Богородская Газета

Духовные скрепы рода Кулагиных

В Богородске в микрорайоне Западный одна из новых улиц названа в честь генерал-майора инженерных войск Е.В. Кулагина, заслуженного строителя России, почетного строителя Москвы. 
И это знаменательно. Прочные и надежные духовные скрепы навсегда связали с земляками славный род Кулагиных – настоящих созидателей и патриотов, оставивших заметный след в историческом развитии нашего города. 

По зову истории
В ДОМАШНИХ архивах семей Кулагиных, Гореловых, Грибковых, Мартыновых, Лосевых бережно хранятся старинные фотографии, документы, письма, открытки, очень интересные и дорогие, добрые свидетельства родственных связей. Многие документы переданы ими в Богородский исторический музей. 
А отдельная экспозиция там специально посвящена генерал-майору инженерных войск Е.В. Кулагину, заслуженному строителю России, почетному строителю Москвы. Сын отважного фронтовика, Евгений Васильевич своей честью и долгом, главной вершиной жизненного пути по праву считал непосредственное участие в возведении в столице России большого бело-
мраморного мемориального комплекса Победы на Поклонной горе, чтобы увековечить подвиг всех защитников Отечества. 
Живя в столице, Е.В. Кулагин часто посещал свою малую родину. Но в 2012 году в преддверии Дня Победы, 7 мая, остановилось сердце выдающегося представителя знаменитого богородского рода. 
Однако связи с нашим городом не ослабли. Постоянно приезжает дочь генерала Татьяна Евгеньевна Решедько. И этим летом в воскресный солнечный день вместе с нею и другими родственниками и друзьями сюда прибыли из Моск-вы и Н. Новгорода пятнадцать ветеранов-сослуживцев Евгения Васильевича. Собрались именно в историческом музее. 
Делегацию возглавлял вице-президент союза ветеранов Московского военного округа, генерал-лейтенант инженерных войск Ю.С. Путилин. Юрий Семенович служил вместе с Е.В. Кулагиным, а затем продолжил его высокопрофессиональное дело на посту заместителя командующего округом. Много доброго помнят о совместной службе с Евгением Васильевичем и дружной общественной работе председатель совета ветеранов строительного управления Московского военного округа полковник А.И. Слободян и его заместитель полковник М.А. Нотович.
В делегацию входил руководитель Нижегородского отделения совета ветеранов строительного управления Московского военного округа полковник 
Е.Г. Семеняк. Были также полковники Т.Т. Курбанов, В.Н. Кулешов, Н.П. Успенский, И.М. Литовский, начальник строительно-монтажного участка Нижегородского УНР подполковник О.Н. Перваков и другие ветераны – офицеры армейских военно-строительных подразделений. Для них наш земляк был не просто старшим по званию. Все ценили Евгения Васильевича как увлеченного вожака и знатока строительства и расквартирования войск, требовательного и заботливого организатора жизни и быта военнослужащих, внимательного и радушного «отца и деда» всех подчиненных солдат и командиров.
«Спой песню, 
как бывало…»
ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ родился в Богородске в декабре 1927 года. Всё детство провел на ул. Свердлова, в кирпичном доме № 105. Тот был построен до революции его умелым дедом-ремесленником И.Н. Кулагиным и имел подземный переход к возведенной рядом кожевне, где вся семья занималась выделкой кож. 
Отец Василий Иванович Кулагин, родившийся в феврале 1904 года, был четвертым ребенком у родителей, которые имели двух сыновей и трех дочерей. Все в той или иной степени овладели секретами кожевенного мастерства, в том числе и он, связав в дальнейшем свою жизнь с раскройным цехом шорно-седельной фабрики (швейно-галантерейным комбинатом), где с 1935 по 1967 год руководил раскройным цехом. Перерыв в работе был только один – военный.
Судьба В.И. Кулагина сложилась в духе нового советского времени – после революции он порвал со своим достаточно благополучным прошлым и активно включился в созидание нового общества, стал комсомольцем. Женился на такой же романтичной и решительной сверстнице. Юлия Васильевна потом стала банковской служащей и сорок лет отдала этой важной работе. Но тогда они были молоды и бескомпромиссны. И первое, что сделали после свадьбы, – выкинули на улицу все пуховые перины и подушки, подаренные им роднёй, вели спартанский образ жизни.
