Одна из отличительных особенностей современного учителя – непрерывность его профессионального развития. Кроме того, важно не бояться нового, отвечать вызовам времени и идти в ногу с ним. Это непросто, но по-другому сейчас нельзя. Этой точки зрения придерживается и Елена Николаевна Колпакова – учитель английского языка высшей квалификационной категории (с 2010 года) Новинской школы, руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка. В этом году у нее серьезная победа: она стала получателем федерального гранта конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в Нижегородской области.
Рядом с иностранными школьниками
Накануне традиционной августовской педагогической конференции корреспонденты «Богородской газеты» побывали в Новинской школе, которая, как и другие образовательные учреждения района, с радостью встретит своих любознательных учеников, отдохнувших за лето и готовых успешно начать новый учебный год.
Вместе с новинскими школьниками первого сентября за парты сядут четыре иностранных учащихся – из Венгрии, Таиланда, Италии и Германии, которые приехали в Россию по программе международного обмена. Прошлогодние учащиеся Габриэль Валлин из Италии, Элина Пехаб из Австрии и Оскар Бон из Мексики после обучения успешно сдали экзамен по русскому языку и получили сертификаты. Можно сказать, что международная деятельность, о которой мечтали два года назад, стала частью школьной программы. Более того, ученица 10-го класса Новинской школы София Дарьенкова по международной программе AFS будет учиться в Испании, познакомится с культурой этой европейской страны и выучит испанский язык.
Как всегда, рядом с иностранными школьниками будет руководитель по работе с AFS-студентами Елена Николаевна Колпакова. Как волонтер и основной тьютор, она познакомит их (юношу и трех девушек) со школой, принимающими семьями, в которых им предстоит жить, требованиями; поможет составить индивидуальный учебный план и будет постоянно интересоваться их успехами. Помимо этого – уроки английского языка и классное руководство в 8-м классе.
К своей дополнительной волонтерской обязанности Елена Николаевна относится не только очень ответственно, но и с большим энтузиазмом. Кроме того, теперь ей легче убедить своих учеников в необходимости серьезно изучать иностранный язык в школе, использовать в общении, ведь вместе с учителями именно старшеклассники помогают своим сверстникам из-за рубежа осваивать русский язык.
С легкой руки мамы
Со школой у Е.Н. Колпаковой – долгая и прочная связь: 22 года не просто любимой работы – служения своему делу и ученикам.
Выпускница Доскинской школы, серебряная медалистка, она с большой благодарностью говорит о своем первом учителе английского языка Галине Викторовне Шевелевой, которая увлекла пятиклассников, в том числе и ее, английским языком.
Позднее, в девятом классе, старшеклассников покорила молодая учительница, выпускница Горьковского лингвистического института им Н.А. Добролюбова Ирина Геннадьевна Сатаева. Ее горящие глаза, энергия, яркие, эмоциональные уроки и свободное владение английским языком сделали свое дело. Девятиклассница часами переводила тексты из учебника Старкова, настойчиво осваивала иностранный язык. Видя старания дочери, мама сказала: «Английский любит – пусть идет в иняз». Готовилась. По собеседованию прошла в Горьковский государственный педагогический институт им. М. Горького на дошкольное отделение психолого-педагогического факультета. Студентка 5-го курса, она была принята в Новинскую школу учителем английского языка в начальных классах. Непросто было совмещать работу с учебой, но молодости многое по плечу.
Дорогу осилит идущий
Вспоминая своё начало, Елена Николаевна скажет, что самой главной путевкой в профессию стали для нее курсы в Горьковском институте повышения квалификации учителей (сейчас НИРО), на которые ее направил директор Николай Викторович Богатов. Это было, по словам Е.Н. Колпаковой, погружение в язык: лекции по психологии, методике преподавания, педагогике читались на английском языке. Кроме того, с педагогами работали авторы учебников, носители языка. Благодаря Б.Л. Грибковой, заведующей кафедрой преподавания иностранного языка, слушатели курсов получили богатейшие материалы. Стали они хорошим подспорьем в работе и начинающему учителю Елене Николаевне, которая сама училась выстраивать учебный процесс, разрабатывала для своих маленьких учеников (английский язык как предмет тогда только еще вводился в начальную школу) интегрированные уроки с музыкой и ИЗО.
