Аркадий Лапшин и его семья

«Богородская газета» благодаря нашим внештатным авторам и читателям тоже стала связующим звеном в сохранении памяти о земляке, отважном разведчике Аркадии Ивановиче Лапшине

Необычная встреча
28 сентября в «Богородской газете» под рубрикой «Память: годы, люди» была напечатана статья богородчанки Оксаны Коконовой «Настоящий человек Аркадий Лапшин». По воле случая, а скорее по зову памяти, в этом году она встретилась в автобусной экскурсионной поездке с человеком, который собирает материал и издал книгу об участниках Великой Отечественной войны, разведчиках. Среди них был и уроженец Богородского района А.И. Лапшин. Владимир Николаевич Алексеев считает делом своей жизни рассказать правду «о героях былых времен» и сохранить память о них для будущих поколений. Он попросил богородчан Евгению Борисовну Коконову и ее дочь Оксану помочь разыскать родственников отважного бойца, командира взвода пешей разведки 348-го стрелкового полка 51-й стрелковой дивизии, который был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию (РККА) Богородским райвоенкоматом в ноябре 1942 года из деревни Шуклино Богородского района Горьковской области. 
Оксана Коконова, еще учась в средней школе № 3, не раз писала в нашу газету статьи, которые отличались глубиной раздумий, безупречной грамотностью и авторской позицией. В этот раз она тоже использовала не только конкретные сведения, факты, но и личные впечатления от необычной встречи в местах, где шли кровавые бои с фашистами за каждую пядь земли. И попросила откликнуться всех, кому что-либо известно об Аркадии Ивановиче Лапшине и связаться с ней по телефону, который она сообщила редакции.  
Познакомились благодаря газете
Отклик не заставил себя долго ждать. В редакцию позвонила внучка А.И. Лапшина И.Ю. Тихонова из Дзержинска. Ирина Юрьевна  рассказала, что в деревне Шварихе летом в родительском доме живут две дочери Аркадия Ивановича Валентина Аркадьевна Прибылова и Людмила Аркадьевна Болдычева. «Богородскую газету» со статьей об их отце им принесла соседка Валентина Петровна Николаева. 
После телефонного разговора с родственниками погибшего в боях при освобождении Белоруссии А.И. Лапшина автор книги «В пешей разведке» В.Н. Алексеев выразил желание увидеться с ними. 
– Мы встречали Владимира Николаевича и его жену с большим трепетом, – поделилась впечатлениями И.Ю. Тихонова. – Собрались все вместе в квартире младшей дочери Людмилы Аркадьевны. Оказалось, что Надежда Георгиевна Шубина – дочь фронтового друга нашего отца и деда Аркадия Ивановича Лапшина Георгия Георгиевича Шубина. Она лично слышала от него рассказы о боевых друзьях, в том числе о смелом разведчике Аркадии Лапшине, с которым вместе ездили с фронта домой в отпуск.
Гостям были интересны воспоминания, документы, сохранившиеся в нашей семье, и особенно книга «Навстречу утренней заре» под редакцией генерал-лейтенанта П.К. Ермашкевича, изданная в 1971 году в Москве военным издательством министерства обороны СССР, и статья В.М. Пескова «Он был разведчиком», напечатанная в газете «Комсомольская правда» к Дню Победы в 1965 году. Владимир Николаевич подарил обеим дочерям Аркадия Ивановича Лапшина свою книгу «Взвод пешей разведки». Расставались мы как родные, близкие люди. Спасибо Оксане Коконовой и «Богородской газете», благодаря которым эта незабываемая встреча состоялась. 
