В 2013 году 23 выпускникам школ города и района
вместе с аттестатом о полном среднем образовании были вручены золотые и серебряные медали «За особые успехи
в учении».
Медалисты – это всегда гордость и школы, и родителей.
Пусть медаль в наши дни
не дает никаких преимуществ
при поступлении в вуз,
но быть медалистом почетно: это признание государства, награда за огромный труд, тягу к знаниям, умение побеждать трудности.
Какие они, нынешние медалисты, какую дорогу они выбирают в жизни, какую роль сыграли в их становлении родители?
Редакция «БГ» начинает публикацию очерков о молодых людях и их семьях.
Школа объединяет
Завершен 2012 – 2013 учебный год. В школах города отшумели выпускные вечера, радостные и немного грустные. Сказаны теплые и добрые слова благодарности школе, учителям, родителям, выпускникам – пожелания удачи и умения преодолевать трудности.
Расставание со школой всегда трогательно, даже если были какие-то обиды, непонимание, они уходят, остаются в прошлом, потому что, прощаясь со школой, мы навсегда прощаемся с детством… В какой-то момент это понимает каждый выпускник; приходит и осознание того, что школа объединяет: 11 лет вместе, всё было привычно и понятно. И вдруг всё изменилось: каждый выбрал свою дорогу, и сентябрь уже не соберет бывших одноклассников в школьном дворе, и не позовет на урок школьный звонок… И нынешние выпускники в школу придут теперь только как гости.
Но школа может объединить выпускников разных лет в одной семье. В этом случае можно говорить о семейных школьных династиях. Одна из них – семья Обуховых, для которых родной стала средняя школа № 3.
«Золото» и «серебро» семьи
В этом году аттестат о полном среднем образовании и золотую медаль «За особые успехи
в учении» получила Наталья Обу-хова, доказав в первую очередь себе, что любые трудности готова преодолевать упорным трудом, проявляя настойчивость и самостоятельность, а во-вторых, вслед
за братьями продолжила «семейную традицию». В 2004 году с золотой медалью окончил школу старший брат Сергей, в 2005 году с серебряной – Дмитрий.
«Золото» и «серебро» детей – это «золото» и «серебро» и их родителей – Галины Вячеславовны и Николая Львовича, одноклассников, выпускников 1979 года (классный руководитель В.В. Лаптева) –
за материнское и отцовское трудолюбие, мудрость воспитания и умение жить интересами своих детей.
На вопрос, трудно ли было все годы учиться на пятерки, тянуться за братьями, которые, конечно же, являлись примером, Наталья ответила, что по-другому и не получалось. Надо отдать должное: родители никогда не сравнивали детей друг с другом, а пытались раскрыть внутренний потенциал и индивидуальность каждого.
Запомнилось, как на выпускном вечере Николай Львович искренне и просто (поверили и оценили даже юноши-выпускники) сказал: «Я счастливый отец:
у меня трое детей! Они радуют нас. Жалею, что их только трое. Разные были ситуации в жизни, но мы старались жить жизнью друг друга, поддерживая друг друга, и я всегда говорил: побеждает тот, кто умеет подняться после падения и идти дальше».
«Отец воспитывает,
а мать любит»
Николая Львовича и Галину Вячеславовну помню со школы (ибо всех нас объединила наша третья школа): целеустремленного, энергичного, требовательного секретаря школьной комсомольской организации и задумчивую, мечтательную и романтичную его одноклассницу. Они такими и остались. Общаться с ними приятно и легко. Больше говорит, рассуждает, удивляя житейской муд-
ростью и практичностью, Николай Львович. Галина Вячеславовна, улыбчивая, спокойная, мягкая, вспоминает детали, уточняет. Получается, они вместе рассказывают об одном, ибо всегда вместе, рассказывают с радостью и любовью о своих детях, о семье. Гордятся? Конечно! Но в сегодняшних успехах детей – их каждодневный, порой нелегкий, но очень приятный родительский труд.
