Состояние дорог – тема, которая волнует людей, пожалуй, в каждом регионе страны. Наша Нижегородская область, да и Богородский район – не исключение, что подтверждают сообщения читателей в адрес «Богородской газеты».
Проезжая этим летом по ключищинской трассе участок возле Шапкина, автомобилисты вспоминают, что не зря во время учебы в автошколе осваивали так называемую «змейку» – она теперь просто необходима, чтобы лавировать между ямами на дороге. Более того, состояние этого участка не отвечает требованиям безопасности при перевозке пассажиров автобусным сообщением. Наверное, еще с весны дорожникам не помешало бы установить здесь знаки, предупреждающие о наличии препятствий, и табличку: «Дорога находится на балансе Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области».
Протяженность дорог областного подчинения в нашем районе составляет 366 км , в их число входят практически все сельские дороги с автобусными маршрутами: на Ключищи, Солонское, Лакшу, Каменки, Тимонино, Швариху, Хабарское… При этом органы местного самоуправления Богородского района финансировать работы по их ремонту права не имеют. Эти полномочия возложены на хозяина – ГУАД, который и должен поддерживать состояние дорог в порядке за счет средств, выделяемых на их содержание и капитальный ремонт, привлекая к выполнению работ на контрактной основе обслуживающие дорожные организации ЗАО «Нижегородец» и ООО «Вираж». И основные ямы на дорожной карте района – это следствие того, что денег выделяется недостаточно.
По нормативу капитальный ремонт дорог должен проводиться не реже чем один раз в десять лет. За последнее десятилетие дорог областного подчинения в Богородском районе отремонтировано основательно около 30 км, что составляет менее 10 процентов от их общей протяженности. А в нынешнем году, как отметил начальник управления капитального строительства администрации Богородского района А.Н. Зубков, проблемы возникли даже с проведением ямочного ремонта.
По сути, его нужно было закончить еще в июне. На дворе – август, а работы на участке дороги на Солонское только завершаются. На той же ключищинской трассе, на дорогах, ведущих на Каменки через Выползово и на Лакшу, они по состоянию на 7 августа еще и не начинались.
С начала года госинспектором дорожного надзора Госавтоинспекции обследовано более 200 км дорог. Юридическим и должностным лицам выдано 49 предписаний по поводу их неудовлетворительного состояния, составлено четыре протокола за ненадлежащее исполнение предписаний. К сожалению, на качестве асфальтового покрытия многих дорог это существенным образом не отразилось.
Глава местного самоуправления Богородского района К.В. Пурихов, в свою очередь, регулярно, начиная с апреля, проводит оперативные совещания с руководителями дорожных организаций и представителями ГУАД, понимая всю серьезность сложившейся ситуации и пытаясь на нее воздействовать. С этой целью он не раз проводил встречи с руководством областного министерства автомобильного транспорта и главного управления дорог Нижегородской области, проводя важную мысль: с учетом активного жилищного строительства интенсивность движения по дорогам Богородского района растет год из года, и это нужно учитывать при определении размеров финансирования ремонтных работ.
Нельзя сказать, что ситуация с дорогами совсем безнадежна. Если от средств, собранных с граждан в виде транспортного налога, в местный бюджет не поступает ни копейки, то небольшая часть денег, полученных казной в виде акцизов на бензин, возвращается в бюджеты района, городского и сельских поселений. Как сказал А.Н. Зубков, именно за счет этих средств можно благоустраивать дороги внутри населенных пунктов и подъезды к ним от дорог областного значения. В перечень таких объектов на 2015 год, например, вошли подъезды к Охотину, Полянам, Заозерью, Хваткову. Появилась также возможность защебенить дорогу в последнем из названных населенных пунк-тов и заасфальтировать дорогу в Крутце – за счет участия Доскинского сельсовета в областной программе развития территорий муниципальных образований, основанной на местных инициативах.
На средства городского бюджета в Богородске свежий асфальт уложен в этом году на ул. Туркова и Брагина, на ряде участков других дорог.
Таким образом, местные влас-ти не сидят сложа руки, а стараются, преодолевая препятствия, каким-то образом изменить ситуацию. При участии руководства района сдвинулось с мертвой точки и решение проблемы, связанной с напряженным дорожным движением в районе строящегося в Новинках жилого комплекса Окский берег. Там сейчас за счет средств застройщиков ведется расширение дороги с организацией одноуровневой дорожной развязки для безопасного проезда к жилым домам. Прорабатываются также варианты проведения в этом году ремонта основательно разбитой дороги в поселке Кудьма Новинского сельсовета.