Последнее свидание
Дочери Аркадия Лапшина Валентина, 1938 года рождения, и Людмила, 1940 года рождения, знают об отце из рассказов мамы Екатерины Семеновны Лапшиной (Чеботаревой). Она родом из Шварихи. После окончания Павловского педагогического училища работала учителем начальной школы в деревне Шуклино. Здесь и познакомилась с одногодком (оба 1917 года рождения) Аркадием Лапшиным, который был красивым, статным парнем, работал трактористом, потом бригадиром тракторной бригады. Поженившись, молодые снимали небольшую комнату в деревенском доме. И были счастливы, если бы не война… Аркадий Лапшин, по рассказам боевых товарищей, бесстрашно мстил фашистам, которые нарушили мирную жизнь советских людей и заставили их взяться за оружие. За смелость и отвагу в боевых операциях с ноября 1942-го по июль 1944 года на Северо-Западном, Западном и Прибалтийском фронтах он, командир отделения, а затем командир взвода пешей разведки стрелкового полка, был награжден медалью «За отвагу» и тремя орденами: Славы III степени, Красной звезды и Отечественной войны II степени. Последним – за несколько месяцев до своей гибели. 
Екатерина Семеновна до конца своих дней жила воспоминаниями о последнем свидании с мужем, которое стало для обоих подарком судьбы. Это было в марте 1944 года. Поздно вечером молодая женщина услышала стук в окно, а затем в дверь и вскоре оказалась в объятиях мужа. Всего несколько дней они провели вместе, и вновь надо было расставаться. Аркадий спешил в назначенный срок вернуться в полковую разведку. До края деревни его провожали жена с детьми, родственники и многие жители, а потом колхозная лошадь понесла его в санях по мартовскому снегу в неизвестность. 
Как, наверное, тяжела ему была эта разлука. Очень переживал, что мама Мария Григорьевна Лапшина после гибели на фронте в январе 1944 года брата Николая слегла, не вставала. 
Аркадий, приехав в отпуск домой, сначала навестил ее и отца Ивана Максимовича. Наказывал сестре Зине и младшим братьям беречь родителей. 
Самому Аркадию Ивановичу не суждено было покоить старость дорогих ему людей, стать опорой жене, воспитывать дочерей. Он погиб через четыре месяца, 11 июля 1944 года, спасая раненого товарища, и похоронен в братской могиле в Витебской области, на границе Белоруссии и Латвии. Имена Н.И. и А.И. Лапшиных занесены в областную Книгу памяти и на обелиск погибшим землякам в нашем районе. 
Как связующее звено
Откликнулась на статью Оксаны Коконовой в нашей газете племянница А.И. Лапшина, богородчанка М.В. Жаворонкова (Лапшина). 
– Мой папа Василий Иванович был родным братом Аркадия Ивановича Лапшина, – рассказала Мария Васильевна. – Со слов моей мамы Антонины Васильевны, дед Иван Максимович Лапшин считался крепким хозяином, сплавлял лес по реке. В жены себе взял девушку из очень бедной семьи. Добрая, заботливая Мария родила ему 11 детей, девять из них остались живы – восемь парней и одна дочь. Мои родители поженились в 1948 году и жили в Шуклино в доме Лапшиных. К тому времени Марии Григорьевны уже не было в живых, она умерла вскоре после того, как второй раз проводила Аркадия на фронт. Было ей всего 53 года. Иван Максимович после нее прожил недолго, в 1948 году его похоронили рядом с женой на кладбище в селе Арапове. 
С моими родителями жили трое младших братьев – Иван, Михаил и Александр. Они остались без отца и матери еще подростками и стали по сути их старшими детьми. Все получили специальность в Дзержинском профтехучилище, там жили и работали. Приезжали в родительский дом в Шуклино. Семья моего отца Василия Ивановича Лапшина стала как связующее звено для многочисленных родственников. В июле на престольный праздник в честь Петра и Павла у них собиралось до сорока человек. 
С женой брата Аркадия Екатериной Семеновной папа и мама очень дружили. Она была приветливой, радушной, на вдовью судьбу не жаловалась. Получив похоронку на мужа, с детьми переехала из Шуклино жить к матери Марии Яковлевне Чеботаревой в деревню Швариху. Дочери она ничем помочь не могла, так как сама болела и требовала ухода. Екатерина Семеновна работала в школе и дома, не зная сна и отдыха, но никогда не унывала, наоборот, находила силы поддерживать других. 
