Есть отблеск и его труда

Есть отблеск и его труда
Фото: gh

Обычная пластиковая папка для документов. В ней – письма, «корочки» документов, принадлежавших К.П. Кудряшову. Их как память об отце хранят его дети, сберегая каждый листок, каждую почтовую открытку. Память о К.П. Кудряшове важна и близка и нам, журналистам «Богородской газеты», ведь Константин Павлович почти всю свою трудовую жизнь посвятил «Ленинской победе», предшественнице «БГ». 

Начинал он литературным сотрудником в сельскохозяйственном отделе, затем заведовал им, в течение 14 лет был редактором газеты. С послевоенных лет и до середины семидесятых трудился в журналистике. Это целая эпоха! И отражение ее – в статьях, репортажах и очерках, которые выходили из-под пера Кудряшова и его коллег. 
 Вся жизнь Константина Павловича связана с богородской землей. Покидал он ее лишь однажды – когда понадобилось родную землю защищать от фашистов.
…Родился Костя Кудряшов 28 мая 1923 года в деревне Ушаково (ныне Алешковского сельсовета). Семья была немаленькая – девять человек детей. Сохранился в семейном архиве небольшой рукописный листок, где Константин Павлович вспоминает о прожитых годах:
«Мне посчастливилось быть свидетелем, а в какой-то мере и участником поистине великих революционных преобразований в стране, а значит, и у нас. Это коллективизация крестьянства, индустриализация и культурная революция. Я жил в большой семье и хорошо помню время коллективизации, когда ломались вечные устои деревенской жизни: своя земля, своя лошадь, скот и инвентарь. Я помню, как плакала мать, когда уводили на колхозный двор нашу лошадь. Отец эту перемену воспринял спокойно и осознанно. Он записался в колхоз одним из первых, понимая, что сопротивление бесполезно. Мы видели, как непокорных раскулачивали.
В деревню шла культура. У нас появилось радио, детекторные приемники. И чудо кинематографии не обошло деревню. Сначала к нам привозили немое кино, потом появилось и звуковое. Мы, мальчишки, развешивали афиши, а в школе, где показывали картины, мы занимали самое почетное место – на полу под экраном.
На моей памяти и такая картина: по деревне ставят столбы, на них навешивают провода. Нашему любопытству не было предела. И вот в крестьянском доме вместо лучины и керосиновой лампы загорелся электрический свет. Вы скажете, а зачем он об этом говорит? Да затем, что каждый советский человек был участником великого строительства, и я могу смело заявить, что во всем этом есть и доля моего скромного труда. Где бы я ни работал, старался делать свое дело честно, добросовестно».
О боях–пожарищах, о друзьях–товарищах
Работать Константин, как все деревенские ребята, начал рано. Окончив в 1938 году Шварихинскую семилетку, пахал, боронил, сеял в родном ушаковском колхозе. Трудился и культурником, «избачом» – заведовал избой-читальней.
1941 год. Старших братьев Константина призвали на фронт. Двое из них погибнут… С сентября первого военного года Костя трудится рабочим на рембазе № 6, эвакуированной в Богородск из Брянска, ремонтирует танки. Вскоре настал и его черед идти на фронт.
 С 28 марта 1942 года он в действующей армии. Его зачислили в ряды 1078 зенитно-артиллерийского полка. После краткосрочных курсов, завершившихся в мае 1942 года, Константин был назначен заместителем политрука артполка.
–  Отец практически никогда не вспоминал о войне. Может, что-то найдете в его переписке с фронтовыми друзьями?  – говорит его сын Александр Константинович Кудряшов и передает мне ту папку с письмами и документами.
Разворачиваю пожелтевшие от времени листочки. На конвертах – едва ли не весь Советский Союз, по городам и весям которого разбросала однополчан послевоенная жизнь: Ленинград, Рига, Оренбург, Даугавпилс, Куйбышев, Саратов, Казань… Одно за другим читаю старые письма, а когда их пухлая стопка иссякла, понимаю – люди, которых породнила война, писали друг другу о чем угодно, только не о войне. Нет ее, проклятой, в переписке фронтовых друзей. Почти нет. Никто из них не хотел вспоминать о том аде, через который довелось пройти. 
