Две родины одного рода

У славной трудовой династии Чебриковых общий заводской стаж составляет 217 лет. И заработан он, как ни странно, в двух местах. Волей истории основатели династии породнились с заводом еще в Брянске, а продолжатели проторили к нему дорогу в Богородске, когда в 1941-м тот обрел военную прописку в нашем городе.

                                                                         По всему кругу
В ОКТЯБРЕ отметил свой 70-летний юбилей заслуженный ветеран ОАО «Богородский машиностроительный завод» А.В. Чебриков, который внес в трудовую копилку своей династии машиностроителей более 43 лет и очень дорожит ее историей. 
Между прочим, она и на Брянщине продолжается – на нынешнем Брянском машиностроительном заводе, выпускающем различные дизельные двигатели для судов и поездов. Там работают двоюродные братья и племянники Анатолия Васильевича.
– Всё начиналось там девяносто лет назад – в 1924-м, когда мой дед Сергей Петрович пришел работать токарем в тогда еще ремонтные мастерские, где восстанавливали боевую технику, которую доставляли с фронтов гражданской войны, – говорит он, показывая маленький старый пожелтевший снимок основателя будущей трудовой династии. – После окончания войны такой работы было много, да и новую армейскую технику надо было выпускать. И мастерские преобразовали в военный завод, оснастив самым передовым по тому времени оборудованием. Английские, чешские зуборезные, шлифовальные станки верно и долго служили и потом – на Богородском машиностроительном.

