Осталось не так много времени, когда во всех детских садах в небо полетят воздушные шары и счастливые и нарядные выпускники-дошколята попрощаются с любимыми воспитателями. Одни дети ждут этих перемен с радостью, другие – со страхом и порой нежеланием.
Почему так получается? Возможно, это связано с тем, что не все родители понимают, насколько важно сформировать у ребёнка положительное отношение к школе, стремление занять новое социальное положение – стать школьником. Даже при наличии необходимого запаса знаний, навыков, умений первокласснику учиться будет трудно, если у него нет необходимой готовности к новой деятельности. А вот правильный настрой способен творить настоящие чудеса, поэтому как педагог-психолог (работаю в детском саде № 5) особое внимание уделяю именно формированию мотивационной готовности будущих школьников. На занятиях в игровой форме мы развиваем усидчивость, формируем навыки самоконтроля, применять которые ребята смогут в учении. Дети еще не знакомы с учебной деятельностью и не осознают ее необходимость. В этом случае мне на помощь приходит использование увлекательных рассказов, сказок о школе и приёмов арт-терапии. Ребята фантазируют на тему «Школа» и воплощают это в рисунках. В мини-спектаклях кукольного театра мы проигрываем сюжеты из сказок «Лесная школа». Тревожные и застенчивые с помощью кинетического песка и игрушек моделируют возможные ситуации школьной жизни. Через работу с песком уходят напряжение и страхи. Эффективна такая работа и с теми, у кого снижена концентрация внимания и самоконтроль. Важно воздержаться от критики ребенка, даже если он что-то сделал не так, – это разрушит всю мотивацию. Как же быть? Просто предложите выполнить задание по-другому. На занятия к ребятам приходят учителя начальных классов и их ученики, они рассказывают о школе, о том, какие предметы изучают, об увлекательных мероприятиях, отвечают на вопросы воспитанников детсада. Большую роль в процессе становления мотивов обучения у ребенка играет семья. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса и поэтому имеют возможность присутствовать на любых занятиях с детьми. В нашем детском саде ежегодно проходят дни открытых дверей. Мамы и папы, наблюдая за своими детьми, видят, какие приёмы, игры, упражнения я использую для развития учебной и познавательной мотивации у воспитанников. Надо отметить, что современные родители проявляют заинтересованность в вопросах воспитания и всегда готовы к сотрудничеству. Кроме того, провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации и другие мероприятия, на которых рассказываю родителям о способах формирования у дошкольников положительной мотивации к учебе, провожу и индивидуальные консультации. Формирование мотивации дошкольника – процесс трудоемкий. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо учитывать особенности ребенка, его потребности и возможности.