У Василия Ивановича всегда были самыми любимыми комсомольские песни своей молодости и, конечно же, «Песня о первом пионерском отряде», которая начинается словами:
Снова я вспоминаю, как песню, 
Пионерии первый отряд, 
Вижу снова рабочую Пресню  
И веселые лица ребят. 
Этих воспетых красногалстучных ребят наяву увидел в начале далекого 1923 года его друг и товарищ секретарь Богородского райкома комсомола Дмитрий Вьюгин. Тот тогда побывал в Москве – подробно познакомился с деятельностью первого пионерского отряда страны, который был организован как раз на Красной Пресне при школе фабрично-заводского ученичества. Вернувшись из столицы, он проникся такой же идеей и, хорошо зная энергичного и инициативного Василия Кулагина, именно ему на бюро райкома дал поручение «стать первым запевалой» и организовать пионерский отряд в родном Богородском. 
Вместе с ним и инструктором физкультуры Аркадием Шпенковым обошел все село. Откликнулись 30 мальчишек и девчонок. 15 апреля 1923 года стало датой рождения отряда имени Спартака и всей Богородской пионерской организации, в которой вскоре было уже пять отрядов.
Позднее мать рассказывала сыну Евгению, как многие, в том числе родственники Демарины, увидев ведомых его отцом марширующих пионеров, неодобрительно плевались вслед. Но Кулагин не обращал на это внимание, проводил со своими орлятами спортивные и военные игры, занимался ликбезом среди неграмотных, устраивал воскресники, воспитал из них прекрасных комсомольцев, стоял горой за каждого и потом дал всем свои рекомендации для вступления в ВЛКСМ.
Позднее в своей статье в районной «Ленинской победе» В.И. Кулагин прямо говорил, что «никогда не забыть то трудное, но прекрасное, полное романтики время, наш первый отряд, все пионеры которого стали полезными для общества людьми: преподаватели М. Ерохин, М. Фадеева, Ф. Баталов, врачи Р. Рекунова, Р. Шерешевская, акушерка З. Калашникова, медсестра А. Язькова, воспитательница А. Сазанова, передовая работница Т. Любимова, химик А. Батанина и другие... Они много потрудились во славу Родины. Геройски погибли В. Котельников, А. Шпенков, Б. Проскуряков, А. Борисов, А. Кутянин, Н. Пасхин, Ф. Березин, В. Лосев. Все они были командирами, а первую закалку получили в отряде юных пионеров».
В те годы среди детей было много беспризорных. Комсомольцы брали их под свою опеку. В 1925 году для беспризорников открыли детдом на ул. Урицкого, и первым заведующим стал именно В.И. Кулагин. Двадцатилетнему комсомольцу доверили перевоспитание свыше восьмидесяти 14–16-летних сорванцов. Было непросто приучить их к порядку и дисциплине, увлечь учебой, общественной работой, привить трудовые навыки. Но уже через год Богородский детский дом стал «пионерским» (тогда присуждали такое почетное звание) и вошел в число самых примерных в Нижегородской губернии.
Пройдя сквозь шторм и дым…
ДИРЕКТОР Богородского музея М.А. Смирнова познакомила военных гостей с большой экспозицией, посвященной истории районной пионерской организации, у истоков которой стоял В.И. Кулагин.
Первыми, кто во всем брал с него пример, были, конечно же, его сыновья – Владимир (в Великую Отечественную он, танкист, гвардии лейтенант, храбро участвовал в сражениях на Курской дуге, погиб в бою 16 апреля 1944 года на Украине в Ивано-Франковской области) и младший Евгений, который застал войну в юношеском ученическом возрасте и вместе с ровесниками рано повзрослел, преодолевая все ее трудности, горести, острую горечь потерь родных и близких людей.
