«Папа у Васи силён в математике, учится папа за Васю весь год». Слова этой известной шуточной песенки знакомы многим. И действительно, это было бы смешно, если б не было так грустно. Перед большинством родителей нашей страны стоит один и тот же вопрос: помогать или нет драгоценному чаду с уроками в начальной школе?
Прекрасно, если ребёнок – отличник и со всем справляется сам. А если нет? Пустить все на самотёк и ждать, как он будет самостоятельно выплывать в море знаний? Или всё же бросить ему спасательный круг в виде своей помощи?
С одной стороны, выполнение домашнего задания под контролем взрослого может повысить успеваемость. Ведь частенько ребенок даже не может правильно понять задание, сформулированное скорее для профессоров, чем для учеников начальных классов. С другой стороны, есть мнение, что помогать ребенку с уроками – вредно, якобы это лишит ребенка самостоятельности и умения мыслить.
Своим опытом о том, как родителям не впадать в крайности и найти оптимальное решение между «Папа решает, а Вася сдаёт» и «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего», делится учитель начальных классов седьмой школы Наталья Александровна Гуськова.
– Наталья Александровна, вопрос, сидеть или не сидеть с детьми во время выполнения домашних заданий в начальной школе, волнует многих родителей. Вот наступает время первых уроков на дом. Как вести себя мамам и папам?
– Если говорить о первом классе, то там домашние задания носят рекомендательный характер. Ребёнок выполняет их по желанию, учитель проверяет, поправляет, но оценок не ставит. Первые настоящие отметки появляются во втором классе. И вот тут начинается самое интересное.
По моим наблюдениям, родители делятся на три группы. Первую группу составляют родители, которые досконально контролируют весь процесс выполнения уроков. Им нужны только отличные оценки у ребёнка. Как правило, эти родители сами учились в школе хорошо, и иное для них неприемлемо.
Вторая группа состоит из родителей, которые проверяют тетради у ребёнка, указывают на ошибки, иногда сами за него что-то решают, а ученик бездумно переписывает то, что сказано мамой или папой.
Третья группа родителей принципиально не проверяет домашние задания у ребёнка, прививая ему таким образом чувство ответственности и самостоятельность.
Родителей, которые нашли идеальный баланс между «сидеть» и «не сидеть» очень мало. Поэтому я рекомендую всем прислушаться к советам вашего педагога. Ведь у каждого учителя свой подход. Я, например, прошу родителей не сидеть с детьми и не исправлять их ошибки. Да, будут не лучшие оценки, но я смогу увидеть, над какой темой нужно ещё поработать. Ведь часто бывает, что за домашние задания ребёнок получает одни пятёрки, а на первой же контрольной я ставлю ему три. И сразу понятно, что дома кто-то решает задачи за него. Стресс для всех: и для ученика, и для родителей, и для меня. Единственное, о чем прошу мам и пап, это просто проверить сам факт выполнения уроков.
А некоторые учителя просят родителей на первых порах помогать детям с оформлением заданий, так как это вызывает, как правило, большие сложности у большинства школьников. Но ни в коем случае не делать работу за них.
Однозначно могу сказать, что в начальной школе родители не должны полностью отстраняться от процесса подготовки домашних заданий. Однако сидеть рядом и следить за написанием каждой буквы или цифры точно не нужно. Так вы отобьёте желание делать что-либо самостоятельно. Но контролировать, что выучено, какие оценки получены ребёнком за день, надо обязательно.
– С каких уроков лучше начинать? С самых сложных или с тех, которые нравятся и легче даются ребёнку?
– Начинайте выполнение домашнего задания с тех предметов, которые больше нравятся вашему ребёнку, которые легче даются. Это мотивирует, придаёт уверенности: у меня получается, мне понравилось, я и дальше буду делать уроки! Когда любимые предметы выучены, можно приступать к более сложным. И тут нужно предоставить ребёнку выбор, с какого предмета из оставшихся он хотел бы начать? Таким образом, вы показываете, что его решение главное в этом вопросе.
А вот что учить сначала – устные или письменные уроки – значения не имеет.
– Сколько времени должно уходить на подготовку домашних заданий?
– Понятно, что с каждым годом количество предметов увеличивается, соответственно, и время на выполнение домашней работы тоже. Важно понимать, что на дом мы задаём 1/3 часть от того объёма, который выполнили в школе. Например, на уроке мы решили три задания, значит, домой я задам одно. Поэтому примерно можно рассчитать время, отведённое на выполнение домашнего задания. Во втором классе это один час, в третьем – один час пятнадцать минут, в четвёртом может понадобиться до полутора часов. И не нужно сидеть по три часа над выполнением домашней работы. Это все равно не даст результата.