Анатолий Васильевич сообщил, что дальним родственником деда был тогда еще малыш (родился в 1923-м) Виктор Михайлович Чебриков, будущий партийный деятель и председатель КГБ СССР (1982 – 1988 гг.).
– Повзрослев, на завод стали приходить дети Сергея Петровича, – продолжает А.В. Чебриков. – Константин стал литейщиком, Василий и Михаил были токарями, Иван – слесарем, дочь Раиса – фрезеровщицей. Уже тогда о Чебриковых шла слава как о трудовой династии, охватившей весь круг профессий основного производства. 
                                                                         С заводом – в Богородск
РАЗМЕРЕННУЮ мирную жизнь разрушила начавшаяся Великая Отечественная война.
– Вскоре умирает мой дед. Его старшего сына Константина райком партии направил на организацию партизанского движения на Брянщине, – Анатолий Васильевич показывает единственную довоенную фотографию отважного дяди. – В отряде он был политруком. Погиб в 1942-м. Когда в пятидесятых годах установили в Брянске памятник героям-партизанам, на мраморной плите выбили и его фамилию.
Важная веха и сама эвакуация завода из Брянска в Богородск, ставший для рода Чебриковых второй родиной. Василий и Михаил со своими семьями приехали первым же эшелоном.
– Разгружали с платформ и сами же помогали устанавливать станки на едва приспособленных цеховых площадках, а потом сразу же включились в работу, были стахановцами, одними из лучших заводских токарей, – подчеркивает А.В. Чебриков. – Имея за плечами прежний опыт ремонта боевой техники, внесли свой вклад в возвращение в строй в ходе войны трех с половиной тысяч танков и бронемашин. За это завод в 1944 году был награжден орденом Ленина. Столь высокую награду богородчане получили единственными из ремонтных предприятий страны. Отец говорил, что у него в ту пору было две заслуги. Одна – что, не жалея сил, работал для фронта, для победы. Вторая мирная, согласно мужской заповеди – что в том же 1944-м родился я.
                                                                       Поступая по справедливости
– ОТЕЦ и сыновний долг до конца выполнил, поступил по справедливости, – особо отметил Анатолий Васильевич. – После войны дядя из Брянска прислал письмо, рассказав о судьбе моей бабушки Екатерины Петровны, которая вместе с дочерью и внуком четыре года оставалась в оккупации. Прежний двухэтажный дом взорвали, им пришлось рядом вырыть землянку. Кое-как сложили внутри печку – так и выживали. У нас самих-то в Богородске комнатка была 12-и метров (это уж потом дали побольше в заводском доме). Но где есть место четверым (отцу с мамой и мне с сестрой Татьяной), то и пятому найдется. Забрали бабушку к себе, ухаживали, радовались, гордились ее долголетием – ровесница Сталину, она дожила до 96 лет. Отца потом похоронили в той же могиле – мы ходим, прибираем, вспоминаем…
– Такого человека, как мой папа, нельзя было не уважать. Всегда брал с него пример и в чем-то повторил его трудовой путь, – продолжает А.В. Чебриков. – Из простых рабочих он уже в 1947 году вырос до начальника цеха по ремонту дизельных двигателей. А всего вместе с брянским периодом проработал на заводе 52 года. Ушел на отдых в 70-летнем возрасте – с должности начальника планово-производственного отдела. Занимал ее четверть века и многое сделал для совершенствования и развития производства. Его орденом Дружбы народов наградили.
– В кабинете не засиживался, всегда был на людях, – говорит Анатолий Васильевич, разглядывая снимки семейного фотоальбома, где его отец в цеху с рабочими или возле установленного танка «Т-34», или выступает на митинге как доверенное лицо депутата областного совета народных депутатов, бывшего директора завода Е.Э. Рубинчика. – Вместе со знаменитым машиностроителем, председателем заводского совета ветеранов войны и труда Д.И. Дворянкиным занимался сбором исторических материалов, экспонатов, оформлением стендов, чтобы создать и открыть музей предприятия, отразить в нем все вехи истории. Когда ездил в гости к родственникам, заглядывал на Брянский машиностроительный завод, который после войны обрел вторую жизнь. 
                                                                          С самых азов
– СЕЙЧАС родители стремятся сразу пристроить детей на теплые места, уберегая от жизненных трудностей, – рассуждает Анатолий Васильевич. – А в наше время считалось лучшим и правильным, когда молодежь начинала трудовой путь с самых азов, с рабочей закалки и обязательно со службы в армии. В 1962 году, когда я окончил десять классов в первой школе, мой отец руководил уже заводским планово-производственным отделом и мог меня пристроить куда-то в конторе. Но я и сам тянулся, как говорится, к железу, любил конструировать. И охотно пошел в инструментальный цех учеником слесаря-лекальщика. Работа нравилась. Помню, как через год меня всем цехом провожали в армию.
А.В. Чебрикову довелось служить в самом центре страны – в отдельном Кремлевском красно-знаменном полку  (нынешнем  президентском). С 1963 по 1966 год нес охрану у мавзолея В.И. Ленина, в правительственных зданиях и государственных резиденциях. До сих пор помнит, как выглядели 39 различных пропусков для входа в те или иные корпуса и залы. Нужно было знать в лицо всё окружение Н.С. Хрущева и ставшего в 1964 году новым лидером СССР Л.И. Брежнева. 
Многое сфотографировал своей «Сменой», в том числе приезжавших в Кремль всех первых космонавтов, выдающихся авиаконструкторов, запечатлел не только видимую простыми людьми парадную сторону службы, но и нелегкий армейский быт с регулярными строевыми и техническими подготовками, тренировками в стрельбе и спортивными соревнованиями. Он был секретарем комсомольской организации роты, тогда же вступил в партийные ряды.
Незабываемыми стали грандиозные майские мероприятия 1965 года – тогда впервые стали широко готовиться и отмечать юбилейные даты Великой Победы. За участие в первом праздничном параде на Красной площади Анатолию Васильевичу вручили памятную медаль.
                                                                        Родная проходная
ПО ВОЗВРАЩЕНИИ домой он вновь, на всю жизнь проложил стежки-дорожки к родной заводской проходной, вернулся в инструментальный цех, где с прежним рвением продолжил работать слесарем-лекальщиком.
А свободное время сполна отдавал общественным делам, участию в спортивных соревнованиях. Его избрали заместителем секретаря заводского комитета комсомола. За многолетнюю активную работу позднее наградили Почетным знаком ЦК ВЛКСМ.
Кстати, комитет комсомола возглавлял тезка А.В. Криворотов, с которым в дальнейшем они стали сподвижниками уже по работе в парткоме. А тогда вместе же заочно учились и окончили заводской филиал Навашинского судомеханического техникума.
Получив специальное образование, А.В. Чебриков остался на производстве – занимал различные инженерно-технические должности, стал мастером, потом старшим мастером, более пятнадцати лет руководил цехами – вторым, четвертым, потом родным инструментальным.
И все же жизнь, верность партийному долгу заставили вернуться на общественную стезю. Когда Криворотова назначили директором Богородского швейно-галантерейного комбината, в 1986 году Чебрикова избрали освобожденным секретарем парткома, которым он руководил до запрещения партийной деятельности в трудовых коллективах в 1991 году. И не бросил поспешно всю документацию, а, как и положено, сдал ее в архив, наглядные материалы, памятные книги, почетные грамоты, стенгазеты, фотостенды передал в заводской музей.
Далее, как и отец, Анатолий Васильевич долго работал в планово-производственном отделе – на должности заместителя начальника, к 300-летию Российского морского флота был награжден памятной медалью за подписью президента Б.Н. Ельцина.
В общей сложности более 43-х лет отдал заводу. Да и потом не раз приходил к родной проходной для участия в коллективных торжествах, митингах, шествиях, для работы в совете ветеранов-машиностроителей.
                                                                        И общие увлечения
У АНАТОЛИЯ Васильевича крепкая, дружная семья, которую он создал в 1970 году вместе с женой Валентиной Александровной, долгие годы работавшей главным бухгалтером Богородской кожгалантерейной фабрики. У них прекрасные дети – дочь Мария и сын Дмитрий, внуки Денис, Ксения, Илья. 
По мужской линии всех связывает не только преданность заводу (Дмитрий до службы в армии тоже начинал там свой трудовой путь), но и общая тяга к природе – к саду-огороду, к собирательству грибов и ягод, увлечению рыбалкой и охотой. 
У Чебриковых дома, что на ул. Огарева, на стене красуются рога лося.
– Ходил и на кабанов. Но теперь со своей охотничьей собакой добываю только уток, – говорит ветеран, а для пущей убедительности, что не шутит, достает из холодильника тушку добытой дичи. – Заядлыми охотниками были мои дед и отец. Я увлек сына, а потом и внука Илью, которому уже 16 лет, и он составляет нам компанию, когда ездим в окские луга под Венец и Подвязье. Со старыми заводскими друзьями на привале всегда вспоминаем, как вместе трудились, сколько делали и на производстве, и в социальной сфере, для общих городских нужд. И так важно и нужно всем нам, землякам, дорожить славной историей, добрыми традициями, начиная со своего семейного рода, династии. Ведь так?  

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.