Гордость за советский автопром

Гордость за советский автопром
Фото: Лобастов

Они въехали в город как триумфаторы – с флагами, музыкой и надписями «С победой» на бамперах автомобилей. Прохожие оборачивались им вслед, а современные «крутые» иномарки в знак уважения притормаживали ход. Так в наш город парадом въехали ретроавтомобили, принявшие участие в праздновании 300-летия российской полиции.

Среди них были «Победы», трофейный немецкий автомобиль, а возглавлял парад «ГАЗ-67». Затем в течение дня на площади каждый желающий мог в подробностях рассмотреть эти автомашины – живую (до сих пор на ходу!) историю автопрома середины прошлого века.

В полицейский праздник внимание многих было приковано к «Волге», сиявшей на солнце ярко-желтыми боками и надписью «Милиция» на борту. Восхищаемся: машина будто только что с заводского конвейера. Владелец прибывших на парад ретроавтомобилей Е.Г. Кочуев поясняет: «Волга» 1969 года выпуска, отслужила положенный срок в ГАИ, где, как известно, тяжелая нагрузка ложится не только на людей, но и на технику. Списанная в утиль, боевая машина попала в руки одного из председателей райисполкомов страны, была перекрашена и несла уже мирную службу. Купив ее, Евгений Гурьевич восстановил первоначальный вид «Волги» – такой она в свое время и поступила на милицейскую службу.
Е.Г. Кочуев возглавляет в Нижнем Новгороде областную общественную патриотическую организацию имени Александра Невского, под флагом которой парад ретро-автомобилей и прибыл в Богородск. Кстати, это всего лишь третий их выезд за пределы Нижнего Новгорода: ранее они побывали в Городце и на Бору.
Евгений Гурьевич частный предприниматель, его бизнес связан с ремонтом и обслуживанием автотранспорта. То, как сегодня выглядит «Волга» 1969 года выпуска и другие, более старшие ее собратья, – заслуга умельцев автопредприятия Е.Г. Кочуева. Сам он с гордостью говорит, что у мастеров его организации золотые руки. И доказательств не надо – они налицо: восстановленные ими автомобили военного, послевоенного и даже довоенного времени.
Автопарад привлек внимание многих богородчан. У милицейской «Волги» мы встретили ветерана МВД Вячеслава Николаевича Кузнецова (он служил в ГАИ Богородского ГОВД начиная с 1975 года).
– Такие автомобили в наше время были на вооружении только у коллег из областного центра, – замечает он. – У нас в районном отделении ГАИ был в то время только мотоцикл, один-единственный, – он был закреплен за госавтоинспектором Шапошниковым Владимиром Николаевичем. Потом в распоряжении дорожных инспекторов появился «луазик» зеленого цвета. Полноприводный, проходимый – выручал на службе.
«Луазики», как ласково Вячеслав Николаевич назвал продукцию Луцкого автомобильного завода (Украина), сегодня тоже вряд ли на дорогах встретишь – их выпуск давно прекращен. В свое время этот «внедорожник» создавался для советских Воздушно-десантных войск, для военных нужд, и отличался высокой проходимостью по бездорожью. Для милиции такой автомобиль, хотя и скромный на вид, тоже был палочкой-выручалочкой в их служебных буднях, в погонях и задержаниях. Впрочем, говоря о милицейских водителях и сотрудниках ГАИ, хочется переиначить известную пословицу и сказать, что не автомашина красит человека, а человек – автомашину. Госавтоинспектора В.Н. Кузнецова В.В. Леонов, бывший начальник ГАИ, не случайно называет водителем от бога. Вот как он отозвался о нем в своей книге «Штрихи к портрету»: «У Кузнецова было седьмое чувство: он знал, где ездят нетрезвые водители, где нарушают. Ни один нарушитель от него не мог скрыться. Вячеслав Николаевич мог управлять любым транспортным средством, будь то трактор или автобус. На мотоцикле ему не было равных, мог проехать с коляской на двух колесах от милиции до центра города. Когда Кузнецов стал командиром взвода, ему было чему научить своих подчиненных».
Прибывшим на парад ретро-автомобилям также повезло быть в руках водителей от бога – понимающих, чувствующих технику и умеющих продлить срок ее эксплуатации до 60, 70 и более лет! 
– То, что эти автомобили и сегодня отлично бегают по нашим дорогам, – заслуга не только тех, чьи руки за ними ухаживали. Это прежде всего заслуга автопрома тех лет! – говорит Е.Г. Кочуев. – Советские «Победы» не случайно называют легендой. Днище кузова лудили – ему до сих пор не страшна никакая коррозия. Современные автомашины, хоть отечественного, хоть иностранного производства, по долговечности с нашими «Победами» ни в какое сравнение не идут. 
Евгений Гурьевич показывает еще одну «жемчужину» своей коллекции: трофейный автомобиль «ДКW» 1938 года выпуска, немецкого производства. Эта автомашина – предшественница современной «Ауди». Стоящий рядом «ГАЗ-67» помоложе своего бывшего фронтового противника – он 1943 года выпуска, но советской боевой машине, судя по всему, испытать в военно-полевых условиях довелось на порядок больше. 
– Вот, посмотрите, какие отметины оставила война, – говорит водитель В.А. Русинов, под чьим управлением фронтовой «газик» во главе колонны прибыл в Богородск, и показывает несколько отверстий от пуль, изрешетивших когда-то борта этого автомобиля. Владимир Александрович – богородчанин, вот уже 16 лет трудится в ООО «МАК» («Он мастер на все руки», – отзывается о нем Е.Г. Кочуев) и тоже, как его товарищи по работе, «заразился» восстановлением ретроавтомобилей. 
– Это наша история, наша гордость, – говорит он. – У меня самого дед воевал, дошел до Кенигсберга, где и встретил победу. Все, что связано с Великой Отечественной, свято для нас.
Увлечение старинными автомобилями для владельца нынешней коллекции тоже началось с темы войны. 
– Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне тогдашний глава Московского района Нижнего Новгорода обратился к нам с неожиданной просьбой –
помочь воссоздать настоящую «катюшу», символ нашей победы, – рассказывает Евгений Гурьевич. – Поиск мы вели по всей России и все-таки нашли «ЗиС» военной поры: на базе этого грузовика создавались знаменитые «катюши». «ЗиС» мы восстановили, а с изготовлением макета реактивной установки нам помогли умельцы-энтузиасты одного из нижегородских заводов. Так в юбилей Победы на улицы Нижнего вышла настоящая фронтовая «катюша». Она и стала зачинательницей будущей коллекции ретроавтомобилей, которых за эти годы стало уже 24. 
Восстановление автомашин, многие десятилетия бывших в эксплуатации, – увлечение дорогостоящее. Отреставрированный ретроавтомобиль в итоге выходит дороже «крутой» иномарки. По словам специалистов, хромирование только одного бампера старинной «Волги» стоит не меньше 100 тысяч рублей. Чтобы собрать из «родных» деталей одну автомашину легендарной марки, коллекционеры покупают две-три.
– Но когда автомобили, как сегодня, выходят на парад, охватывает одно чувство – гордость, – признается Е.Г. Кочуев. – За страну, за советский автопром, выпускавший автомашины высокого качества, за свое предприятие и за специалистов, которые на нем работают.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.