«В месте удивительно тихом, спокойном, ограниченном с трёх сторон береговой кручей, раскрытый в сторону окского простора, стоит Дудин монастырь». Эта красивая фраза принадлежит не поэту, не лирику, человеку, чья профессия называется программист.
– Я не гуманитарий, – говорит он про себя, но в его душе уже давно живёт любовь к истории. – Прежде всего к истории родного края, к березопольской земле, – уточняет мой собеседник.
Его зовут Максим Гиниятулин, он богородчанин, в 2006 году окончил школу № 1, затем учился в университете, сейчас живёт и работает в Москве. В один из его приездов в Богородск мы познакомились, и Максим показал мне фото своего прадеда С.В. Тарасова. Фотография начала XX века заинтересовала меня, Максим при этом произнёс:
– Я собираю фотографии своих предков. У меня на сегодняшний день около 300 фото прямых и кровных родственников. Оригиналы и копии – мне всё дорого, что связано с историей нашей семьи. Самые старые фотографии датируются концом XIX века.
Максим говорил это спокойным тоном, но чувствовалось – былое его интересует, прошлое его родственников ему очень дорого.
Историей Максим Гиниятулин увлёкся ещё будучи учеником начальных классов.
– Две вещи в этом направлении меня сподвигли, – поясняет он. – Во-первых, моя сестра увлеклась родословной королей, и мне тоже стало любопытно. И во-вторых, удивило генеалогическое древо династии Романовых. Древо было изображено на большом плакате, а плакат висел в школьном кабинете истории. Долго я просидел, срисовывая его, записывая годы жизни царей. Дома у меня хранилось несколько старинных монет. Используя свой рисунок, я узнавал, при каком царе появилась та или иная монета.
В средних и старших классах любимым предметом Максима стала физика. Успевающий на одни пятёрки по физике, призёр олимпиад, мой собеседник не утратил интереса к истории. Как-то друг принёс ему книгу местного журналиста Н.А. Пчелина «Свет погасшей звезды».
– Я влюбился в стиль его написания, – говорит М. Гиниятулин. – Краеведение захватило меня, захотелось узнать о своей земле больше. Стал искать книги, статьи в газетах, по воскресеньям ходить в наш музей, заниматься под руководством М.А. Смирновой. Составляя уже своё родо-словное древо, собрал обширный материал.
В 10-м классе при помощи учителя истории В.Н. Алешутиной написал исследовательские работы по темам: «Моя родословная» и «История Дудина монастыря». Печатался в приложении к «Богородской газете» «Моё Березополье». И главное понял – нет истории интересней, чем история малой родины, нет ничего дороже, чем сохранённая память о предках.
Повзрослев, Максим открыл для себя ещё один источник знаний о прошлом.
– Источник, без которого немыслима бы была дальнейшая работа в этом направлении, – утверждает М. Гиниятулин. – Название источника – архив. Вот где «прячется» до поры живая история, вот где прикасаешься к ней, где буквально переносишься в другое время, начиная понимать и ощущать, как жили люди тогда, какие у них были проблемы и радости, как выглядело всё вокруг.
Мне довелось поработать в Богородском архиве, посмотреть похозяйственные книги начала XX века, метрические книги, рекрутские списки.
В Государственном архиве Нижегородской области читал ревизские сказки.
В планах (уже поставлен на очередь) работа в Российском государственном архиве древних актов (г. Москва). Там интересны мне дозорные книги XVI–XVIII веков.
Максим Гиниятулин – личность не только увлечённая, но и работоспособная и дотошная. Компьютерная версия его генеа-логического древа содержит 881 (!) персону, и древо продолжает «расти».
В какой-то момент нашего разговора я понимаю, что история для моего собеседника вовсе не увлечение – это его частичка. Нет, часть – значительная, в чём-то определяющая его жизнь. А Максим продолжает:
– Я сейчас покажу вам самые дорогие фото. Вот фотография прадеда матери Михаила Ивановича Фролова – солдата царской армии. Она датируется 1900 годом, а погиб он в начале XX века.
Вот фото прабабушки матери Анны Александровны Фроловой – крестьянки, скорее всего из деревни Высоково. Время съёмки – конец 30-х годов XX века.
Если смотреть фото отцовской линии, очень дорожу фотографией прадеда Михаила Сергеевича Тарасова. Единственной. Сам Михаил Сергеевич погиб на войне.
Также интересна фотография прапрадеда Сергея Васильевича Тарасова. Если делать к ней пояснительную подпись, то написал бы: «Кудрёшки. Усад. 10-е годы XX столетия».
От фотографий переходим к фамилиям. И тут Максим неутомим!
– А ведь сначала у крестьян были клички, примерно до 1857 года, и только потом появились фамилии, – рассказывает он.
– Фамилия Тарасовы – производная от имени Тарас. Живший в начале XIX века в Кудрёшках Тарас Агапов (Агапов – отчество, сын Агапа) мой пять раз прадед. Все его потомки получили фамилию Тарасов.
Фамилия Селяковы, вероятнее всего, происходит от слова «селяки», то есть первопоселенцы.Бодровы, Миловы, Бариновы произошли от деревенских кличек.
А потом Максим рассказал о своей мечте. Он хочет создать интерактивный альбом. Фотографии родственников, рассказы о них должны быть в нём. Работы край непочатый, но в данном случае и глаза не боятся, и руки делают, и опыт имеется.
Вот отрывок из исследовательской работы Максима Гиниятулина «Моя родословная»:
«… по линии матери моя бабушка П.З. Воронова и её родная сестра М.З. Зенцова были в малолетнем возрасте насильно угнаны в Германию. Они родились на Украине в селе Янывка Кировоградской области Александровского района.
В 1943 году их привезли в немецкий город Штадгарт. Привезли ночью, определили в лагерь, который был построен ещё в 1938 году. Утром их погнали работать на лесопилку.
Через два месяца её увезли в город Свинемюнде, который был рядом с секретным военным полигоном Пинемюнде – там проходили испытания немецкие баллистические ракеты ФАУ-2… 5 мая 1945 г. пришло освобождение. Предстояла долгая дорога домой».
Чтобы завершить начатое дело, Максиму Гиниятулину предстоит долгий, кропотливый труд. Окончив университет им. Лобачевского в Нижнем Новгороде, он получил специальность, которая называется «Прикладная информатика в экономике». Увлёкшись однажды историей, мой собеседник узнал, что такое любовь. Любовь к земле, на которой ты родился и вырос; к предкам, начавшим твой род, к окскому берегу – удивительно тихому, хранимому в сердце.
Наша беседа подошла к концу, Максим произнёс:
– Очень хочется обратиться к молодёжи. Задумайтесь уже сейчас, ребята и девушки. Не теряйте времени, поинтересуйтесь историей своей семьи. Это так интересно! Это так важно! Ведь вам предстоит стать хранителями памяти и когда-то рассказать о предках своим детям, чтоб связь времён и сердец не прервалась.