Завтра, пятого октября, замечательный праздник – День учителя. Ученики и выпускники разных лет с благодарностью и уважением поздравят тех, кто открыл им огромный и сложный мир знаний.
От ученицы до наставника
Много добрых и теплых слов будет сказано и в адрес учителя физики школы № 1 Натальи Николаевны Тебекиной, для которой этот год особенный. 30 лет назад, после окончания Горьковского государственного педагогического института им. М. Горького, она переступила порог родной средней школы № 6. Ее сердечно встретили не просто учителя, а коллеги – Л.В. Юрина, А.И. Грязнова, Л.Н. Балуева, А.П. Сергеев, ее первый наставник, и, конечно, З.П. Винокурова, строгий и мудрый директор.
Освоить методику преподавания, разобраться во всех ее тонкостях помогла Е.В. Камратова, завуч средней школы № 1, педагог-профессионал.
Что для нее эти тридцать лет педагогического стажа? Неустанный труд? Да. Бессонные ночи и стремление работать на результат? Да. Постоянное самосовершенствование и радость от общения с детьми? Да. Умение меняться и признавать ошибки, чтобы их исправить? Да.
Наталье Николаевне нравится, когда к ней на уроки приходят учителя. Грамотные и тактичные замечания во время обсуждения не обижают, заставляют думать и искать интересные и эффективные приемы и методы преподавания и постоянно учиться самой. Это непременное условие движения вперед, к успеху.
«К 25-ти годам стажа поняла, что состоялась как учитель», – говорит, улыбаясь, Н.Н. Тебекина.
Сейчас она сама наставник, возглавляет школьное и районное методические объединения (РМО) учителей физики и астрономии и свою задачу видит в оказании методической помощи коллегам, молодым педагогам. Человек энергичный, деятельный, она организует и проводит семинары, обмен информацией, открытые уроки. Поддерживает связь, советуется с А.А. Нозиной, заслуженным учителем Российской Федерации, педагогом-ветераном, долгое время возглавлявшей РМО учителей физики и передавшей ей эстафету руководителя.
Сотрудничает Наталья Николаевна с Нижегородским институтом развития образования (НИРО), с учеными, профессорами Института прикладной физики Российской академии наук (ИПФРАН), и это не дает ей стоять на месте, заставляет двигаться вперед.
С выбором не ошиблась
Оказывается, Н.Н. Тебекина мечтала стать медсестрой, а стала учителем. Не разочаровалась, поняла, что не ошиблась.
«Люблю своих учеников, скучаю без работы. Школа стала моей жизнью, она для меня источник энергии и молодости, не дает стареть», – признается Наталья Николаевна. – Верю в лучшее, считаю, что должна оправдывать ожидания детей и их родителей, учить так, чтобы физика была интересна и доступна, помогала в жизни и многое объясняла».
Понять, как преподавать физику, ей помог П.Л. Капица, его мысль: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые». Это и стало ее педагогическим кредо.
Настольные книги – учебник Г.С. Ландсберга, трехтомник по физике, психология и… «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
Любовь к чтению художественной литературы привила В.Н. Шарапова, учитель русского языка и литературы, ее классный руководитель, о которой – только с огромным уважением и благодарностью.
Секрет мастерства
В общем-то, секрет ее мастерства прост: то, что по-настоящему интересно учителю, интересно ученикам.
Начиная обучение детей физике, Н.Н. Тебекина сразу же знакомит их с особенностями исследовательской деятельности. С первых уроков в седьмом классе, давая несложные задания экспериментального характера, наблюдает, кто как ставит и описывает опыт, кто это делает с интересом, нестандартно рассуждает, обоснованно доказывает свою гипотезу. Постепенно выделяется группа ребят, которые с удовольствием посещают школьный кружок по физике «Поиск», где учитель занимается с ними индивидуально и предлагает принять участие в интегрированных проектах совместно с учителями технологии, информатики, биологии. Таким образом, Наталья Николаевна решает вопрос не только обучения, но и развития ученика.
Свой опыт она обобщила в статье «Учебный проект – как это сделать», вошедшей в один из сборников НИРО.
Кроме уроков – экскурсии. Педагог считает, что сегодняшним школьникам непременно надо понять, что современное производство высокотехнично и от рабочего требуется хорошая вузовская подготовка. Как убедить? Показать. И Н.Н. Тебекина везет детей в музей занимательных наук «Кварки».
По ее мнению, непременное условие успеха ученика – это вера в него. А значит, уважение, взаимопонимание, партнерство. Именно на таких условиях и строит она взаимоотношения с учащимися.
Ее ученики – участники научно-исследовательской конференции «Путь в науку». Каждый год ее выпускники выбирают итоговую государственную аттестацию по физике в форме ЕГЭ и показывают неплохие результаты.
В школе № 1 обучение в 10-11-х классах ведется по индивидуальным планам. Старшеклассники сотрудничают с кафедрой прикладной механики Нижегородской сельскохозяйственной академии, выполняют исследовательские работы-практикумы, участвуют в вузовской олимпиаде, по результатам которой поступают в академию и продолжают там серьезно заниматься исследовательской деятельностью.
Но заставить школьника участвовать в конкурсе, олимпиаде – это заведомо получить не тот результат, который хотелось бы иметь. А вот увлечь – это совсем другое дело. А для этого, по убеждению Н.Н. Тебекиной, сам учитель должен активно принимать участие в конкурсах: пример наставника убеждает и вдохновляет.
Так, Наталья Николаевна дважды становилась участником конкурса на денежное поощрение лучших учителей Российской Федерации, творческих учителей Нижегородской области. Она лауреат муниципального конкурса «Учитель года» и победитель конкурса кабинетов физики, где есть все, и даже цифровая лаборатория, позволяющая проводить серьезные опыты и исследования. Хорошо оборудованный кабинет – это результат заботы администрации школы и заинтересованной деятельности педагога.
***
Человек она энергичный, неугомонный и, самое главное, очень любит детей и любит и умеет с ними работать, общаться. Ее собственные дети (две дочери и сын), выросшие, по словам Натальи Николаевны, в атмосфере учительства, уже определились с выбором профессии. Одна из дочерей, как и мама, вот уже семь лет идет по нелегкому, но радостному пути педагога: преподает историю в одной из школ г. Кстово. Подрастают два внука, и им тоже нужна ее поддержка и добрый взгляд на жизнь человека, состоявшегося и в семье, и в профессии.