Учитель своей школы

Учитель своей школы
Фото: Лобастов

В апреле в Нижнем Новгороде состоялся финал регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016», в котором приняли участие пять абсолютных победителей муниципального и заочного регионального этапов.
Второе призовое место у Андрея Павловича Григорьева, учителя истории и обществознания средней школы № 6 г. Богородска.

Своими впечатлениями об участии в конкурсе и подготовке к нему он поделился с корреспондентом «Богородской газеты» и ответил на вопросы.

– Андрей Павлович, согласитесь, второе место – это достойная победа молодого педагога и всего педагогического коллектива школы. Насколько сложными для вас были задания конкурса, со всеми ли поставленными задачами справились?
– Задания конкурса были не только сложными, но и разнообразными и интересными, они требовали от участников эрудиции, хорошего знания предмета и методики его преподавания, владения компьютером, умения интерактивно общаться с большой аудиторией… Нелегко было и потому, что параллельно с подготовкой конкурсных заданий проводились уроки, элективы, подготовка старшеклассников к ЕГЭ. Одному мне было бы не справиться, поэтому считаю, что мой результат – это итог слаженной работы целой творческой команды учителей шестой школы при горячем участии А.М. Яматиной.

– Расскажите, что представляли собой задания?
– На заочном региональном этапе конкурса нужно было выполнить четыре задания. Во-первых, создать свой учительский сайт, который познакомил бы с участником и публикуемыми им материалами. 
Второе задание – «Методический семинар» – предполагало представление в форме компьютерной презентации своего педагогического опыта, описание инновационной методики и технологии, направленных на реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
 Видеозапись воспитательного мероприятия (в форме классного часа, дискуссии, игры), отражающего особенности внеурочного взаимодействия учителя с детьми и родителями, составила содержание третьего задания.
И наконец, четвертое задание «Учебное занятие» проверяло глубину раскрытия педагогом выбранной темы, оригинальность методических приемов, умение организовать взаимодействие учащихся между собой, использование ими разных типов источников знаний и, конечно, умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и интенсивность учебной деятельности.

– Андрей Павлович, заочный этап – это все-таки «домашний» этап: конечно, сложно, затратно по времени, но помощь, и методическую, и психологическую, протяни руку – и почувствуешь, и получишь. Вероятно, это время стало для вас, как молодого педагога, проработавшего в школе шесть лет, хорошей школой. После выхода в финал, готовясь к нему, вы для мастер-класса «Учитель-профессионал» взяли непростую тему «Дифференциация социальной информации – 
факт суждения». Перед вами стояла задача представить собственный способ профессиональной педагогической деятельности. Тема была предложена или вы ее выбрали сами?
– Тема была выбрана самостоятельно. Да, она непростая, но ведь то, что сложно, и интересно. Необходимо было в течение 10 минут широкой аудитории в форме свободного взаимодействия с ней представить, как, рассматривая эту тему на уроке истории, можно научить старшеклассника свободно ориентироваться в ценностях культуры и самостоятельно оценивать её явления. Постарался связать мое выступление с подготовкой к ЕГЭ, а коллеги подсказали, что практический материал для раскрытия темы лучше взять из краеведения. 
Но успех выступления зависел и оттого, насколько смогу быть убедительным, удастся ли установить контакт с аудиторией и наладить взаимодействие, а ещё – от моей уверенности и умения держаться на сцене. Конечно, волновался, да и соперники были достойные.

– Последним испытанием был творческий конкурс, от которого и зависел окончательный результат. Что вы о нем можете рассказать?
– Да, пожалуй, он оказался самым ответственным. Предстояло опять же в течение 10 минут не просто познакомить педагогов области со своей творческой презентацией актуальной темы, а удивить, сделать сидящих в зале своими единомышленниками, добиться эмоционального отклика. Причем её необходимо было связать с объявлением 2016 года в Российской Федерации Годом кино.

– Удалось?
– Да, и благодаря тому, что в этом выступлении собравшиеся в зале учителя увидели не меня, а нашу школу и смогли оценить ту огромную работу по патриотическому воспитанию, которая ведется в ней каждым педагогом, классным руководителем, творческим объединением, классными коллективами, каждым учащимся. 
На наш взгляд, одной из самых актуальных является тема патрио-тизма. Решили оттолкнуться от ответа ученицы на вопрос, почему Год кино продолжает Год литературы. По её мнению, это не случайно: «Кино – это своеобразная книга… Когда я смотрю фильм, мне кажется, что я держу в руках книгу и перечитываю любимые страницы, особенно интересны те, которые связаны с историей нашей страны». 
Действительно, есть киноленты, прочно вошедшие в нашу жизнь. Одна из них – «Офицеры», глубоко раскрывающая тему патриотизма и гражданственности, а слова героя «Есть такая профессия Родину защищать» отражают судьбы не одного поколения людей. Кадры из кинофильма, отобранные для презентации, позволили нам связать страницы истории страны и нашего города. Дали возможность рассказать о фронтовиках-богородчанах, о школьном проекте «Отечества достойные сыны», музейной экспозиции, выпущенных сборниках лучших творческих работ учащихся «Время уходит, а память остается», о созданном школьном сайте «Летопись Великой Победы» и интерактивной карте Богородского района, посвященной вкладу его жителей в общее дело победы, о большой поисковой работе по формированию «Бессмертного полка». 
Тему патриотизма и мужества, времени и памяти, преемственности поколений мы связали с днем сегодняшним, отметив, что 100 наших выпускников выбрали профессию военного, а имена пяти из них увековечены на мемориальной доске у главного входа в школу. Они, как и их деды, выполнив свой воинский долг, не вернулись с полей сражений, а сегодняшние мальчишки и девчонки хранят в груди им завещанный вечный огонь.
Когда я увидел, что зал эмоцио-нально откликался на мои слова, слайды презентации, когда поднялся почтить минутой молчания погибших солдат Великой Отечественной войны (каждый, наверное, думал и о своих родственниках), я понял, что с поставленной передо мной задачей справился. 

– Учительская профессия требует большой самоотдачи, постоянного ученичества, терпения и, конечно, любви к детям. Скажите, Андрей Павлович, насколько осознанно вы сделали свой выбор жизненного пути?
– Как это ни покажется странным, мечтал быть учителем: работа творческая, каждый день что-то новое. И на месте стоять нельзя, надо постоянно двигаться вперед, заниматься самообразованием.
А историей увлекся с детства, за что благодарен моим учителям из школ № 27, 23 города Дзержинска (сам я родом оттуда) В.В. Трофимовой и Л.А. Ермолович, а также известному краеведу С.М. Шальнову, под руководством которого занимался изучением истории родного города. Во время учебы в университете «заболел» археологией. С 2006 года каждое лето отправляюсь в раннеславянскую археологическую экспедицию с институтом археологии Российской Академии наук. Мечтаю приобщить к этому и своих старшеклассников. 
– Андрей Павлович, хочется поблагодарить вас за интересную беседу и пожелать удачи, новых творческих успехов, интересных уроков, взаимопонимания с учениками и совместных с ними исследований и проектов.

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.