– В какое время лучше учить уроки дома? И стоит ли делать перерывы между предметами?
– Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий 15.00 – 17.00. Это как раз повод, чтобы сделать уроки до прихода родителей с работы. А мамам и папам остаётся только проконтролировать сам факт выполнения домашнего задания. Я понимаю, что у многих не получается учить в указанное время, и приходится искать варианты. Но настоятельно не рекомендую учить уроки после 21.00. Дети должны отдыхать, а соблюдение режима дня – основное правило успешного обучения в школе. Я вообще советую учить уроки всегда в одно и то же время. Тогда вашему ученику будет легче сесть за выполнение домашнего задания. И по возможности нужно заранее обговорить с ребёнком, сколько времени отводится на каждый урок. Но всё это предлагать
в игровой форме, ни в коем случае не давить. Спросить его: как ты думаешь, сколько времени тебе надо, чтобы решить эту задачу? Если ребёнок уложится в указанные минуты, обязательно хвалить, а если нет, то немного увеличить время, объяснив ему, что, наверное, эта задача оказалась чуть сложнее, чем он предполагал. Таким образом, вы стимулируете ребёнка сосредоточиться на задании, чтобы выполнить его в срок. А сами можете понять, сколько времени уйдёт
на выполнение всех уроков.
Длительные перерывы между уроками делать не стоит, если вы видите, что ребёнок не устал. Но можно сделать двухминутную гимнастику, типа «мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Мы и в школе это делаем.
– Расскажите, как учить уроки без нервов? Как вести себя родителю, если ребёнок не понимает материал или постоянно делает глупые ошибки, и при этом начинает плакать? Оставаться в стороне в таком случае не получится.
– Каких-то особых секретов не существует, к сожалению. Во-первых, самое главное – никогда не нужно кричать на своего ребенка. Одна из важных составляющих успешного выполнения уроков дома – спокойная атмосфера и психологический комфорт ребёнка и родителей. Не ждите, что умение собраться, сосредоточиться на выполнении задания придет к школьнику сразу. Всё это появится, но со временем. Если видите, что задача никак не поддаётся вашему ученику и он начинает нервничать, то нужно отвлечься. Выпить чашку чая, почитать книгу, поболтать. Дайте время ребёнку успокоиться и собраться с мыслями. Не нужно стучать по столу кулаком и требовать немедленного решения. Подключайте родительскую мудрость и старайтесь быть друзьями своим детям.
Видите, что ребенок устал, – не надо заставлять его разлеплять глаза и продираться сквозь сливающиеся буквы. Просто помогите ему с уроками, прочитайте главу или параграф вслух. Понятно, что это разовые случаи, и они не должны стать системными.
Направляйте ребёнка, посоветуйте ему найти аналогичное задание, выполненное в классе. Это поможет ему.
Если же задание совсем не поддаётся, то не нужно делать его за ребёнка. Закрывайте учебники и тетради. Успокойте его, скажите, что вы сообщите учителю о невыполненном уроке, и педагог поможет ему.
Не ставьте во главу угла оценки. Главная цель – получить знания, научиться ими пользоваться.
– Как правильно указывать ребёнку на ошибки, если увидел их в тетради или черновике?
– Не стоит сразу исправлять их. Видите, что допущена ошибка или даже несколько ошибок, предложите ребёнку внимательно посмотреть на то, что он написал. Пусть постарается сам найти ошибку. Прежде чем брать тетрадь на проверку, всегда предлагайте ему ещё раз прочесть написанное, пересчитать примеры. Школьник должен научиться контролировать себя самостоятельно.
– К какому классу наступает момент, что родительский контроль больше не нужен?
– К пятому классу ребенок начинает всё делать сам, и от родителей помощь ему уже не требуется. Для работающих мам и пап – это праздник. Но это произойдёт только в том случае, если родители грамотно контролировали ребёнка в начальной школе, а не сидели около него часами, проверяя каждую букву.
Стоит ли помогать ребенку с выполнением уроков – вопрос, не имеющий однозначного ответа. Кто-то помогает своим детям делать уроки, а кто-то считает, что важна самостоятельность в вопросах образования. Понять можно и тех, и других. Делая выбор в пользу отказа или помощи школьнику, необходимо трезво оценивать возможности ребёнка. Отличников, как правило, мало. Большинству учеников требуется помощь родителей на первых этапах обучения в школе. И задача мам и пап в этот период – научить детей учиться, выработать привычку делать уроки. Дать понять им, что выполнение домашних заданий – их зона ответственности, а родители всегда рядом и придут на помощь, если понадобится.