С семьей Жуковских мы были добрыми соседями. Жили в одном доме 270 по улице Ленина, в одном подъезде, на одном этаже, на одной лестничной площадке, у нас квартира 10, у них 11. Любимая внучка Иосифа Васильевича и Клары Ивановны училась в одном классе с моим сыном в школе № 3 все десять лет.
Леночка – только так Иосиф Васильевич называл свою внучку. Она росла в их семье, и он душу вкладывал в ее воспитание, любил ее очень, она была для него свет в окошке.
Мне часто приходилось бывать у Жуковских по разным поводам: то решение каких-то бытовых вопросов, касающихся наших детей, то проконсультироваться по вопросам здоровья, да и вообще поговорить с Кларой Ивановной за чашечкой кофе о том, о сём. Интересы тут у нас с ней совпадали. Иосиф Васильевич, придя с работы, иногда тоже подключался к нашим разговорам. Я часто спрашивала соседа, видя его усталость, как прошел рабочий день, много ли ему сегодня приходилось оперировать и были ли серьезные случаи. Он иногда отшучивался, что разрезал одно «брухо», так он произносил с белорусским акцентом слово «брюхо». Как он сам говорил шутя: «Я хирург по «бруху».
Бывало, что на Новый год, на день рождения или на 8 Марта Иосиф Васильевич приходил к нам, чтобы выпить бокал шампанского за праздник. В такие моменты он был душой компании, остроумно шутил, умел поддержать любой разговор, песню, сделать комплимент дамам, с ним было просто и весело. Умный, чуткий, обаятельный человек!
Может быть, не все знают, что в быту он многое мог сделать сам, своими руками. Бывало так, что перед Новым годом Иосиф Васильевич, договорившись с каким-нибудь председателем колхоза, ехал в колхоз, чтобы купить мяса. Из мяса он сам готовил домашнюю колбасу: весь процесс от начала до конца самостоятельно. Мне не раз приходилось наблюдать за его работой, в результате которой на перекладине на небольшой кухне вялились колбасные «кренделечки», сделанные быстрыми и ловкими руками.
Он мог постучать в дверь и сказать: «Соседушка (так он меня называл), иди к нам, попробуй мои изделия!»
И мы вместе пробуем сделанную им домашнюю колбасу. Вкусно, даже слюнки текут!
Жили хорошо, дружно.
Вспоминаю, как возвратилась из ключищинских лесов домой с грибами. Раздеваюсь и обнаруживаю в мягких тканях непрошеного гостя – клеща. Он уже надулся. Страшно, что делать? Иду к Жуковскому . Иосиф Васильевич качает головой, берет пинцет, проводит «операцию», говорит: «Жить будешь, но надо понаблюдать недельки две». Соглашаюсь.
Или в один из вечеров возвращаюсь с семинара из Н. Новгорода. В транспорте почувствовала себя плохо: озноб, тошнота, боль. По дороге на ходу съела пирог, подумала – отравилась. Иду к Жуковским – помогите, скажите, что принять. Иосиф Васильевич говорит мне: «Ложись и показывай свое «брухо». Я ему: «Что Вы, я просто съела что-то не то». В приказном порядке командует: показать живот.
«Клара, да у нее аппендицит, вызывай скорую». Я ему: «Что Вы, я не могу, у меня мероприятие». Он: «Не бойся, сегодня дежурит Олег Николаевич Рылько – все будет хорошо». И отправил меня в больницу. В диагнозе Иосиф Васильевич не ошибся. Перед самой операцией и сам пришел, чтобы поддержать меня в эту минуту. Иногда очень важны для человека одно доброе слово или добрый взгляд в поддержку.
В последние дни своей жизни, будучи тяжело больным, он все еще продолжал ходить на работу – без нее не мог. Я слышала за дверью его тяжелые шаги по лестнице, тяжелое дыхание, выходила его поприветствовать, спрашивала: «Что, Иосиф Васильевич, вы опять оперировали?» Он показывал мне свои руки, сжимая и разжимая пальцы: «Нет, соседушка, руки не те, не те уже. Только консультирую». Мне было больно смотреть на этого сильного, могучего человека.
Светлая память о человеке с большой буквы, Иосифе Васильевиче Жуковском, сохранилась на всю жизнь. А еще напоминают о нем деревья во дворе дома 270 по ул. Ленина, которые он сажал, клумбы, разбитые у самой изгороди, да еще целый сад у хирургического отделения ЦРБ. Он очень любил ухаживать за деревьями и цветами.
Мимо его обелиска на кладбище равнодушно не пройдет ни один богородчанин, каждый поклонится этому замечательному человеку, блестящему специалисту.
А внучка его, Леночка, работает тоже в медицине. Вышла замуж, родила двоих детей. С моим сыном и его семьей они по-прежнему добрые друзья.