Среди вопросов благоустройства города и сельских поселений проблемы обустройства и содержания в надлежащем порядке кладбищ постоянно рассматриваются руководством района – и с точки зрения финансирования, и в организационном плане.
И результаты есть: места захоронений в большинстве своём приобретают вид, соответствующий их назначению. Ежегодно проводятся работы по очистке территорий, налажен контейнерный сбор мусора. И в целом на кладбищах становится всё больше ухоженных могил.
И всё же не всё так гладко и достойно памяти ушедших в мир иной на наших кладбищах. Заглянем на одно из них, самое большое в районе, которое было открыто в 2001 году близ Богородска за объездной дорогой. Новому кладбищу, под которое выделено 40 гектаров земли, дали название «Воскресенское», иными словами в честь Воскресения Христова.
Предки (а в селе Богородском стараниями и попечением его благочестивых жителей были построены пять красивейших храмов, и один из них – в честь Всех Святых – на кладбище) порадовались бы такому названию. Через десятилетия забвения мы возвращаемся к своим историческим и духовым корням. Новое Воскресенское кладбище было освящено по православным традициям, и многие похороны стали проходить с участием священнослужителей.
Подъезды к кладбищу были сразу же защебенены, а позднее заасфальтированы. По всему периметру высажены деревья и кустарники. У главного входа установлены массивные металлические ворота, но нет на них ни православного креста, ни таблички с указанием назначения данного места. И только на стенде с планом-схемой можно прочесть, что здесь находится городское кладбище Воскресенское.
Вряд ли бы понравилась мастеровым людям, которыми исстари славится наш край Березополье, металлическая изгородь, которая находится на разных уровнях. То ли просела, то ли изначально словно не руками установлена.
Сразу при входе на кладбище бросаются в глаза неровные ряды оград, разных по высоте и ширине, хотя решением городской Думы определены габариты ограждений могил. Не встретишь ни в первом, ни во втором, ни в третьем кварталах территории кладбища номерных обозначений с привязками к годам захоронений. Особенно портят общий вид встречающиеся рядом с обустроенными могилами холмики без табличек и крестов, заросшие сорной травой. Это могилы тех, кто в силу разных жизненных обстоятельств ушёл в мир иной безродным. На Воскресенском кладбище, где захоронения ведутся планово, участок под социальные захоронения до сих пор не выделен.
Вызывает вопросы существующий порядок захоронений, при котором в кварталах могил остаются свободные места, что также портит общий вид кладбища. Как и заброшенные могилы, которые тоже встречаются. На эту «чересполосицу» и, как следствие, нерациональное использование выделенной под кладбище земли обратил особое внимание руководителей служб, которые ведают кладбищенским хозяйством, глава местного самоуправления района К.В. Пурихов. Он выезжал 28 мая на Воскресенское кладбище и поставил задачу перед главой администрации города В.В. Павлычевым усилить контроль за порядком на его территории.
Как это ни кощунственно звучит, но не перевелись ещё на наших кладбищах случаи разрушения и воровства металлических оград, крестов. Ветеран труда, богородчанка Д.А. Болотнова написала в редакцию:
«19 апреля мы пришли на Воскресенское кладбище и увидели, что памятник нашему родственнику, ветерану Великой Отечественной войны А.В. Ходалёву разгромлен. Штыри, на которых он стоял, подпилены, сам памятник разбит и брошен на соседнюю могилу. Александр Васильевич на войне служил шофёром, подвозил снаряды к окопам. Как ждали его солдаты, как немецкие самолёты гнались за ним, сколько раз бросали на его машину бомбы! Те, кто сделал это с памятником, не люди – нелюди. Неужели они не понимают, что тот, кто здесь похоронен, защищал Родину, защищал и их, иродов, чтобы жили, чтобы был мир и покой».
Этот дикий случай, к сожалению, не единичный. Поэтому встаёт вопрос организации охраны городских кладбищ. И всё же главное – это уважительное отношение к памяти тех, кто до нас обустраивал и защищал от завоевателей нашу малую родину.