Дружбой с Василием Ивановичем гордился и после войны всегда приезжал в гости, часто созванивался и переписывался Герой Советского Союза 
В.А. Шубин. В молодости под влиянием Кулагина он вступил в комсомол, потом вместе с ним в 1926-1927 годах проходил армейскую службу в артиллерийской школе, несколько лет бок о бок работал в коллективе шорно-седельной фабрики (Шубин был мастером в пошивочном цехе 
№ 4, диспетчером цеха № 10, откуда ушел на финскую войну). 
Василий Иванович вспоминал, как на его глазах взрослели и мужали двое других славных земляков – молодых фабричных тружеников и общественников М.А. Родионов и М.В. Салов, которым он в 1938 году дал свои рекомендации и вручил комсомольские путевки в летное училище. В войну смелые асы за свои ратные подвиги в небе посмертно были удостоены звания Героев Советского Союза.
В.И. Кулагин и сам в числе первых отправился на фронт. В своем военном дневнике он записал: «К вечеру 22 июня мне принесли повестку из военкомата. Утром 23-го я быстро получил на фабрике расчет, собрался, простился с семьей и поспешил в Горький в часть, к которой приписан, – в 566-й артполк». 
С ним Василий Иванович и выехал на фронт. Вначале верил, что война будет короткой, а она растянулась на долгих четыре года, заставив всех, как в комсомольской песне, пройти сквозь шторм и дым.
В своих фронтовых дневниках буквально по дням капитан В.И. Кулагин описал, как с июня по сентябрь участвовал в беспрерывных боях с наступавшими фашистами. Зимой было еще тяжелее. В одной из заметок фронтовой газеты, выписки из которой хранятся в городском музее, рассказывалось о нашем земляке, что «смерть дышала в затылок и заглядывала в глаза. В декабре 41-го – это были глаза гитлеровца, кричавшего ему: «Рус, сдавайся!». Но он не сдался, а прорвался с гранатой через окружение».
Т.Е. Решедько, внучка Василия Ивановича, показала собравшимся те семь фронтовых дневников, которые он урывками в минуты затишья стершимся карандашом вел о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах, глубоко размышляя о силе духа своего стойкого и храброго поколения. 
– Листая военные дневники, поражаешься, сколько пришлось пережить фронтовикам, побывать в кровавом аду и остаться людьми, добрыми, нежными, открытыми, не озлобиться на судьбу и думать о светлом будущем, – подчеркнула Татьяна Евгеньевна.
 Многие записи даже с лупой сейчас тяжело разобрать, но она не оставляет усилий всё дотошно переписать и намерена издать отдельной книгой, а сами дневники передать в Богородский музей. Причем их точную документальность ее дедушка подтвердил разысканными им после войны картами оборонительных и наступательных операций той фронтовой поры.
От школьного порога
ПРИЕЗЖАЯ на малую родину, генерал-майор Е.В. Кулагин первым делом всегда спешил на кладбище поклониться памяти отца, приводил в порядок могилу, заходил в городской музей, чьи экспозиции возвращали его в детство и юность, в тяжелые военные годы, в славное прошлое Богородска, который дал путевку в жизнь и Евгению Васильевичу.
После музея все собравшиеся посетили среднюю школу № 3, где Евгений постиг азы образования, а когда в войну там организовали госпиталь, перешел в школу № 1, находившуюся на улице Свердлова. 
Е.В. Кулагин часто вспоминал уроки Н.Н. Симакова, А.И. Голубева, П.И. Махлоновой, свое участие в пионерской и комсомольской работе. Членом ВЛКСМ он стал, как только ему исполнилось четырнадцать лет, в военном 1942 году. Принимала в комсомол первый секретарь горкома Н.А. Пчелина. Для него это было особенно дорого и трепетно, так как Нина Алексеевна жила в соседнем доме, их семьи дружили, она хорошо знала способного подростка и, по сути, стала наставницей на всю жизнь. 
Т.Е. Решедько вспоминала, что в каждый приезд в Богородск они навещали Нину Алексеевну. Ведь, как и отец, Татьяна Евгеньевна в юности тоже училась в средней школе № 3, а самыми желанными были уроки русского языка и литературы, которые вела добрая и чуткая соседка Н.А. Пчелина, замечательный преподаватель, заслуженный учитель РСФСР.
