, что поднятые обломки – от самолета «Аэрокобра» производства США. Эти боевые истребители поставлялись в СССР в годы Великой Отечественной войны по ленд-лизу.
Дальнейшая поисковая работа позволила следопытам установить личность пилота. Управлял самолетом П.И. Красненков, заместитель командира авиаэскад-рильи 57-го гвардейского истребительного авиаполка. Изучение архивных документов позволило крымчанам установить обстоятельства воздушного боя, разгоревшегося 5 декабря 1943 года в небе над Эльтигеном.
Внучка полетела в Крым
Поисковики РОО «Батарея 29 бис» начали розыск родственников летчика, погибшего вместе со своим самолетом.
К этому поиску подключилась и «Богородская газета». С помощью старожила нашего города, заслуженного ветерана Нижегородской области В.М. Орлова удалось установить, что в настоящее время в Богородске проживают две внучки Павла Ивановича Красненкова, дочери его единственного сына Юрия Павловича. Зовут их Наталья Юрьевна Романова и Ксения Юрьевна Кудряшова. Сам В.М. Орлов тоже сродни П.И. Красненкову – супруга Павла Ивановича Елизавета Михайловна, в девичестве Орлова, приходилась Вячеславу Михайловичу родной тетей.
О том, что в нашем городе живут внучки, правнуки и праправнуки пилота «Аэрокобры», мы сообщили в Крым: благо, есть Интернет, с помощью которого мы нашли координаты Александра Владимировича Елкина, руководителя РОО «Батарея 29 бис».
Крымчане в свою очередь через «Богородскую газету» передали родственникам летчика приглашение приехать на Керченский полуостров для участия в акции по подъему оставшихся частей «Аэрокобры».
Чтобы помочь родным пилота побывать на месте гибели их деда, «Богородская газета» обратилась за финансовой поддержкой к Андрею Николаевичу Резвякову, главе местного самоуправления г. Богородска, руководителю местного отделения партии «Единая Россия». Вопрос решился быстро, и 17 октября внучка пилота Ксения Юрьевна Кудряшова и ее муж Николай Викторович ступили на борт авиалайнера, взявшего курс из Н. Новгорода на Симферополь.
Когда через 2,5 часа самолет приземлился в аэропорту этого крымского города, супругов Куд-ряшовых встречала немалая делегация. В ней был Сергей Викторович Ченнык, главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым», приложивший немало усилий к тому, чтобы поездка внучки летчика в Крым состоялась. Рядом с ним были руководители регионального отделения ДОСААФ России Республики Крым. После непродолжительного общения с журналистами в аэропорту дальнейший путь родственников пилота «Аэрокоб-ры» лежал в Керчь. Кстати, расходы по их пребыванию на полуострове взяли на себя власти Крыма.
Венок – на место гибели пилота
На следующий день Ксения Юрьевна и Николай Викторович Кудряшовы приняли участие в акции по подъему частей «Аэрокобры» из озера Тобечик.
Внимание собравшихся на берегу журналистов было приковано к разложенным на берегу деталям самолета, которые ранее достали из озера, и, конечно же, к внучке пилота. С собой она привезла довоенные и военные фотографии деда, которые он присылал родным в Богородск, горсть земли, набранной на улице Брагина (бывшей Болотной), на берегу Кабацкого озера, где родился и вырос Павел Иванович, откуда улетел в большую жизнь.
Десять красных роз Ксения Юрьевна положила на берегу, рядом с деталями дедушкиной «Аэрокобры». За 73 года, что они пролежали в озере, металл покрылся толстой коркой соли. Переговорное устройство от шлемофона ей предложили забрать с собой в Богородск – как память о Павле Ивановиче. Ксения Юрьевна отказалась, рассудив, что этой детали место в музее, который собираются открыть на берегу Тобечика. Будущий музейный комплекс разместится в расположении легендарной артиллерийской батареи 29 бис, защищавшей Крым в 1941 году.
Венок от родных Павла Ивановича вместе с горстью его родной земли был возложен на место, куда упала «Аэрокобра». Сделать это было нелегко – сегодня в озере Тобечик нет воды, водоем полностью заилен, его поверхность «заиндевела» от соли. Чтобы преодолеть 300 метров этой зыбкой, проваливающейся под тяжестью человеческого тела илистой поверхности, поисковику в водолазном костюме пришлось надеть на ноги специально сконструированные грязеступы.
– Доставать из озера оставшие-ся части самолета очень сложно, – говорили потом поисковики. – Корка соли в кровь обдирает руки, заиленное озеро крепко захватило детали «Аэрокобры».
О тех находках, что удалось извлечь из Тобечика раньше, собравшимся рассказал А.В. Елкин. Он же высказал предположение, что пилот погиб еще в воздухе, до удара самолета о дно озера. Об этом говорит изрешеченная пулями кабина «Аэрокобры» – пущенные немецким летчиком из «мессершмита», они, что неминуемо, прошили вслед за обшивкой кабины и тело русского пилота…
– На самом деле мы имеем дело с сенсацией, – сказал в разговоре с собравшимися журналистами военный историк С.В. Чен-
нык. – Первая состоит в том, что это пока единственная «Аэрокоб-ра», поднятая на территории Крымского полуострова. Вторая сенсация в том, что удалось идентифицировать личность летчика и найти его родственников.
… 73 года из неглубокого Тобечика был виден хвост самолета, упавшего в озеро в огненном 43-м году. И все-таки «Аэрокобра» дождалась своего часа. Историческая справедливость востор-жествовала – благодаря удивительным людям, поисковикам, родственники гвардии старшего лейтенанта Павла Ивановича Красненкова узнали, где лежат его останки.
– К нашей поездке было причастно много людей, – сказала К.Ю. Кудряшова по возвращении из Крыма. – Всех их хочу поблагодарить: прежде всего «Богородскую газету», Андрея Николаевича Резвякова за материальную поддержку, гостеприимных крымчан, которые не только предоставили нам прекрасные условия проживания в Керчи, но и сопровождали во всех поездках, показали памятные места Керченского полуострова и, главное, установили место гибели нашего деда и прадеда…