Нижегородские стражи порядка советуют гражданам, собирающимся воспользоваться услугами Интернет-магазинов, соблюдать следующие правила безопасности.
1. Ознакомьтесь с информацией на сайте продавца.
Внимательно просмотрите сайт. Наличие ошибок может дать первичную информацию о продавце. Большое количество грамматических ошибок, нерабочих ссылок, разделов со статусом «на реконструкции», неработоспособность поиска, внутренних ссылок сайта должно заставить серьезно задуматься.
Найдите на сайте, чаще всего в разделе «Контакты», данные продавца. Если он указал минимум информации о себе и оставил только адрес своего электронного ящика и (или) номер мобильного телефона, скайпа и т.д., это тревожный сигнал. Не рекомендуется приобретать товары в Интернет-магазинах, офисы которых расположены в других регионах или странах.
Зайдите в разделы сайта, где можно узнать максимум информации о продавце («О нас», «Наши контакты», «Обслуживание клиентов»). Они должны содержать информацию о местонахождении магазина, контактные данные, юридический адрес, гарантии клиентам, наличие юридического лица у Интернет-магазина. Если таковые разделы или информация в них отсутствует – это должно вас насторожить.
Проверьте, когда был зарегистрирован домен магазина. Если вы видите, что домен зарегистрирован недавно, возможно, на территории другого государства – это повод беспокоиться (особенно, если магазин позиционируется как российский). Произвести такую проверку несложно –
нужно набрать в командной строке любой поисковой системы «Проверить домен» и зайти на страницу соответствующего сайта, например www.whois.net, www.whoisinform.ru, www leader.ru.
2. Проверьте репутацию Интернет-магазина.
Прочитайте отзывы о магазине и приобретённых в нем товарах. Не стоит ограничиваться комментариями, размещёнными непосредственно на сайте продавца. Изучите информацию из других источников. Наберите в командной строке адрес сайта и слово ОТЗЫВЫ. Вам будет открыт доступ к информации и отзывам об Интернет-магазине в других источниках. Кроме того, многие поисковики ведут свои рейтинги магазинов, аккумулируя положительные и отрицательные отзывы о них. Не следует делать покупку, если отзывы о магазине отсутствуют в глобальной сети или имеется значительное количество недовольных клиентов.
3. Изучите способы оплаты и доставки, предлагаемые сайтом.
Большинство Интернет-магазинов не требует от клиентов 100% предоплаты за товар. Расчет осуществляется с курьером, доставившим покупку на дом или в офисе Интернет-магазина. Требование оплатить покупку в полном объеме до того, как вы увидите товар, должно быть для вас сигналом к более пристальному изучению информации о продавце, либо отказу от сделки купли-продажи.
Узнайте, может ли Интернет-магазин работать с юридическими лицами (т.е. выставить счет, принять деньги безналичным расчётом, выдать комплект документов с подписями и печатями). Если да – это положительная информация. Дело в том, что для выдачи необходимого комплекта бумаг и получения безналичных платежей необходимо зарегистрировать фирму, иметь счет в банке, печать, это слишком сложно для мошенников.
Если вы собираетесь оплатить товар, используя электронную валюту(«Web-money», «Qiwi-кошелек», «Яндекс-деньги» и.т.д.), стоит зайти на сайты этих платежных систем и проверить указанный в Интернет-магазине кошелек на предмет жалоб. При наличии альтернативной возможности перечислить деньги на расчётный счёт, лучше воспользоваться им.
Если магазин предлагает несколько видов оплаты: при получении товара в офисе, оплата курьеру, оплата при получении наложенным платежом, полная предоплата перед отправкой курьерской компанией и т.п. – это нормальная практика. Если предлагается только один метод, в особенности с полной предоплатой – это очень подозрительно.
Никогда не вводите на сайте магазина параметры своей кредитной карточки. Надёжный продавец должен иметь возможность выслать вам счёт на оплату с банковскими реквизитами. Исключением могут быть только известные и давно существующие Интернет-магазины.
Если расчет кредитной картой является для вас наиболее удобным, стоит завести отдельную кредитку специально для покупок через Интернет, и не держать на ней значительных сумм денег.
Принимая решение об оплате заказанного товара наложенным платежом, помните, что вы оплачиваете на почте полученную посылку, а не её содержимое. За находящиеся внутри товары, которые отправил поставщик, почта ответственности не несет.
Наиболее безопасный способ – услуги курьерской доставки и оплата товара по факту его получения, после вскрытия посылки в присутствии курьера. Это убережет вас от ситуации, когда деньги вы перечислили, но вещь так и не получили.
4. Узнайте о гарантиях и правилах возврата товара.
Перед заказом следует внимательно изучить правила обмена, возврата, гарантийного ремонта товара. Если таковые операции не описаны и (или) не предусматриваются Интернет-магазином, то лучше воздержаться от совершения покупки.
5. Не верьте слишком низким ценам.
Слишком заниженная цена товара должна вас насторожить. Если вы не являетесь оптовым покупателем, то продавцу невыгодно реализовывать его по стоимости, которая в разы меньше среднерыночной. Это может свидетельствовать как о неблагонадёжности Интернет-магазина, так и о том, что товар получен незаконным путем, что не может гарантировать его качество.
Пресс-служба ГУ МВД России по Нижегородской области