А испытать им пришлось многое, и особенно под Сталинградом. С октября 1942 года Константин Кудряшов – командир орудия. Их полк, как и другие, защищавшие Сталинград, стоял насмерть. 
 Немцы остервенело рвались к Волге. На Сталинград фашистами были брошены лучшие летные эскадры, вооруженные новейшими марками истребителей. От «мессеров» и днем в небе было темно – налеты на город гитлеровцы совершали группами до 280 самолетов одновременно. От смертоносного груза, сыпавшегося из бомболюков, горела и тонула в крови сталинградская земля… 
 В книге «Войска ПВО в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)» упоминается такой факт: с июля по декабрь 1942 года на Сталинград и прилегающие к нему районы фашистские асы совершили более 68 тысяч самолето-полетов. Сколько смерти нес только один такой вылет, а их были тысячи…
 Зенитной артиллерией и зенитными пулеметами корпусного района ПВО, защищавшего город на Волге (в его составе был и 1078 артполк), было сбито за это время 370 немецких самолетов, уничтожено 173 танка, более 180 автомашин, 14 артиллерийских и 35 минометных батарей, до десяти полков пехоты. 
Как дальше сложилась судьба 1078 зенитно-артиллерийского полка? С боями от берегов Волги он прошел до Даугавы. Май 1945 года встретил в прибалтийском городе Даугавпилсе.  
«Это наша Лимонадка, – написано женской рукой на обороте фотографии, где запечатлен одноэтажный кирпичный корпус, вероятно, цех по изготовлению лимонада. – Здесь я подняла вас ночью в День победы. Вот уж кто, наверно, долго будет помнить, так это Вася Михайлов. Как я его со скамейки на пол! И на полу кружить начала…». 
Так полк встретил весть о Победе.
Именно в Даугавпилсе состоялась первая послевоенная встреча ветеранов-зенитчиков. Ей предшествовала долгая работа по установлению адресов однополчан, создание совета ветеранов полка.
 Чтобы разыскать своего «старого товарища комсорга» (так порой к Кудряшову обращались в письмах однополчане), рижанин Александр Мызин, воевавший в рядах 1078 ЗАП начальником зарядного агрегата, решил написать в газету Богородского района. Письмо попало прямо в руки разыскиваемого адресата – в те годы Константин Павлович был редактором «Ленинской победы». Так завязалась переписка с однополчанами, в которой Константин Павлович принимал живейшее участие. Посылал он по просьбе юных следопытов из средней школы № 10 города Даугавпилса и материалы о службе в артиллерийском полку – письмо с благодарностью пионеров также хранится в семейном архиве.
 Место и время встречи ветераны 1078 зенитно-артиллерийского полка выбрали не случайно – 27 июля 1974 года. Именно в этот день в 1944-м году Даугавпилс был очищен войсками Красной Армии от фашистских захватчиков. Через несколько дней после встречи в газете «Красное знамя», печатном органе Даугавпилсского городского комитета Коммунистической партии Латвии, вышла заметка И. Капитанова, председателя совета ветеранов 1078 ЗАП. Она проливает свет на некоторые подробности боевого пути зенитчиков:
«Полк был сформирован весной 1942 года в Сталинграде и одним из первых принял на себя удар немецких танков, пытавшихся прорваться к Волге в районе Тракторного и Конного разъезда. Дивизион капитана Фролова сдерживал 140 фашистских танков до тех пор, пока подошедшая наша танковая дивизия не ударила им во фланг. Половина дивизиона пала в этом бою…».
Потом были другие встречи ветеранов и весточки друг другу. 
«Какая хорошая, теплая переписка! – писала К.П. Кудряшову однополчанка Надежда Лакаева из Куйбышева в 1979 году. – Такой дружбы, таких друзей, каких нам дала военная фронтовая жизнь, навряд ли мы приобрели за все послевоенные годы».