Сейчас у старинного дома, построенного до революции кустарем-кожевником И.Н. Кулагиным, новые хозяева, и они уже возвели из стеновых блоков второй этаж. При этом сохранили прежний фундамент и кирпичную кладку первого этажа. Она сложена на века. И гости сфотографировались на этом фоне. А полковник Анатолий Иванович Слободян вспоминал, как был здесь – в советские годы во время служебной командировки вместе с генералом навещал его милую и радушную маму Юлию Василь-евну.
– В войну при всех житейских тяготах и нехватках она удержала сына от желания оставить учебу и пойти на фабрику, чтобы тоже зарабатывать на хлеб, – подчеркнула Т.Е. Решедько. – А когда в 1944 году он окончил девять классов, уговорила воспользоваться возможностью поступления в вуз. Тогда Горьковский строительный институт объявил прием студентов, имеющих неполное среднее образование. 
И мой отец так и сделал, успешно сдал экзамены. А по окончании института в 1949 году выбрал дальнюю романтичную точку на карте – дорога от школьного порога привела его на станцию «Зима», где разворачивалось строительство крупного гидролизного завода. Там он встретил свою вторую половину Лилию Алексеевну. А в 1952 году у них родилась я. Помню, когда меня брали на работу преподавателем Новосибирского электро-технического института, я с гордостью заявляла, что родом с той же «Зимы», как и поэт Евгений Евтушенко!
По сталинскому призыву
– В ТОТ ЖЕ ГОД началась уже не гражданская, а военно-строительная полоса судьбы моего отца, – продолжает Татьяна Евгеньевна. – Дело в том, что был объявлен сталинский призыв в Военно-Воздушные Силы, а параллельно набирали специалистов для строительства авиационных объектов, которые стали использовать и для развития космонавтики. И 24 года (до 1976-го) отец «колесил» по Сибири – руководил подразделениями инженерно-строительных войск, возводивших объекты и коммуникации, военные городки в Иркутске, Красноярске, Новосибирске, на о. Диксон, под Норильском, Хатангой, Игаркой, в Туве, Хакасии, на Алтае, возводил аэродромы для ВВС, в том числе и в Монгольской Народной Республике, строил первые шахты для подземных пусков баллистических ракет, а также первые станции космической связи с кораблями, запущенными с космодрома «Байконур». 
Богатый сибирский и забайкальский опыт генерала-строителя был востребован. 
В 1982 году он был назначен заместителем командующего войсками Московского военного округа. А в 1986-м, в страшный период катастрофы на Чернобыльской АЭС, именно его мобилизовали для организации всех подготовительных работ по строительству спасительного защитного саркофага.
Евгений Васильевич дослужился до должности заместителя командующего инженерно-строительными войсками страны. Уйдя в отставку в звании генерал-майора, он работал экспертом при министерстве обороны, а позднее был «мобилизован» Москвой на возведение мемориала на Поклонной горе. Закончил трудовую деятельность в строительном управлении Московского военного округа в 80 лет – в 2007 году. И позже отдавал все силы общественной работе в окружной ветеранской организации.
Наш земляк всю жизнь строил, созидал. Он был отмечен многими правительственными наградами – орденами Красной звезды, Трудового Красного знамени, «За службу в Вооруженных Силах» III степени, тринадцатью медалями, в том числе «За безупречную службу» (трех степеней), «За спасение погибавших» (за действия в Чернобыле), двумя медалями Монголии. Евгений Васильевич удостоен званий «Заслуженный строитель РСФСР» и «Почетный строитель города Москвы».
От имени военных строителей полковник А.И. Слободян передал в Богородский музей красивый памятный адрес с историческим обзором созидательных деяний и славной судьбы Е.В. Кулагина, а вице-президент союза ветеранов Московского военного округа генерал-лейтенант Ю.С. Путилин подарил прекрасно иллюстрированный фотоальбом, изданный к 95-летию строительного управления округа, где помещено много служебных снимков с Евгением Васильевичем. 
А сейчас ветераны собирают материалы, чтобы выпустить большую книгу к вековому юбилею своего стройуправления 
(в 2018 году). И, несомненно, отразят в ней всё, что почерпнули из поездки в Богородск, на родину выдающегося военного организатора, их наставника 
и воспитателя.

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.