Стараясь максимально реализовать образовательный потенциал всего пространства дошкольной организации, сотрудники детского сада № 5 «Золотая рыбка» используют удобные рекреации и коридоры для оформления мини-музеев.
Их создание на сегодняшний день актуально. Это важный компонент развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, современные требования к которой подробно изложены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Чем хороши мини-музеи в детском саду? Во-первых, если в государственных музеях трогать ничего нельзя, то у нас не только можно, но и нужно! И посещать его можно каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Во-вторых, в обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Он расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить их представления об окружающем мире. Мини-музей русского быта в детском саду № 5 «Золотая рыбка» был создан самым первым. Он знакомит воспитанников с культурными традициями русского народа, обычаями, праздниками. Дети с интересом рассматривают подлинные вещи, которые вместе с родителями находили на чердаках, в подвалах своего дома, реставрировали и приносили в детский сад. Каждый экспонат имеет свою историю, о которой малышам рассказали их родители. Есть у нас и мини-музей игрушки, который знакомит ребят с историей ее возникновения, материалом и способами изготовления. С большим интересом приходят воспитанники в галерею космоса. В ее оборудовании использованы не плоскостные изображения, а объёмные (3D-формат). Здесь представлены фото-вернисаж, рисунки детей, поделки, выполненные педагогами и родителями совместно с детьми. Подготовленная экспозиция позволяет проводить занятия по темам «Что такое космос?», «Семья планет», «Планета – наш общий дом», рассказывать малышам о космонавтах. Не случайно возникла идея создания мини-музея часов. Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. А дети от природы – прирожденные исследователи окружающего мира. Развитие познавательной, интеллектуальной активности и любознательности, восприятие учебного материала в целом зависит от их активности и проявления интереса к окружающему миру. Открыли мы и мини-музей звука. Сейчас мы по достоинству оценили то, что любой экспонат может подсказать тему для интересного разговора, используется для проведения различных занятий, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы. Важно, что созданию мини-музея в условиях детского сада способствует поисково-исследовательская деятельность, которая позволяет ребёнку почувствовать себя исследователем, даёт возможность объединить детей, воспитателей и родителей в совместной работе, а также сформировать настоящее сообщество детей, родителей и воспитателей.