Заменили отцов у станков

Заменили отцов  у станков
Фото: А. ЛОБАСТОВ

Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню, собрал 8 марта полный зал зрителей. В основном зрительниц – именно в их честь в этот день со сцены городского ДК звучали душевные песни, исполнялись танцевальные композиции. 
Со словами поздравлений к представительницам прекрасного пола обратился А.А. Сочнев, глава местного самоуправления Богородского района, пожелав каждой своего женского счастья. Особые слова признательности звучали в этот день в адрес женщин –
ветеранов войны. Участнице Великой Отечественной войны Александре Владимировне Рубановой и 28 труженицам тыла, начавшим свой трудовой путь детьми в военные годы, глава МСУ вручил юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне», цветы и подарки.
Среди них и Лия Константиновна Данилевич, ветеран кожевенного завода имени Калинина (впоследствии «Хромтан», ныне «Патриот»). Ее отца, Константина Александровича Гожева, призвали на фронт летом 1941 года. Лие было тогда десять лет.
– Провожали мы папу всей семьей, –
вспоминает Лия Константиновна. – Место сбора было в Риковском переулке, 
у старого горисполкома. Народу пришло много, но было тихо, переговаривались вполголоса. Взрослые стояли грустные, печальные. Мы, дети, глупенькие еще были, не понимали, конечно, что, может, и не увидим папу больше. Папа с войны не вернулся – в 1943 году пришла похоронка. Он погиб под Смоленском. Тяжело об этом вспоминать…
Мама, Александра Михайловна, работала, как и отец, на кожевенном заводе имени Калинина. Лия была старшей 
в семье и главной помощницей матери. Младшая сестра Рита родилась в 1935 году, Валя – в 1937-м. Женя, самый младший, родился перед войной – в 1940 году. Жила семья в коммунальной квартире в доме 32 по улице Болотной (ныне Брагина). Голодно было. На всю семью на день –
одна буханка хлеба, которую получала мать по рабочей карточке. 
– В конце войны чуть-чуть полегче стало, – вспоминает Лия Константиновна. – Мама у нас добрая была, ну и люди к ней с добром. Помню, Михаил Федорович Калешев, живший по соседству на Болотной улице, сказал маме: «Шурынька, в столовой работница нужна, переходи туда. Детям хоть миска супа будет». Мама и перешла. А летом 1944 года в 13 лет я на завод пошла. Туда, где папа работал, – имени Калинина. 

Детей и подростков, вспоминает Лия Константиновна, на заводе работало много. Первое ее рабочее место было за длинным столом, где пришивали шлевки к кожаным солдатским ремням. Рядом с ней стояли и шили ремни такие же девчонки и мальчишки. За швейными машинами сидели женщины – они шили 
теплушки для автомобилей: такими в морозы укрывали моторы. В этом же цехе изготавливали кобуры для пистолетов.
Затем Лие пришлось поработать в автодетальном цехе. Пластмассы тогда не было, 
и многие мелкие детали для автомобилей изготавливали из кожи. Потом их специальным образом обрабатывали для прочности (с помощью парафина), затем пускали под пресс.
Детская рабочая смена не отличалась от взрослой. Юные работники приходили на завод 
к 7 утра и трудились до конца дня. Дисциплина была строгой. В войну детям пришлось рано повзрослеть, забыть об учебе и детских играх.
– До войны я успела окончить три класса, училась в школе № 8, – рассказывает Лия Константиновна. – Продолжить учебу смогла только много лет спустя. Когда дочка моя, Лариса, пошла в первый класс, и я села за парту – поступила в четвертый класс в школу рабочей молодежи. Так и училась по вечерам, окончила семилетку.
40 лет без перерыва проработала Л.К. Данилевич на заводе имени Калинина, многие годы – в отделочном цехе. Неоднократно награждалась за честный и добросовестный труд. На ее груди – орден Красного Знамени. Имеет почетное звание заслуженного работника текстильной и легкой промышленности РСФСР.
– Я любила работать, – просто говорит она. – Что ни попросят, выполняла, никогда ни от какой работы не отказывалась.
Когда мужчины ушли на фронт, у заводских станков и 
в колхозах их заменили дети. 
В 1941 году Ольге Дмитриевне Бородиной было всего 11 лет. Жили они в Крашове. В семье было семеро детей. Отца, инвалида, призвали на трудовой фронт – он работал в Горьком. Старшей сестре, Анне, 1922 года рождения, пришлось воевать. Фельдшер, она прошла всю войну. Вернулась домой с победой, как и брат (он был с 1923 года).
А Оля осенью 1941-го должна была пойти в пятый класс. Не пришлось. Их классу объявили: дети 1930-го года рождения 
и старше вместо учебных занятий идут работать – в колхозе не хватает рабочих рук.
Так для Оли и ее одногодков закончилось детство. Уже летом 1941-го они наравне со взрослыми заготавливали сено на колхозных лугах. Косили, стога метали. Потом в поле – на жатву. 
– И в Заготзерно нас посылали, – вспоминает Ольга Дмитриевна. – Жита-то было – горы! До самого потолка зерна навалено, и оно начало преть, «гореть». Чтобы спасти жито, дали нам лопаты, и мы его ворошили, ворошили. Пыль столбом… 
Когда завершались полевые работы, юных колхозников посылали на ферму. По зимам Оля трудилась в колхозе телятницей.
– Бычки-то были больше меня, боялась я их, а так и работала, – вспоминает Ольга Дмитриевна.
Учиться ей так и не пришлось больше. Начав работать с 11 лет, трудилась всю жизнь. 20 лет кряду отдала богородской швейной фабрике, потом 15 лет – на медскладе. Вырастила двоих детей – сына и дочь. Они ее сопровождали на праздничном мероприятии в городском ДК.
– Понравился Вам сегодняшний концерт? – спрашиваю у ветерана войны О.Д. Бородиной.
– Понравился, – отвечает она. – Душой отдохнула, от мыслей своих отвлеклась. Мы рады такому вниманию!

 

 

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.