Журналистом стал не случайно

 …Войну Константин Кудряшов закончил командиром отделения и был направлен в Горьковское военно-политическое училище имени Фрунзе. Вступивший в партию в годы войны, курсант Кудряшов был отличником боевой и политической подготовки. К сожалению, из училища в мае 1946 года пришлось демобилизоваться по болезни. 
Командование учебного заведения рекомендовало «инициативного, активного коммуниста т. Кудряшова использовать на партийной работе». И вот с июня 46-го года вчерашний фронтовик – инструктор отдела кадров Богородского райкома КПСС. 
Работник он не кабинетный – пешком исходил весь район. Тогда завязалась его дружба с «Ленинской победой» – из колхозов, а их насчитывалось 127, привозил заметки, зарисовки о жизни села, его тружениках.

«В журналистику я пришел не случайно, – вспоминал Константин Павлович. – После семилетки выпускал колхозную стенгазету, был секретарем комсомольской организации. В армии, когда был зам. политрука батареи, выпускал ежедневную стенную газету».
Как в боевой обстановке зам.политрука умудрялся ежедневно выпускать стенгазету, нам даже трудно представить. Но боевой листок выходил несмотря ни на что – и прежде всего потому, что живого, горячего, ободряющего слова бойцы на передовой ждали не меньше, чем снарядов. И уверенность в этом придавала сил редактору стенгазеты.
С тем же боевым задором он приступил в 1948 году к работе в «Ленинской победе». С самого начала трудился в сельхозотделе. И уже по первым его заметкам видно – пришел не новичок в газетном деле, всерьез стремящийся стать мастером слова.
Вот только один пример – зарисовка с натуры «Гайка» от 7 сентября 1949 года. «Гайка вещь маленькая, всего несколько граммов, а силу имеет громадную», – начинает автор. Оттолкнувшись от маленькой детали – гайки, которую не мог найти механизатор для ремонта сломавшегося в разгар озимого сева трактора СТЗ, журналист смог развернуть целое расследование о просчетах руководства Хвощевской МТС.
«С натуры» Кудряшов писал не только репортажи – читая его материалы разных жанров, чувствуешь, что каждый факт журналист «пощупал руками», увидел своими глазами, глубоко знает все те проблемы, о которых говорит. 
Слово строить 
и жить помогает
Сельское хозяйство в ту пору было передовым фронтом восстановления страны из разрухи. И журналист с головой погружается в жизнь села, рассказывая о маяках богородского крестьянства и анализируя причины неладов в работе у других. 
О том, как самоотверженно трудятся в Богородском районе, знали и в Москве. В одной из заметок, опубликованной в «Ленинской победе» 15 февраля 1948 года, К. Кудряшов сообщает о состоявшемся в столице Всесоюзном совещании молодых передовиков сельского хозяйства. Наряду с министром сельского хозяйства СССР Бенедиктовым, Буденным и секретарем ЦК ВЛКСМ Михайловым с высокой трибуны выступал и председатель колхоза «Искра» Демин.
Вместе с П.М. Деминым в работе Всесоюзного совещания принимала участие и молодой агроном «Искры», секретарь комсомольской организации передового колхоза Надежда Бугрова. Скоро судьба сведет их вместе – Надежду и Константина Кудряшова, родится новая семья.
В декабре 1948 года у Кудряшовых появляется первенец Саша, а затем, в 1953 году, – дочь Наташа. Оба они вспоминают, что на первом месте у отца была работа в газете. Всегда. С утра и до позднего вечера.
– Одно из моих детских воспоминаний связано с тем, как папа достает из шкафа радиоприемник и в полночь начинает записывать за диктором медленно читавшийся текст передовицы. Его специально передавали из Москвы для публикации наутро в газетах страны. Нам, детям, радиоприемник запрещалось трогать – вдруг сломаем, а дело-то государственной важности! – улыбается Александр Константинович.