Род Лапшиных продолжается 
Еще при жизни Екатерины Семеновны Лапшиной ее внучка Ирина, будучи школьницей, пыталась составить древо семьи. Так она узнала, что два брата бабушки Александр Семенович и Илья Семенович Чеботаревы тоже воевали в Великую Отечественную войну. Первый пропал без вести, а второй пришел весь израненный и прожил недолго, до 1951 года. 
Е.С. Лапшина была человеком скромным. Но ее труд на благо Родины не остался незамеченным: она, сельская учительница, награждена медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» и «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». 
Род Лапшиных Аркадия Ивановича и Екатерины Семеновны продолжается: трое внуков, четверо правнуков. Правнучку, родившуюся в 2006 году, назвали Екатериной. В семье брата Ивана Ивановича Лапшина сыну дали имя Аркадий. 
72 года спустя…
В редакцию газеты прислал благодарность за публикацию материала о разведчике А.И. Лапшине член Союза писателей РФ, заслуженный работник образования Московской области, почетный гражданин Петушинского района Владимирской области, кандидат исторических наук В.Н. Алексеев.
– Газета помогла мне найти двух дочерей и двух внучек Аркадия Ивановича, – написал Владимир Николаевич. – Считаю своим долгом сообщить читателям об этом событии и о том, как прошла наша встреча в городе Дзержинске. 
Несколько лет назад, задумав воскресить имена солдат Великой Отечественной войны, я стал собирать сведения о разведчиках взвода пешей разведки 348-го стрелкового полка 51-й Витебской стрелковой дивизии. Мой тесть Георгий Георгиевич Шубин был командиром этого взвода, и в нашей семье сохранились газеты, фотографии, письма, документы времен той страшной войны. Мне казалось, что при помощи архивов и интернета легко будет узнать и имена, и биографии всех красноармейцев этого взвода. 
Но я так и не смог найти поименного списка, а в наградных листах не было ни домашних адресов, ни имен жен, матерей боевых товарищей Г.Г. Шубина. 
Пришлось съездить в Белоруссию, где воевали разведчики. Пришлось ходить по деревням полоцкой земли, искать старые лесные дороги, расспрашивать старожилов, в домах которых жили советские солдаты. В Полоцком музее боевой славы удалось найти редкие фотографии и письма. 
В конце концов книга «Взвод пешей разведки» стала складываться. Но в ней преобладали описания боевых действий. О том же, что стало с разведчиками к концу войны, писать было почти нечего. Выжили ли они, погибли ли, остались ли у них семьи? На эти вопросы наградные листы не давали ответа. 
Во взводе пешей разведки больше всего было уроженцев Кировской и Горьковской областей. Например, призванный Горьковским военкоматом П.М. Данилов был отличным снайпером, он лично уничтожил около 100 фашистов, был представлен к званию Героя Советского Союза. Но остался ли он жив, мне не известно. 
Я рад, что благодаря «Богородской газете» многое узнал об Аркадии Лапшине из деревни Шуклино Богородского района. Его дочери Валентина и Людмила показали нам письмо с фронта – небольшой исписанный карандашом листок бумаги. «Ой, это же почерк папы!» – воскликнула моя супруга. Действительно, 72 года в семье погибшего разведчика А.И. Лапшина хранится письмо Г.Г. Шубина, в котором он с болью в сердце сообщал вдове Аркадия о его гибели: «Вы по праву можете гордиться своим мужем-героем. Память о нем надолго останется в нашей части». 
А спустя сорок лет после окончания войны в деревню Швариху пришло письмо на имя Е.С. Лапшиной от сослуживца ее погибшего мужа Алексея Ивановича Почернина. Оно оканчивалось следующими словами: «Таких, как Аркадий, делавших свое дело, приближавших победу над фашистскими извергами, народ никогда не забудет. Дочери Аркадия и внуки, гордитесь своим отцом и дедом! Он был настоящим русским солдатом и отдал свою жизнь за то, чтобы никогда не было войны. Вечная память ему!
Спасибо Вам, Екатерина Семеновна, за верность нашему другу, за воспитание его дочерей и внуков. Низкий поклон Вам от односельчанина – брата по духу и по оружию». 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.