Главная Главная  /  Богородская газета  /  Культура  /  Романсы вечны, как душа  / 

Романсы вечны, как душа

17 декабря 2010 г.
Романсы вечны, как душа
Фото: ЛОБАСТОВ Александр

IV областной конкурс исполнителей русского романса, прошедший в минувшее воскресенье в стенах городского Дома культуры, открылся прологом, перенесшим зрителей в атмосферу века 19-го. Перед нашими глазами, задержавшись на сцене лишь на несколько минут, прошли дамы в изысканных нарядах по моде позапрошлого века, в сопровождении галантных кавалеров. Такова была эпоха, в которую жил и творил наш талантливый земляк, композитор Н.Г. Кравцов. Чарующие звуки музыки перемежались с кратким рассказом о его творческом пути. Вступлением к конкурсу стал романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», исполненный трио «Рио-Рита» (С.В. Сычева – рояль, скрипка – И.И. Комода,
Н.Х. Братславская). Затем известный многим богородчанам краевед В.М. Орлов исполнил романс Н.Г. Кравцова «Тихо на дороге». Аккомпанировала ему за роялем Н.К. Букина.

Приехав юношей в село Богородское, Никанор Кравцов прожил на нашей земле более пятидесяти лет. Церковный хор под управлением регента собора Рождества Пресвятой Богородицы Кравцова исполнял как духовные, так и светские песнопения. С музыкальным произведением Турчанинова «Хвалите имя Господне» зрителей познакомили богородские вокалистки (под руководством Т.М. Гребенкиной). На этой высокой ноте церковного песнопения и открылся сам конкурс.

В стенах ДК собрались участники из Богородского, Павловского, Сосновского, Дальнеконстантиновского, Чкаловского районов, Дзержинска и Н. Новгорода. Это были как солисты, так и дуэты, ансамбли. Первой в конкурсной программе выступила богородчанка Анна Фелькер, исполнившая в сопровождении оркестра народных инструментов старинный романс «По диким степям Забайкалья» и современное произведение «Что затуманилась, зоренька ясная».

Одним из самых активных участников конкурса стал город Дзержинск. Его представляли солисты вокальной студии «Соло» (руководитель Татьяна Соколова): Любовь Савушкина, Алла Арутюнова, Полина Самойлова, Наталья Логиничева, Франц Гальди, Екатерина Лаврова. Аккомпанировала им Светлана Аронович.

Хозяева конкурса – богородчане также представили на суд зрителей разнообразие романсов, исполненных, кроме уже названной Анны Фелькер, Натальей Орманжи, Владимиром Воробьевым, Александрой Стешовой, Екатериной Козиной, Ольгой Русовой, ансамблем «Здравица».
Зрители поистине наслаждались музыкой. «Он виноват», романс из кинофильма «Дни Турбиных» «Белой акации гроздья душистые», «А напоследок я скажу», «Гори, гори, моя звезда», «Хороша была Танюша», «Калитка»… Эти и другие романсы, составляющие золотой фонд русской музыкальной культуры, прекрасно были исполнены участниками конкурса.

Особое впечатление произвело на зрителей вокальное трио «Гармония» из Нижнего Новгорода. Это Ирина Жилина (рояль), солистки Ирина Клепикова и Анна Омельченко. Их мас-терское и проникновенное исполнение романсов завораживало. К тому же именно трио «Гармония» после окончания конкурса, когда члены жюри удалились на совещание, продолжало «держать» зал, исполняя музыкальные произведения одно за другим. Но вот их песенный марафон завершился. Зайдя за кулисы, выражаю восхищение их поистине профессиональным пением.

– Нет, мы просто  любители романса, а не профессиональные исполнители, – рассмеялись они. Выяснилось, что Анна – педагог в музыкальной школе № 9 Н. Новгорода, Ирина Жилина работает во Дворце детского и юношеского творчества в г. Дзержинске, а Ирина Клепикова – психолог.

– Кстати, Богородск – мой родной город, – сказала она. – В нашей семье (Степановых – ред.) очень любили петь, в том числе и русские романсы.
Исполнение романса требует от певца особой смелости, уверенности в своих голосовых возможностях, артистизма – не внешнего, а идущего из глубины души, когда зритель вслед за Станиславским готов поверить в истинность чувств исполнителя. Высокая планка романса потребовала и от организаторов конкурса, отдела культуры районной администрации, большой и тщательной подготовки к его проведению.

И вот оглашены его итоги. Возглавляла жюри художественный руководитель областного научно-методического центра народного творчества Э. Закирова, среди судей были солистка Нижегородского театра оперы и балета В. Харитонова, заведующая отделом культуры В.В. Мамыкина, старейшие музыкальные педагоги города Р.А. Кузовенко, А.Я. Комарова, краевед А.А. Бондарь.

Первое место среди солистов жюри отдало Анне Фелькер. Второе – у Анны Омельченко. Третье было поделено между Аллой Арутюновой из Дзержинска и Натальей Танаевой из Сос-новского.

Среди ансамблей звание лауреата первой степени было присуждено вокальному трио «Гармония» (Н. Новгород), которым руководит Галина Стручкова, второе место – у ансамбля «Здравица» (руководитель Дмитрий Фейгин), третье поделили квартет из Дальнего Константинова «Родники» и ансамбль академического хора Чкаловского Дома культуры и спорта (руководитель Лариса Новожилова).

Кроме того, дипломами лауреатов были поощрены и два наших земляка: Александра Стешова (приз зрительских симпатий) и Владимир Воробьев – за то, что единственным из всех вокалистов рискнул представить на суд зрителей романс собственного сочинения.
Когда все подарки и грамоты были вручены, я попросила поделиться своим мнением о конкурсе некоторых зрителей.

Мнения:

А.А. Бондарь, краевед, прежде всего отметил тот отрадный факт, что музыкальные традиции старого Богородска не забыты нашими современниками. И подтверждением тому стало немалое количество зрителей, пришедших насладиться искусством романса. Этот жанр знал худшие времена, времена гонений, но романс, как оказалось, вечен – как сама душа человеческая.

– Любой романс – это целая гамма человеческих чувств, в умении выразить их и заключается искусство исполнителя. Внешние эффекты могут лишь помешать восприятию романса. Важны те чувства, эмоции, которые исполнители вкладывают в каждое слово, – считает Алексей Александрович.

Е.Ф. Семин, директор Богородской детской музыкальной школы: – Русский романс требует камерного, академического исполнения. Здесь важна красота голоса, умение солиста передать глубину чувств. Наиболее органично, на мой взгляд, романс звучит под аккомпанемент живой музыки, будь то рояль или другие классические инструменты. Хотя нужно учитывать и возможности 21 века: в нашу жизнь неизбежно входит и электронная музыкальная запись, нравится нам это или нет. Стоит отметить, что на сегодняшнем конкурсе мы увидели достойные образцы классического исполнения романса!

Автор: КУЗЬМИЧЕВА Светлана

Оставить комментарий

Ваш комментарий добавлен.