Узнаю, что оба они окончили Нижегородский государственный университет: Галина Вячеславовна – экономический факультет (сейчас работает начальником отдела доходов и налоговой политики при финансовом управлении администрации Богородского муниципального района), Николай Львович – физический факультет (в настоящее время занимает должность директора департамента закупок на ГАЗе). С определенной долей юмора (интересный рассказчик) делится воспоминаниями о том, как непрост был его путь к профессии. Помогли трудолюбие, стойкость, твердость в принятии решений, умение организовать свой труд и труд подчиненных и, конечно, стремление постоянно учиться. Признается, что спустя 27 лет после окончания школы вновь стал учить английский язык, чтобы самостоятельно, без переводчика, вести переговоры с представителями разных фирм.
С благодарностью вспоминает уроки английского языка Галины Константиновны Возницкой, считает, что теперь она может порадоваться за своего ученика. Как всегда много читает, в последнее время в основном на английском, продолжая совершенствовать «свой» иностранный в индивидуальных занятиях с преподавателем.
Предупреждая вопрос, поясняет, что стремился всегда знать чуть больше своих детей, чтобы быть им интересным. Да и пример родителей, которые всё читали и всё знали, был перед глазами. Когда появились дети (всегда знал, что будет трое!), вместе с женой интересовались литературой о воспитании, проштудировали популярные в то время книги Елены и Бориса Никитиных. Сколько помнит, постоянно что-то рассказывал детям, перечитывал классику, чтобы потом вместе с ними размышлять над прочитанным. Сережа и Дима, бывшие мои ученики, имея свое мнение, в беседе со мной всегда с уважением сообщали точку зрения папы.
Николай Львович объясняет: ему интересно было общаться с детьми, любил помогать им писать сочинения (беседовали, порой спорили), понимал: растут и изменяются дети, значит, необходимо расти и развиваться самому. По мнению Николая Львовича, чтобы уважать себя и заслужить уважение своих детей, надо сделать что-то большое и важное для всех членов семьи. Поэтому по примеру своего отца построил дом своими руками. И дети были на стройке, помогали, чем могли. Убежден, что всё зависит от того, чего ты хочешь достичь в жизни (всегда ставил реальные цели) и чем ты можешь пожертвовать для достижения желаемого.
Во многом соглашаясь с Николаем Львовичем, ощущая какой нежностью и любовью наполнено каждое слово Галины Вячеславовны о детях, видя, насколько супруги тонко чувствуют друг друга, понимаю, что в доме, построенном ими, тепло и радостно. Опорой всех является, конечно, папа. А вот душа семьи – мама: она сердцем понимает каждого, успокаивает, лечит обиды, сглаживает разногласия, учит уступать друг другу, помогает найти пути примирения. Недаром говорят: «Отец воспитывает, а мать любит».
От родительской
мудрости –
к успехам детей
Дополняя друг друга, Галина Вячеславовна и Николай Львович рассказывают, как поддерживали увлечения своих детей. По их мнению, это делать просто необходимо. С пятилетним Сережей отец посещал занятия в художественной школе (о них так и говорили: папа
с сыном, а важность этого момента первой поняла мама). Затем кружок бальных танцев, на занятия которого братья будут ходить вмес-
те, но через два года Сергей сделает выбор в пользу художественной школы, а Дима будет пропадать на тренировках, репетициях, участвовать в конкурсах, на которых рядом с ним – неизменно мама и папа. Дима всегда удивлял родителей умением не сдаваться и стремлением к победе. Будучи студентом Высшей школы экономики, сам преподавал в кружке бального танца, вместе со своими воспитанниками добиваясь хороших результатов на соревнованиях. Но счастьем было вновь выйти
на паркет. Маме признавался: «Когда я выхожу на паркет, отдыхаю душой».