Возможно, с этих курсов и начался для педагога непрерывный процесс учения и развития, профессионального роста и самосовершенствования.
Второе высшее образование получила в Нижегородском государственном лингвистическом университете им. Н.А. Добролюбова, совмещая учебу и работу в школе. Окончила вуз в 2003 году по специальности лингвист-преподаватель английского языка.
Е.В. Маякова, заместитель директора Новинской школы, характеризует Е.Н. Колпакову как перспективного учителя, который постоянно, много и с удовольствием учится и активно делится с коллегами приобретенными знаниями, проводя мастер-классы. Педагога отличает удивительная работоспособность и умение верно определить траекторию своего дальнейшего развития – «перезагрузиться».
«Если ты выбит из зоны комфорта, это хорошо, – считает Е.Н. Колпакова и весь педагогический коллектив Новинской школы вместе со своим директором Ириной Геннадьевной Сатаевой. – Это значит, пришло время преодолеть возникшие трудности, что-то изменить в себе, чтобы быть готовым вновь двигаться вперед и покорить вершину, на которую еще вчера не смог подняться. Если же этим стремлением к самосовершенствованию учитель увлек своих коллег, то, безусловно, выигрывает школа и, главное, – ученики».
Так, проникшись идеей развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов, она одна из первых стала слушательницей в очной школе
А.В. Хуторского, считая, что нельзя развивать в детях то, чего нет у тебя. Четырехдневные курсы в Москве стали новым толчком к индивидуальному развитию.
Какими компетенциями должны владеть ученики XXI века? Новый вопрос, ответ на который Елена Николаевна вместе с коллегами М.А. Беловой, Н.Н. Маровой, Ю.Е. Сатаевой получили, участвуя в декабре 2017 года в трехдневном семинаре в Казани. Там они познакомились с элементами Сингапурской системы обучения и освоили активные методы и технологии формирования критического мышления и в целом мыслительной культуры обучающихся. Способом осмысления полученной информации стали мастер-классы, проведенные в школе и в НИРО – для учителей начальных классов, преподающих английский язык.
Кроме того, Елена Николаевна участвует в сетевом проекте НИРО по развитию профессио-
нальных компетенций учителей английского языка. Убедила представителей кафедры института, что это необходимо всем педагогам Новинской школы.
Работает на двух образовательных платформах: в центре ее внимания изучение цифровых методик обучения.
Среди 28 российских учителей, участвовавших в международном проекте PISA4U, педагоги Новинской школы Е.Н. Колпакова и М.А. Белова дошли до конца в исследованиях по своей теме, которые провели среди учащихся школы.
Воистину, каждому дается по силам его… Но ведь не зря говорится: дорогу осилит идущий.
Не только учитель…
Елена Николаевна Колпакова не только успешный учитель и человек с активной жизненной позицией, интересный и мудрый собеседник, но и заботливая, любящая мама троих детей.
Ее дочь в этом году завершает обучение в школе, впереди – ответственный выбор будущей профессии. Один из сыновей профессию уже выбрал – поступил в Нижегородский радиотехнический колледж. Другой перешел во второй класс. Дети самостоятельны. Мама для них пример во всем.
К ее слову прислушиваются, с ней советуются, знают, что всегда поймет и поможет.
Свою профессию считает самой гуманной в мире. По её мнению, самое главное при любых обстоятельствах оставаться человеком, не бояться ошибаться: ведь любой опыт положителен, а не ошибается только тот, кто ничего не делает.