Поделилась воспоминаниями об отце и Наталья Константиновна Сухова:
– Папа мог ответить на любой вопрос. Знаниями обладал обширнейшими! И руки у него были золотые. Как-то команда свояков решила поставить бабушке и дедушке (родителям мамы) новые двор и баню. Главным «прорабом» избрали папу. Отца отличало самое добросердечное отношение к людям. Он не умел говорить «нет», сразу откликался на любую просьбу. Своими делами, добротой и отзывчивостью снискал большую любовь и уважение окружающих. Основной чертой его характера было жить для людей, все отдавать людям! Это высокая нравственность. 
Работая в газете, Константин Павлович убеждался в том, как слово строить и жить помогает. Нынче немодно цитировать Ленина. Но именно по его словам о газете – не только коллективном пропагандисте и агитаторе, но и коллективном организаторе, как по негласному закону, жила вся советская печать. Пропагандировала передовое, вдохновляла на борьбу с недостатками. И не будет преувеличением то, что в восьми Золотых Звездах богородчан, удостоенных высокого звания Героев Социалистического Труда, есть отблеск и журналистского труда.
В первом номере «Ленинской победы» за 1950 год опубликована статья К. Кудряшова, в которой он описывает трудовой день доярки колхоза «Крестьянин» А.А. Фроловой, в ту пору отличника социалистического сельского хозяйства. По восемь раз в сутки приходит Анна Андреевна на ферму раздаивать отелившихся коров. Фактически живет на ферме. Возле рекордсменки Рюмки и вовсе ночевать оставалась. Таким был «секрет» рекордных надоев в группе Фроловой. «Ты у нас будешь Героем», – так заканчивает статью Кудряшов. И точно, стала Анна Андреевна Героем Соцтруда. В том же 1950-м году.
Наряду со штатными журналистами в те годы активно брали слово в газете специалисты, сельского хозяйства в особенности. Активно сотрудничала «Ленинская победы» с внештатниками и в годы, когда Константин Павлович возглавлял редакционный коллектив. Редактором «Ленинской победы» он был утвержден в декабре 1960 года, сменив на этом посту Валентину Федоровну Антонюк.
 До этого Кудряшов три года (с 1957-го) учился в Горьковской высшей партийной школе, после ее окончания недолго (три месяца) был ответственным секретарем многотиражки «Такелажник».
Коллегами К.П. Кудряшова по перу в разные годы были такие журналисты, как Зинаида Борисова, Муза Суркова, Николай Чугаев, Федор Стрельцов, Елизавета Тимченко, Александр Мокеев и другие.
 Любитель 
природы
Лучшим отдыхом от газетных дел Константин Павлович считал рыбалку. Рыболовом он был заядлым! По выходным семья ехала в Михалево. В этой деревушке жили родители Надежды Сергеевны Александра Васильевна и Сергей Дмитриевич Бугровы. Стояла деревенька между Ушаковом, Венцом и Подвязьем, ныне от нее и следа не осталось.
9 октября 1970 года, поздравляя К.П. Кудряшова с 40-летием «Ленинской победы», кто-то в поздравительной открытке шутя написал: «Будь редактором еще лет сорок – если будешь до конца любителем природы и неизменным рыболовом». Увы, ответственная журналистская работа сказалась на здоровье очень рано. В сентябре 1972 года у Константина Павловича случился инфаркт, в январе 1974 года – повторный. По этой причине пришлось оставить любимую работу. 
Отдушиной для Константина Павловича стал дачный участок. Собственным клочком земли Кудряшовы обзавелись уже в пожилые годы: им выделили шесть соток в садоводческом товариществе «Керамик». Далековато – почти у Крастелихи, но Константин Павлович на это не сетовал. На красной глинистой земле он умудрялся выращивать прекрасные урожаи, без устали ухаживая за грядками.
Встретиться с Константином Павловичем лично мне довелось лишь однажды – в редакции был устроен вечер к его 75-летнему юбилею. Это был 1998 год. Разговор с нами, молодыми в ту пору журналистами, случился мимолетный, но запомнились его добрые пожелания, и сам он – живой, доброжелательный, искренний человек. 
Вскоре, в октябре 1999 года, его не стало. Но осталась память.

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.