Как один из самых успешных студентов Высшей школы экономики, Дмитрий, обучаясь на первом курсе магистратуры, выиграл грант на продолжение обучения в Европе – в Германии. Преподавание велось, конечно, на немецком языке – выучил немецкий язык, свободно владеет двумя иностранными языками. Сейчас у него два диплома: диплом магистра Высшей школы экономики (Н. Новгород) и диплом магистра города Росток (Германия). Работает программистом, успешен. А где-то года полтора назад прислал родителям под Новый год необычный подарок – пазлы, собрав которые, Галина Вячеславовна и Николай Львович неожиданно увидели на паркете Диму в паре с девушкой и прочитали короткую, но счастливую фразу: «Мама, я – танцую! Мама...» Сейчас Дмитрий не просто танцует – участвует в европейских конкурсах. Начало же всему – кружок бальных танцев в нашем небольшом городе, забота
и поддержка родителей в его увлечении любимым делом.
Старший сын сейчас тоже далеко от родительского дома. Программист по специальности (за плечами факультет ВМК Нижегородского государственного университета), успешно работает в IT компании в Сан-Франциско (Америка, штат Калифорния). Став взрослым и самостоятельным, Сергей не перестает восхищаться красотой, по-прежнему много читает, посещает музеи, делится своими впечатлениями с родителями, братом, сестрой, поражая их глубиной суждений и тонкостью понимания произведений искусства. С удовольствием читает стихи
Б. Пастернака.
Несмотря на то что старшие дети далеко, семья «собирается вместе», правда, устроившись у мониторов компьютеров и общаясь с помощью Skype, и родители, как всегда, в курсе всех дел своих уже самостоятельных сыновей.
Выбирая
свой путь
Интересуюсь у Наташи ее планами после окончания школы, узнаю, что девушка подала документы в Высшую школу экономики (Н. Новгород). Конечно, это обсуждалось в семье, но Наташа серьезно, по-взрослому пояснила, что немаловажную роль в выборе вуза сыграло и то, что, будучи старшеклассницей, два года занималась на курсах при ВШЭ. Призналась, что ее захватила экономика, давалась легко, несмотря на то что осваивать пришлось самостоятельно, опираясь на лекции преподавателей-нижегородцев да учебник. С увлечением решала сложные нестандартные задачи по математике, испытывая радостное чувство, когда удавалось найти красивое решение, и чувствуя, что задачи начинают ей подчиняться. Запомнились учителя, яркие, эмоциональные, доброжелательные, и захотелось обучаться именно у них.
Конечно же, было и непременное участие в олимпиадах – школьных, районных, Интернет-олимпиадах по математике, физике, обществознанию, английскому языку. Была и исследовательская работа в школьном научном обществе, участие в конкурсах, занятие в горнолыжной секции. Одним словом, было стремление к знаниям (это главное), желание разобраться в трудном материале самой и, если необходимо, объяснить одноклассникам. Была и ответственность за свой результат перед родителями, ответственность не за оценку в четверти, скорее за то, насколько серьезно работала. Они же всегда были рядом, знали о достижениях своих детей и радовались высоте, взятой каждым из них, переживали из-за неудач и учили не сдаваться.
Как удержаться на вершине?
В педагогической литературе нахожу подтверждение правильности принципов семейного воспитания Обуховых. П.С. Соловей, автор книги «Как удержаться на вершине», пишет: «Приходит пора, когда наш ребенок судит нас, как самый строгий судья. Чего ты стоишь как специалист, как друг, как человек? Всё имеет значение...
Ребенок хочет нами гордиться, он ищет в нас лучшее, а мы иногда его разочаровываем, обманываем его ожидания, поворачиваясь к нему отнюдь не лучшими своими сторонами. От усталости ли,
от лености ли душевной дома мы порой распускаемся, раздражаемся по пустякам, ворчим, говорим подчас пошлости, жалуемся на работу и жизнь. Ну, кому может понравиться такой человек? Да ведь мы и не ставим такую задачу – понравиться сыну или дочери. А нужно, необходимо нравиться! Иной раз нужно не полениться – и специально что-то узнать или прочесть, куда-то сходить, что-то такое сделать, чтобы поразить, удивить своего ребенка.
Что же, опять напряжение, самоконтроль, работа души? И никакой передышки? Никакой, потому что родители для детей – всегда родители и всегда воспитатели,
до самых последних дней».
Е. Шубаева